У книжной полки. 19 мая

19 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Алексей Кузьмин. Царское Место. Летопись почитания Царской Семьи на Урале.

 

«Царское Место — так стали называть православные уральцы место мученической кончины Царской Семьи в начале 90-х годов прошедшего ХХ столетия. Со временем это название вобрало в себя и Ганину Яму, тот самый заброшенный рудник в Урочище Четырех Братьев, где честные тела Благоверного Государя Николая Второго и Его Августейшей Семьи были преданы изуверскому уничтожению. Тем самым палачи, совершившие это злодеяние, хотели полностью стереть с лица земли память о Царской семье, но любовь народная к царю-батюшке, к царице-матушке, к царевнам и царевичу, не дала этому свершиться. Свидетельством тому является то, что на Царские дни в Екатеринбург собирается многотысячный народ, чтоб помолиться Царственным Страстотерпцам и почтить их святую память. Об этом рассказывает книга, подготовленная к изданию Уральским церковно-историческим обществом. Она называется - «Царское Место. Летопись почитания Царской Семьи на Урале». ***

Автор книги, которую мы сегодня Вам представляем, известен широкому кругу читателей своей работой «Исцеление духом», рассказывающей о пастырском подвиге архимандрита Кирилла (Бородина), сына австрийского графа из рода Габсбургов. Книгой, ставшей, в свое время, бестселлером современной патериковой литературы. Алексей Кузьмин (так зовут автора) многие годы работал в екатеринбургском издательстве «ОМТА», выпускающем в свет многочисленные книги, альбомы, буклеты, открытки и календари, посвященные русской истории, краеведению, иконописи, искусству и святыням уральской земли. Алексей был автором текстов и редактором многих проектов этого творческого сообщества, известного своими изданиями не только в России, но и далеко за её пределами.

«Царское Место. Летопись почитания Царской Семьи на Урале» – так называется новая книга Алексея Кузьмина, которая представляет из себя сборник уникальных свидетельств и фотодокументов об исторических событиях, происходивших в Екатеринбурге на Вознесенской горке – месте мученической кончины Государя Императора Николая II и Его Августейшей Семьи. Предлагаемый труд, предназначенный для широкого круга читателей, ведет отсчет не только с момента прибытия Царской Четы в Екатеринбург, но и охватывает собой период с XVIII по XXI столетие, чем вполне заслуживает себе право именоваться не просто исторической хроникой, а летописью. Многое из описанного в ней со времени подлого, по слову следователя Н. А. Соколова, цареубийства вплоть до наших дней являет собой живое свидетельство почитания Святых Царственных Страстотерпцев на Урале.

Особенная ценность этой летописи состоит именно в том, что её составитель был непосредственным свидетелем и участником народного прославления мученического подвига Венценосной Семьи. Вот как Алесей Кузьмин начинает свой рассказ. «Я коренной екатеринбуржец, и немалая часть моей жизни связана, так или иначе, с Вознесенской горкой, поскольку дом на Мельковской, 9, где прошли детство и юность, расположен примерно в 800 метрах от этого святого места, а школа № 104, где я учился, в 500 метрах от него. С раннего детства мне за­помнился «зловещий» Ипатьевский особняк, мимо которого каждые коммунистиче­ские праздники проходили краснофлажковые демонстрации. Когда в 1977 году я пошёл в школу, этот дом снесли. Ломали его не один день. Тяжеловесный клин не сразу сокрушил крепкие добротные стены старинного строения, бывшего немым свидетелем мученической кончины Царственных страдальцев.

Руины, оставшиеся от фундамента, ночью разровнял бульдозер, а разрушенные стены вместе с обломками кровли были вывезены на свалку. Стерев с лица земли каменного свидетеля подлого, кровавого пре­ступления, богоборческая власть рассчитывала стереть и народную память о Царской семье. Но очернить светлый облик Государя так до конца и не удалось. С одной стороны, цареубийство не было тайной, поскольку первым пунктом больше­вистской программы (и не только большевистской, но и их предшественников — февралистов) являлось свержение самодержавия. Площадь напротив Ипатьевского дома до 1950-х годов называлась площадью Народной Мести. Сам факт зверского ритуального убийства подавался советскими идеологами как народная месть. Некоторые местные жители даже гордились тем, что у нас в городе был расстрелян последний царь.

С другой стороны, если коммунисты так гордились этим преступлением, то почему же предмет своей гордости — дом, где они уничтожили главного своего врага — русского православного царя, — был снесён с такой поспешностью в год 60-летия революции? Все эти вопросы я стал задавать себе уже в конце 80-х, когда тихий похмельный сон самого размеренного или, как сейчас говорят, самого благополучного периода советской власти («эпоха застоя») нарушился по­рывистыми ветрами «перестройки». А тогда, в конце 70-х и начале 80-х, в пору моего «зо­лотого детства», я об этом не думал. Со своими друзьями часто гулял по пустырю, образо­вавшемуся на месте бывшей Ипатьевской усадьбы, залезал в старые дома, которые тогда начинали сносить на Вознесенской горке и возле её подножия. В тех домах было что-то притягательное, они словно дышали каким-то необычным, старинным дыханием. Часто лазили мы и в дом Попова, где в 1918 году располагалась наружная охрана Дома особого назначения.

Дом инженера Ипатьева, вспоминает автор, - был одним из самых красивых на Вознесенской горке, но о том, что снос его был не случайным и, не побоюсь громкого слова, промыслительным, я понял намного позже. Воистину, «со­действует злое благому намерением не бла­гим», поскольку место это, непостижимым для человеческого сознания образом, при­готавливалось для святого алтаря главного покаянного храма России». В сентябре 1989 года Кузьмин демобилизовался из рядов Вооруженных Сил. В те времена средства массовой информации стали публиковать разоблачения некоторых преступлений коммунистического режима. Под воздействием подобных разоблачений он, решив порвать всяческое отношение с комсомолом, выкинул комсомольский билет и не стал восстанавливаться в институтской организации. Позже узнал о первом молебне на Вознесенской горке. В ту пору Кузьмин ещё не был крещёным, но ему почему-то странным образом хотелось быть причастным к этому событию и к жизни Православной Церкви в целом».

Так начинает свой рассказ автор-составитель книги. Интересна и история ее создания. Весной 2003 года Алексей Кузьмин по просьбе вдовы племянника Императора Николая II – Ольги Николаевны Куликовской-Романовой встречался с правящим архиереем Екатеринбургской епархии, архиепископом Викентием (ныне митрополитом Среднеазиатского митрополичьего округа). Во время беседы с владыкой была затронута тема народного почитания святого места мученической кончины Августейших страдальцев и их верных слуг. Алексей рассказал архиепископу о тайных ночных панихидах возле Ипатьевского дома в 1970-е годы; о первом открытом молебне на Вознесенской горке в 1989 году, разогнанном милицией; о чудесном знамении на небе во время установки металлического креста на Царском месте 5 октября 1990 года; о деятельности братства во имя Святых Царственных Мучеников и первой общины Храма на Крови, активным участником которых он был в 1990-е годы.

Владыка, внимательно выслушав рассказчика сказал, что все события, связанные, так или иначе, с местом мученического подвига Царской Семьи должны быть подробно описаны и, что неплохо было бы издать книгу-летопись, посвященную истории почитания Святых Царственных Страстотерпцев на Урале. Так с благословения правящего архиерея и с легкой руки Ольги Николаевны Куликовской-Романовой началась работа над книгой «Царское Место». В течение двух месяцев Алексей собирал многочисленные воспоминания и свидетельства очевидцев событий, связанных с Царским Местом, а также документы, фотографии, архивные материалы и сведения уральских краеведов об истории Ипатьевского дома и Вознесенской горки. Затем после месяца непрерывной работы к Царским Дням 2003 года книга была практически готова, но по причине отсутствия финансирования летопись так и не вышла в свет в те памятные июльские дни, когда состоялось освящение возведенного на месте мученической кончины Царской Семьи Храма-памятника на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской просиявших. По Промыслу Божию она вышла ныне в 2017 году.

 

*** Свою книгу автор посвятил блаженной памяти архиепископа Мелхиседека (Лебедева), возглавлявшего екатеринбургскую кафедру с 1984 по 1994 год. Владыка был первым архиереем Московской Патриархии, который официально через СМИ заявил о почитании в церковном народе Царской семьи святыми. Алексей Кузьмин пишет об этом в своей книге следущее: «В феврале 1993 года … впервые в истории, архиерей Московской Патриархии, архиепископ Екатеринбургский и Курганский Мелхиседек назвал Царственных Мучеников местночтимыми святыми. В те годы это было большим дерзновением, пойти на которое мог только горячо верующий, не боящийся постоять за правду человек. Само имя Мелхиседек в переводе означает – Царь правды. Промыслительным образом, владыка стал первым архиереем Московского Патриархата, кто во всеуслышание сказал правду о Царе и его мученическом искупительном подвиге, подтвердив, тем самым, своё монашеское имя». Архиепископ Мелхиседек отошел ко Господу 8 июня 2016 года. Сороковины же владыки пришлись на 17 июля – день памяти Святых Царственных страстотерпцев.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать