У книжной полки. 19 марта

19 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Составитель Анна Маркова. Святитель Николай Сербский.

 

«В конце 19 века к одному из епископов маленькой тогда Сербии привели мальчика, чтобы владыка направил его учиться в духовную семинарию. «А зачем нам он? — сказал владыка, посмотрев на мальчи­ка. — Зачем направлять этого болезненного ребенка? Он там не выдержит, умрет, и мы впустую потратим деньги». Но, заметив, сколь велика у мальчика жажда к учебе, епископ все же направил его в семинарию. … Невзрачный мальчик, такой болезнен­ный, стал великим учителем Церкви, про­поведником православной веры, мудрым па­стырем, духовным вождем сербов, столпом своего Отечества, апостолом Православия в дальних странах». Так о святителе Николае Сербском писал другой святой 20 века – святитель Иоанн (Максимович). А подробнее о жизни и почитании сербского архипастыря и Златоуста рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Благовест и называется – «Святитель Николай Сербский». ***

Данный агиографический сборник посвящен лично­сти и наследию святителя Николая Сербского (Велимировича). Он включает в себя жизнеописание святого отца, выборку поучений из различных его богословских трудов, рассказ о святых мощах и почитании свя­тителя Николая, а также о местах и святых обителях, связанных с жизнедеятель­ностью свт. Николая Сербского. В приложе­ния вошли рассказы о святителе Николае очевидцев, лично знавших его, и тропарь подвижнику. В предисловии автор-составитель книги Анна Маркова пишет: «Святитель Николай Сербский — один из величайших представителей сербского народа. В Сербии его почитают наравне со святым Саввой — первым Предстоятелем автокефальной Сербской Церкви. Называют его «сербским Златоустом», как автора многочисленных творений, которые воистину могут быть названы святоотеческими».

Как отмечает автор-составитель, «жизнь Сербского святителя сама по себе весьма поучительна». Будучи старшим ребенком в бедной крестьянской семье, Никола Велимирович выказал необычайную тя­гу к знаниям и получил блестящее европейское образование. По словам святителя Иоанна (Максимовича), «Юный Велимирович, возрастая телом, еще более возрастал духом. Как губка впитывает в себя воду, так он впиты­вал науки. Не в одной, во многих школах был он слушателем и учеником. Сербия, Россия, Англия, Германия и Швейцария видели его на своих просторах как пчелу, собирающую мед. Он стремился не только много знать, но постичь Истину. Крепкий в вере православной, он стремился и умом постичь то, что дает вера».

«В истине веры», - как говорит святитель Иоанн, - Никола «не сомневался, но стремился ум свой освятить Истиной, чтобы ей послужить умом, сердцем и волей. Он развивал свой ум, чтобы плодами его напитать не только себя, но и других. Насколько возрастал он умом, на­столько возрастал и духом. Постепенно исче­зали его человеческие слабости, формировался духовный великан, светлый и умом, и жизнью. Ему, подобно святому Григорию Богослову, «яко глубины Духа изыскавши, и доброты ве­щания приложишася». Постоянно размышляя о высоком, он чер­пал мудрость отовсюду: из науки, из природы, из событий повседневной жизни, но более все­го просвещал душу светом божественным, пи­тая ее Священным Писанием и молитвой».

Как пишет Анна Маркова, «перед талантливым юношей открывалось множество путей — по своим дарованиям он мог поступить в любое учебное заведе­ние, как гуманитарное, так и техническое, что в будущем давало надежду на успех и карьеру. Но Никола Велимирович стремился не к ка­рьере и житейскому благополучию, он мечтал о служении — Богу и родине. Поэтому перво­начальный его выбор пал на военное учили­ще — Никола хотел стать офицером, чтобы впоследствии «душу положить за други своя». Но Бог судил ему иное; тяжело заболев, он дает Богу обет: по выздоровлении принять монашеский постриг. И выздоравливает. А через некоторое время с именем Николай встает в ряды воинства духовного.

Его монашество, по словам автора-составителя, проходило не в тишине кельи, но за богословской кафедрой, на полях сражений, на трибуне оратора и дипломата. При этом он ни разу не позволил себе увлечься мирской суетой, среди всех соблазнов оста­ваясь аскетом и подвижником. Когда Господь призвал его к архиерейскому сану, он принял его как возможность наибольшего служе­ния ближним. Пребывая на архиерейских кафедрах, святитель Николай заботился о монастырях, созда­вал сиротские приюты, защищал народ от чинов­ничьего произвола». Как свидетельствует о нем святитель Иоанн, «он учил своим примером и словом, в любом месте и в любое время, независимо от того, с одним ли человеком разговаривал или обращался к тысячам людей. Когда заранее было известно, что проповедует Владыка Николай, в большом множестве собирались набожные и маловерные, ученые и не очень грамотные, старые и молодые, профессора и учащиеся — для всех полезны были его слова».

Служение Богу и ближним святитель Николай не отделял от служения своей стране — еще будучи иеромонахом он ездил с дипломатическими мисси­ями, а став архиереем, превратился одновременно и в значимого политического деятеля. Он выступал за сохранение традиций и против создания Югославии. Во многом благодаря ему, были сорваны ратифика­ция конкордата с Ватиканом и пакта с гитлеровской Германией. Расплата за это не заставила себя ждать: во время оккупации Югославии он сразу же был по­сажен под арест, а затем, несколько лет спустя, от­правлен в концентрационный лагерь Дохау. Там он, по собственным словам, пережил минуты высочай­шего духовного подъема. В лагере владыкой Николаем была написана книга «Сквозь тюрем­ную решетку», в которой он призывал христиан к покаянию, размышлял о том, за что Бог попу­стил людям столь страшные бедствия.

После освобождения из лагеря святитель, будучи пламенным патриотом, вынужден был отказаться от возвращения на родину. Последнее десятилетие его жизни прош­ло вдали от Сербии. Но и оказавшись в таком по­ложении, владыка Николай не терял присутствия духа — он выступал с лекциями и преподавал в бого­словских учебных заведениях. Последние свои годы он провел в русском Свято-Тихоновском монастыре в Саут-Канаане, в Пенсильвании. Все свободное вре­мя владыка Николай посвящал научным и литературным трудам, которые представляют со­бой самую выдающуюся и богатую сторону его деятельности во время пребывания в Америке. Именно здесь лучше всего проявились данные ему от Бога таланты: широта знаний, ученость и трудолюбие. Он писал много, постоянно и по различным вопросам. Его перо не знало отды­ха, и часто случалось так, что он одновременно писал несколько работ. Богословские труды святителя, снискавшие ему мировую славу, весьма обширны и имеют огромное духовное значение.

Земной путь святителя Николая Сербского окончился в воскресное утро 18 марта 1956 года. За день до своего упокоения он отслужил Божественную литур­гию и причастился Святых Христовых Таин. Из монастыря святителя Тихона тело владыки Николая было перенесено в сербский мона­стырь святого Саввы в Либертвилле и 27 мар­та похоронено около алтаря храма в присутствии большого количества сербов и других православных верующих из всех угол­ков Америки. В Сербии известием о кончине владыки Николая во многих церквях и мона­стырях звонили колокола и служились поминовения. Почитание владыки Николая как свя­того началось практически сразу по его кончине. В Леличе, куда по прошествии почти 30 лет были перенесены его мощи, ежегодно совершались массовые поминовения святителя. Инициатором совер­шения ежегодного парастаса по владыке Ни­колаю стал иеромонах, впоследствии преподобный Иустин (Попович) из Челийского монастыря, пропо­ведовавший о значении святителя и для серб­ского народа, и для всей Православной Цер­кви.

 

*** Как отмечает автор-составитель, «святитель Николай Сербский был под­вижником и паломником. За свою жизнь он побывал во многих святых местах. Однако были места, по-особому связанные с жизнью святителя. Это Вознесенский мона­стырь в Жиче, о котором святитель имел осо­бое попечение. Тихоновский монастырь в Саут-Кейнан, где прошли последние годы жизни святителя, и монастырь во имя Николая Чу­дотворца в Леличе, храм в котором был по­строен святителем и где сейчас почивают его мощи». Об этих святых обителях, связанных с жизнью свт. Николая Сербского, о его трудах на благо Церкви и православного народа, и о многом другом рассказывает эта книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать