Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Марина Анатольевна Дроздова. Мария Юдина: Религиозная судьба.
«Я знаю лишь один путь к Богу: чрез искусство— Я не утверждаю, что мой путь универсальный, я знаю, что есть и другие дороги. Но чувствую, что мне доступен лишь этот; все Божественное, духовное впервые явилось мне чрез искусство, чрез одну ветвь его — музыку». Этими удивительными словами открывается дневник семнадцатилетней девушки Маруси Юдиной, начатый 30 августа 1916 года в родном городе Невеле. Она — в самом начале своего духовного пути. Пути, который с такой ясностью предстал перед ее внутренним взором и которым она, невзирая на жесткое противостояние эпохи, шла до конца своих дней. Столь рано сделанный выбор — удел немногих! Музыка и Бог, Бог и музыка – Мария Вениаминовна Юдина этот выбор сделала. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая поведает нам об этом удивительном человеке. Книга вышла в свет в Издательстве Московской Патриархии и называется – «Мария Юдина: Религиозная судьба». ****
В основу этой книги о выдающемся музыканте-исполнителе, удивительном человеке, «истово религиозной христианке» Марии Вениаминовне Юдиной вошли тексты из ее богатейшей переписки, воспоминаний о многих и многих людях, статей о музыке. На этих страницах звучит голос самой Марии Вениаминовны в живом диалоге с теми, кто был рядом, с кем она спорила, у кого училась, с кем прошла по жизни. Автор книги - Марина Анатольевна Дроздова - ученица и продолжательница творческих традиций Марии Вениаминовны Юдиной, свидетель ежедневных ее трудов и подвигов — с любовью повествует о человеке, основу мировоззрения которого составляла вера в Бога.
Как отмечает Марина Анатольевна, она стремилась к тому, чтобы жизнь Марии Вениаминовны, трудная, необычайно интересная, богатая событиями трагическими, драматическими и радостными, жизнь, пронизанная «лучами Божественной любви», предстала перед читателем в возможно более подлинном, не искаженном временем и позднейшими интерпретациями, нередко и кривотолками, виде. Получив бесценный дар — веру в Бога, открыв свое призвание, Мария Вениаминовна всю жизнь стремилась вырасти в полную меру этого призвания. «Нужно стать равным самому себе», — записывала она в юношеском дневнике. Понимала ли она, что достичь этого возможно только «став, по слову Апостола, сотрудниками Божиими, возложив на себя вместе с Ним одно иго»?
«Это мое призвание! — писала 17-летняя девушка в своем дневнике. — Я верю в него и в силу свою в нем. Я должна вечно и неизменно идти по пути духовных созерцаний, собирать себя для просветления, которое придет однажды. В этом смысл моей жизни здесь; я — звено в цепи искусства». Могла ли юная Маруся предвидеть, сколь неподъемно труден путь духовного возрастания, с какими искушениями, противостоять которым она не всегда была в силах, придется встретиться ей в жизни? Мария Вениаминовна была, как и все мы, человеком со своими достоинствами и недостатками, но человеком гениальным. Еще в ранней юности она поняла, что «так жить, как Он (Христос), нельзя, ибо ведь мы — люди. Мы должны следовать Его словам о нашей жизни, а приобщение к Нему нам дано — в Таинстве Евхаристии». Мария Вениаминовна шла путем веры, не теряя любви к Богу и людям, переполненная всемирным чувством «круговой поруки всего человечества».
Маруся Юдина, по словам автора, не ошиблась в выборе призвания. Читая ее дневник, мы видим, что уже в юные годы среди всех искусств музыку она ставила на самую высокую ступень: ведь именно музыка открыла ей Бога. Юдина осознавала, что через музыку, через свое исполнительское искусство она должна нести людям обретенную ею красоту как высшую, Божественную реальность. «Вы спасетесь через музыку», — эти поистине провидческие слова сказал ей известный московский священник и проповедник протоиерей Николай Голубцов. И действительно Марии Юдиной суждено было стать великим музыкантом, одним из столпов мирового исполнительства, обогатившим сокровищницу фортепианного искусства своими несравненными интерпретациями сочинений И.С. Баха, Л.- ван Бетховена и А. Моцарта, И. Брамса и Р. Шумана, М. П. Мусоргского, Д. Д. Шостаковича. И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита и Б. Бартока.
Как отмечает Марина Анатольевна, сразу же надо подчеркнуть, что и среди великих представителей исполнительского искусства, Мария Вениаминовна Юдина занимает особое, по-своему уникальное, место. И дело, разумеется, совсем не в том, кто выше, кто лучше — каждый из них велик и каждый неповторим. Как сказал Иосиф Бродский, «на таких высотах иерархии нет». Юдиной, как никому другому, каким-то непостижимым образом удавалось переплавить в звуки исполняемой ею музыки весь свой жизненный опыт, все свои размышления и духовно-религиозные поиски. Для нее не существовало границ между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, музыкой и философией и — что, по мнению автора, кажется особенно редким и важным — музыкой и реальной жизнью, со всей ее неизбежной прозой. Она умела обобщить все понятое и пережитое и, «идя от жизни, свою мысль», вложенную в великие музыкальные творения, «откристаллизовать в такие целостные формы», чтобы они адекватно выражали «суть и смысл современности».
Деятельность музыканта-исполнителя открывала перед Юдиной обширнейшие возможности: она могла играть необозримое количество дивных творений в своих сольных концертах, музицировать с певцами, что обожала с ранних лет, участвовать в инструментальных ансамблях, когда «искусство пронизывает всех и всем радостно в нем вместе быть». Когда ей стало тесно в рамках чистого исполнительства, Мария Вениаминовна стала сопровождать свои концерты кратким обращением к публике, читая стихи Бориса Пастернака и других любимых ею поэтов, делясь некоторыми сокровенными мыслями. В этом, несомненно, проявлялась ее открытость, ее обращенность к людям, ее стремление к соборности в самом широком понимании этого слова.
Как свидетельствует автор, желание Марии Вениаминовны говорить с людьми никогда не угасало. Невозможно, - говорит Марина Анатольевна, - без волнения читать в одном из писем 1964 года слова, идущие из глубины исстрадавшейся души - это было время ее длительного отлучения от концертной деятельности: «...сейчас я сознаю и чувствую острейшую необходимость - творческую и нравственную - нечто сказать аудитории - светлое, прекрасное, понятное и, быть может, одновременно "загадочное"... В искусстве всегда есть это "остаточное" — нечто». Именно в это столь тяжелое время она с грустью говорила, что чувствует себя «заживо погребенной».
И все-таки ее слово звучало! Ее интерпретации, полные гражданского и этического пафоса, становились явлением общекультурного масштаба и, несомненно, оказывали и продолжают оказывать мощное воздействие на музыкантов-профессионалов и широкие круги слушателей. Нельзя забывать, что в то «смутное время», когда Юдина концертировала особенно активно, когда одна только музыка с ее трансцендентной выразительностью и могла заменить загнанное в лагеря, задушенное Слово, именно Мария Вениаминовна, по точному суждению Андрея Федоровича Хитрука, «несла с эстрады то Слово, которое в иной форме никогда не прозвучало бы в России первой половины XX века».
В конце жизни, понимая свою «особость», Мария Вениаминовна говорила: «Я единственный музыкант, который работает с Евангелием в руках». Этим она хотела сказать, что ее глубокая («посильная, как она всегда подчеркивала) вера в сочетании с обширными знаниями и профессиональным мастерством открыла перед ней многие тайные музыкальные смыслы, ведомые далеко не всем. «Человеческое слово упирается в Слово, — писала Юдина митрополиту Филарету (Вахромееву). — А музыка окутана завесой тайны, и Слово обитает внутри ее бытия». Во что бы то ни стало хотела она поделиться своими открытиями с возможно более широкой аудиторией, ясно понимая, что жить ей осталось недолго, а она - одна из тех немногих музыкантов, которым открывается этот мир. Земные труды Марии Вениаминовны окончились 19 ноября 1970 года.
*** Эта книга рассказывает историю жизни и духовного становления выдающегося музыканта-исполнителя Марии Юдиной. Во времена безбожия Мария Вениаминовна бесстрашно исповедовала веру. Ни угроза расстрела, ни исключение из консерватории, ни лишение возможности выступать с концертами — ничего не могло ее остановить. Она видела свое призвание в том, чтобы нести в мир правду Божию, говорить о Божественной любви и красоте. Впервые читатель откроет религиозный мир Марии Юдиной, узнает о пути, на котором силою благодати Божией совершается спасение человека для вечности.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!