У книжной полки. 19 февраля

19 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Прп. Иустин (Попович). Церковные таинства. Учение о загробной жизни и страшном суде.

 

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с духовным творчеством преподобного Иустина (Поповича) и предлагаем вашему вниманию четвертый том из Собрания творений известного сербского богослова. По словам издателей, произведения отца Иустина служат восполнению фундаментального православного образования в наши дни. Ведь Священные устои Православия у некоторых святых отцов именовались «святыми догматами». А, следовательно, опытное постижение истин православной веры возможно только через тщательное изучение святоотеческой догматики. К этому и призывают нас труды преподобного Иустина, выпущенные в свет Издательством Паломник в пяти томах. ***

В начале я напомню нашим телезрителям содержание первых трех томов данного собрания сочинений прп. Иустина (Поповича). В первый том вошли: жизнеописание преп. Иустина, составленное иеромонахом (ныне епископом) Афанасием (Евтичем), главы из православной аскетики и гносеологии - «Путь к Богопознанию» и книга «На Богочеловеческом пути». Здесь же представлены публицистические статьи владыки, письма к духовным чадам и священству, проповеди и другие произведения. Второй том содержит первые две части «Догматики Православной Церкви», труда, над которым святой отец работал всю жизнь. Во втором томе даются предварительные сведения о догматической науке, раскрывается понятие о троичном Боге и Его свойствах, учение о Боге как Творце и Промыслителе мира, учение о грехопадении и его последствиях, учение о причинах и целях Боговоплощения, о Лице Господа Иисуса Христа и образе соединения в Нем двух — божественной и человеческой — природ, о Пресвятой Богородице и Ее роли в Домостроительстве спасения.

Третий том Собрания творений преподобного Иустина содержит следующие две части его «Догматики Православной Церкви», а именно «Сотериологию» и «Экклесиологию», включающие осмысление и изложение православного учения о спасении и о Церкви. Данный том «Догматики» прп. Иустина непосредственно опирается на святоотеческое Предание, всецелое следование которому становится важнейшей чертой его богословской методологии. Это выражается не просто в обильном цитировании творений Святых Отцов, но прежде всего в верности самому духу церковного Предания, благодаря чему догматика перестает быть только учебным теоретическим курсом, но становится живым свидетельством о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1-2).

Наконец, четвертый том собрания творений содержит завершающие 5-ю и 6-ю части «Догматики Православной Церкви»: «Пневматологию» и «Эсхатологию». Рассмотрим каждую часть отдельно. Название пятой части - «Пневматология» говорит о том, что в ней автор излагает православное учение о Святом Духе, Его действиях в Церкви, в мире и человеке. Следуя своему оригинальному и творческому методу объяснения церковного учения, преподобный Иустин подробно рассматривает основания и образы действия Святого Духа в Церкви – в жизни Богородицы, святых и каждого христианина. Кроме того, большое внимание автор уделяет благодатным средствам передачи Святого Духа членам Церкви – церковным Таинствам и обрядам, а также раскрывает благодатное содержание православного почитания Божией Матери, святых и их мощей, икон и Креста.

Вот несколько слов отца Иустина о Духе Святом: «Дух Святой — это Дух премудрости (Еф. 1:17); если человек получит Его, то исполнится Божественной премудростью. Дух Святой — это и Дух откровения (Еф. 1:17). Божественной премудростью Он в сердце верующего открывает и сказует тайну Иисуса Богочеловека; так духоносец приходит к истинному познанию Христа. Никакой человеческий дух никакими собственными усилиями не в состоянии познать Христову тайну в ее Божественном и спасительном совершенстве и полноте. Духу человеческому открывает это только Дух Святой, посему и именуется Он Духом откровения (Еф. 1:17). Памятуя об этом, духозарный Апостол благовествует: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор. 12:3). Дух Святой как Дух Истины и как Дух откровения вводит во всякую истину Христовой, Богочеловеческой Личности и Его Богочеловеческого домостроительства спасения и научает нас всему Христову. В этом причина того, что и всё Христово Евангелие, со всеми его Богочеловеческими истинами, называется Откровением. В этом причина и того, что в Церкви каждое церковное священнодействие, чин, богослужение, таинство, то есть любое дело, - совершается призыванием, эпиклезой силы и благодати Святого Духа».

Шестая часть «Догматики» называется - «Эсхатология», а это значит, что в ней автор рассматривает православное учение о конечных судьбах мира. Поэтому она целиком посвящена таким вопросам, как посмертная участь и загробная жизнь человеческой души, последние времена, приход антихриста, Второе Пришествие Христово, Страшный Суд, воздаяние и другие. Ну и так как в этот воскресный день мы за Литургией слушали Евангелие о Страшном суде, обратимся к сочинению святого отца, к той главе, где он пишет именно на эту тему. Эта глава называется «Всеобщий и последний Суд». «При Своем Втором Пришествии Владыка Христос, воскресив мертвых, совершит Всеобщий и Последний Суд. Этот Суд охватит всех людей всех времен: никто из людей не сможет его избегнуть. Об этом святой апостол Павел пишет: Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор.5:10). Все люди — хотят ли они того или нет — спешат через врата смерти ко Всеобщему Суду и к Вечному Судии, ко Христу».

«Всё — от самого значительного до самого мельчайшего в нашей человеческой жизни, в нашей человеческой душе, в нашем человеческом мире - по словам прп. Иустина, — известно Ему (Христу) до малейших тонкостей. А Его уникальная всеправедность и всемилосердие — залог того, что Его Суд о каждом из нас будет и всеправедным, и всемилостивым, и безгрешным, и непогрешимым. Счастье человеческого рода, и причем исключительное его счастье, — как раз в том, что Суд над нами принадлежит именно Владыке Христу, Богочеловеку, а не какому-то существу низшему, которое бы в силу самого того, что оно — не Богочеловек, обречено быть погрешимым или, во всяком случае, невсеведущим и невсевидящим в своих суждениях о таком несказанно сложном и загадочном существе, каков человек».

Зная нашу привязанность ко всему земному, святой отец напоминает: «Наша человеческая жизнь — это жизнь в мире Божием, где всё принадлежит Богу. Да и сами мы — дело Божиих рук, Божие творение: ибо и душа, и тело у нас от Него. Поэтому вполне естественно, если в конце всего посмотрит Он, проверит и оценит — и изречет суд о том, как Его творением, то есть душой и телом, жили мы в Его имении. И таким образом всеправедно и всемилостиво определит Он нашу дальнейшую участь на всю вечность. Сделает же Он это безошибочно, непогрешимо: каждый получит то, чего заслуживает и что больше всего любит», … «каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Исходя из этих слов святого отца, стоит задуматься каждому из нас, что же мы больше всего любим в этой жизни, и какие дела творим.

А вот что говорит прп. Иустин о тех, кто не верит Бога, и всячески отвергает Его. «Страх и ужас Страшного Суда для грешников, - отмечает автор, - будет заключаться особенно в том, что все они в тот момент ясно увидят и познают, что Иисус Христос и в самом деле воплотился ради спасения всех, пострадал за всех, преподал всем в Церкви благодатные средства спасения — святые таинства и святые добродетели; что Он — действительно единственный Спаситель людей. Что Его Евангелие — и вправду единственный истинный смысл и цель человеческой жизни на земле, что Его имя — и в самом деле единственное имя, которым люди могут спастись от жуткой бессмыслицы греха и смерти и избежать вечного мучения в вечном царстве греха и зла — в преисподней. Тогда всякий не уверовавший во время земной жизни во Христа как Бога и Спасителя ясно почувствует всем своим существом, что тем самым он уже на земле осудил себя на вечные муки», - заключает святой отец. А о том, что еще говорит прп. Иустин о конечных судьбах мира, читайте на страницах данной книги.

 

*** Эта книга, по словам издателей, особенно актуальна сегодня в связи с повышенным интересом к тематике церковных Таинств и вопросам христианской эсхатологии. Свое изложение учения Церкви на эти темы преп. Иустин обильно сопровождает цитатами из святоотеческих произведений и церковной гимнографии. Целиком данное издание представляет ценность не только для специалистов в области богословия и студентов богословских учебных заведений, но и для всех ищущих духовного назидания читателей. Надеемся, - говорят издатели, - что полное «Собрание творений преподобного Иустина (Поповича)», станет для всех настоящим учебником веры и ясным ориентиром в духовной жизни.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать