Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ковчег. Азы Православия для новоначальных.
«Без веры, - говорит апостол Павел, - угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6) А как говорит праведный Иоанн Кронштадтский, «христианин как член Церкви должен знать свою веру и стараться жить по вере, спасаться своей верой, потому что враги спасения нашего не дремлют и ищут нашей погибели на всякий час...» Но что такое вера? Откуда мы берем знания о Боге? Что такое Церковь? Как устроен православный храм? Эти и другие вопросы нередко возникают у тех, кто делает свои первые шаги в Православии и постигают его азы. Именно им Издательство Ковчег предлагает книгу, которая так и называется - «Азы Православия для новоначальных». Об этой книге – далее в нашей программе. ***
В книге «Азы Православия для новоначальных» в доступной форме представлены первые знания о Боге и Церкви, о богослужениях и поведении в храме, а также о жизни православной. Автор-составитель, обращаясь к Священному Писанию, святоотеческим творениям и другим церковным источникам, объясняет, в Кого и во что веруют православные христиане, для чего совершаются богослужения и церковные Таинства, рассказывает, как устроен православный храм, что такое молитва, какие праздники установлены в Церкви, знакомит вкратце с Символом веры, и дает многие другие простые понятия, нужные человеку, стремящемуся познать православную веру. Например, поясняет, что означает церковная свеча, как подавать записки о здравии и об упокоении, как готовиться к исповеди и Причастию, что такое воцерковление, и т. д.
Остановимся лишь на двух частях этой книги, которые рассказывают о вере и праздниках Православной Церкви. В первой ее части автор-составитель дает ответ на вопрос: «Что такое вера». В частности, он пишет: «Трудно дать полное определение веры. Слово верую гораздо глубже слова верю. Святой Григорий Богослов пишет, что «не одно и то же значит веровать во что или верить чему. Веруем мы в Божество, а верим относительно всякой вещи». «Не тот верующий, кто верит всему, — говорит святой Иоанн Златоуст, — но кто верует Богу». Наше признание бытия Бога основывается не на доказательствах, не на разумных выводах, не на опыте, а на глубоком внутреннем убеждении. Мы веруем в то, что недоступно нашему опыту, научным познаниям, восприятию нашим чувственным органам. Вера, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, - это «уверенность в духовной истине, в Сущем или в Боге, в существовании мира духовного с его свойствами, подобно как мы уверены в бытии мира вещественного.
По словам Всероссийского пастыря, «быть уверенным в действительности духовного Всеначала и мира духовного со всеми его свойствами и принадлежностями, так же как мы уверены в бытии мира вещественного с его предметами и свойствами их, — значит веровать. Например, - говорит отец Иоанн, - я несомненно уверен, что Бог вечен, всеблаг, премудр и всемогущ, и не помыслю, что Он не вечен, не всеблаг, не премудр, не всемогущ; это значит, что я верую твердо и несомненно; я верую, что Бог, как Благость, даст все, чего ни попросишь у Него, и не успокоюсь в этом; значит, я верую». Таким образом, вера, как отмечает автор-составитель, - это самое таинственное явление души и нашего мира. Вера — это не воображение, не самогипноз. Она превосходит любые понятия нашей внутренней жизни. Она значительно выше, шире, сильнее наших мыслей. Она значительно сложнее и содержательнее каждого чувства и сама включает в себя чувства любви, смирения, страха, почитания, благоволения.
Веру нельзя считать волевым движением, потому что христиане, отказываясь от своей воли, предают себя в волю Божию. Безусловно, христианство связано и с умственным, интеллектуальным знанием, оно вырабатывает определенное мировоззрение. Но оставаясь только мировоззрением, христианство потеряло бы свою движущую силу, без веры оно перестало бы быть живой связью неба и земли. Таким образом, христианская вера — гораздо большее, чем то «убежденное предположение о существовании Бога», какое чаше всего встречается в обыденной жизни. Православная Церковь Христова стоит на вере, как на скале, более двух тысяч лет, и ничто не содрогнется под ней. Верою святые побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр. 11, 33-34).
Что еще говорится о вере, и как она раскрывается в Священном Писании и Священном Предании, читатели узнают, открыв эту книгу на соответствующих страницах. А мы перейдем к разделу, в котором даются краткие сведения о православных праздниках. Как отмечает автор-составитель, «в идеале каждый день жизни православного христианина должен быть посвящен прославлению Господа и служению ему. Но на деле такой идеал достижим для очень немногих. Поэтому Святая Церковь установила праздники (или праздничные дни), которые предназначены для особого прославления Господа, Пресвятой Богородицы, святых Ангелов и святых угодников Божиих. Эти дни способствуют тому, чтобы человек смог оставить повседневную суету будничной жизни и обратить свой взор к «единому на потребу» — к Горнему миру и к Своему Создателю.
Нужно помнить тот факт, что праздники как Божие установление были даны человечеству на заре его существования. Священное Писание Ветхого Завета ясно об этом свидетельствует: Помни день субботний... — гласит 4-я заповедь Божия. В дни праздников Святая Церковь вспоминает события земной жизни Христа Спасителя и домостроительство Божие о спасении человека. Этим объясняется значение праздников в Церкви: через них раскрываются важнейшие историко-догматические и нравственно-религиозные истины православного вероучения. Поэтому в праздничные дни, освободившись от обычных житейских занятий, христианин должен стараться провести время в молитве (прежде всего храмовой), чтении Слова Божия и душеспасительных книг, в благотворении ближним. Основание же праздников укоренено в исторической жизни Церкви, которая изобилует священными событиями, происходившими на протяжении многих тысяч лет ее существования.
Каждое событие отмечается в Церкви более или менее торжественными богослужениями. Степень их торжественности зависит от того, насколько значимым является то или иное торжество. Главными праздниками Православной Церкви называются двунадесятыми. По своему значению их превосходит только один — Пасха, она является «праздников праздником и торжеством из торжеств». Название «двунадесятые» дано праздникам потому, что их двенадцать. Сегодня мы отмечаем один из них – а именно, Преображение Господне. Немного об истории этого торжества, как об этом говорится на страницах книги.
«Согласно евангельскому тексту само событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи. Но Православная Церковь перенесла празднование на август и сделала это отнюдь не случайно. Дни Великого поста — не время для празднования таких событий. Великий пост предназначен для сугубого покаяния, поэтому воспоминание духовного торжества Преображения перенесли. Но почему на август? Профессор Санкт-Петербургской Духовной академии В.В. Болотов говорит о том, что в установлении такой календарной даты праздника Церковь руководствовалась миссионерскими соображениями. Дело в том, что на август приходились многочисленные языческие торжества, существовавшие до христианизации тех или иных народов. Так, в Греции и Италии сбор винограда еще долго сопровождался языческими «вакханалиями» — праздником в честь «алкогольного» бога Вакха. Церковь же ставила целью искоренить такие местные традиции и пережитки прежних религиозных обычаев. Поэтому христианские праздники нередко ставились на места языческих разгульных торжеств». Такова история праздника Преображения Господня. О том, что еще говорится о нем, а также о других значимых событиях и праздниках, читайте на страницах этого издания.
*** «От первых дней своего существования Святая Церковь Христова неустанно заботилась о том, чтобы дети ее, члены ее, твердо стояли в чистой истине. Истинный путь веры, тщательно оберегаемый всегда в истории Церкви, искони назывался прямым, правым, а «истинная благодать Божия», о которой говорит апостол Петр, - «православием», «ортодоксией». Чтобы охранять правый путь веры, Церкви предстояло выковывать строгие формы для выражения истин веры, возвести крепость истины для отражения чуждых Церкви влияний». Об этом и многом другом и рассказывает настоящая книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!