У книжной полки. 19 августа

19 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Ковчег. Азы Православия для новоначальных.

 

«Без веры, - говорит апостол Павел, - угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6) А как говорит праведный Иоанн Кронштадтский, «христианин как член Церкви дол­жен знать свою веру и стараться жить по вере, спасаться своей верой, потому что враги спасения нашего не дремлют и ищут нашей погибели на всякий час...» Но что такое вера? Откуда мы берем знания о Боге? Что такое Церковь? Как устроен православный храм? Эти и другие вопросы нередко возникают у тех, кто делает свои первые шаги в Православии и постигают его азы. Именно им Издательство Ковчег предлагает книгу, которая так и называется - «Азы Православия для новоначальных». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

В книге «Азы Православия для новоначальных» в доступной форме представлены первые знания о Боге и Церкви, о богослужениях и поведении в храме, а также о жизни православной. Автор-составитель, обращаясь к Священному Писанию, святоотеческим творениям и другим церковным источникам, объясняет, в Кого и во что веруют православные христиане, для чего совершаются богослужения и церковные Таинства, рассказывает, как устроен православный храм, что такое молитва, какие праздники установлены в Церкви, знакомит вкратце с Символом веры, и дает многие другие простые понятия, нужные человеку, стремящемуся познать православную веру. Например, поясняет, что означает церковная свеча, как подавать записки о здравии и об упокоении, как готовиться к исповеди и Причастию, что такое воцерковление, и т. д.

Остановимся лишь на двух частях этой книги, которые рассказывают о вере и праздниках Православной Церкви. В первой ее части автор-составитель дает ответ на вопрос: «Что такое вера». В частности, он пишет: «Трудно дать полное опре­деление веры. Слово верую гораздо глуб­же слова верю. Святой Григо­рий Богослов пишет, что «не одно и то же значит веровать во что или верить чему. Веру­ем мы в Божество, а верим от­носительно всякой вещи». «Не тот верующий, кто ве­рит всему, — говорит святой Иоанн Златоуст, — но кто ве­рует Богу». Наше признание бытия Бо­га основывается не на дока­зательствах, не на разумных выводах, не на опыте, а на глу­боком внутреннем убеждении. Мы веруем в то, что недо­ступно нашему опыту, науч­ным познаниям, восприятию нашим чувственным органам. Вера, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, - это «уверенность в духовной истине, в Сущем или в Боге, в существо­вании мира духовного с его свойствами, подобно как мы уверены в бытии мира вещественного.

По словам Всероссийского пастыря, «быть уверенным в действительности ду­ховного Всеначала и мира духовного со все­ми его свойствами и принадлежностями, так же как мы уверены в бытии мира ве­щественного с его предметами и свойствами их, — значит веровать. Например, - говорит отец Иоанн, - я несомненно уверен, что Бог вечен, всеблаг, премудр и всемогущ, и не помыслю, что Он не вечен, не всеблаг, не премудр, не всемогущ; это значит, что я верую твердо и несомненно; я верую, что Бог, как Благость, даст все, чего ни попросишь у Него, и не успокоюсь в этом; значит, я верую». Таким образом, вера, как отмечает автор-составитель, - это самое таинственное явле­ние души и нашего мира. Вера — это не воображение, не само­гипноз. Она превосходит любые понятия на­шей внутренней жизни. Она значительно выше, шире, сильнее наших мыслей. Она значительно сложнее и содержа­тельнее каждого чувства и сама включает в себя чувства любви, смирения, страха, почитания, благоволения.

Веру нельзя считать волевым движени­ем, потому что христиане, отказываясь от своей воли, предают себя в волю Божию. Безусловно, христианство связано и с умственным, интеллектуальным знанием, оно вырабатывает определенное мировоз­зрение. Но оставаясь только мировоззрением, христианство потеряло бы свою движу­щую силу, без веры оно перестало бы быть живой связью неба и земли. Таким образом, христианская вера — гораздо большее, чем то «убежденное предположение о существовании Бога», какое чаше всего встречается в обыден­ной жизни. Православная Церковь Христова сто­ит на вере, как на скале, более двух тысяч лет, и ничто не содрогнется под ней. Верою святые побеждали царства, тво­рили правду, получали обетования, заграж­дали уста львов, угашали силу огня, избега­ли острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чу­жих (Евр. 11, 33-34).

Что еще говорится о вере, и как она раскрывается в Священном Писании и Священном Предании, читатели узнают, открыв эту книгу на соответствующих страницах. А мы перейдем к разделу, в котором даются краткие сведения о православных праздниках. Как отмечает автор-составитель, «в идеале каждый день жизни право­славного христианина должен быть посвя­щен прославлению Господа и служению ему. Но на деле такой идеал достижим для очень немногих. Поэтому Святая Церковь установила праздники (или праздничные дни), которые предназначены для особого прославления Господа, Пресвятой Богоро­дицы, святых Ангелов и святых угодников Божиих. Эти дни способствуют тому, что­бы человек смог оставить повседневную суету будничной жизни и обратить свой взор к «единому на потребу» — к Горнему миру и к Своему Создателю.

Нужно пом­нить тот факт, что праздники как Божие установление были даны человечеству на заре его существования. Священное Писание Ветхого Завета ясно об этом свиде­тельствует: Помни день субботний... — гла­сит 4-я заповедь Божия. В дни праздников Святая Церковь вспоминает события земной жизни Хрис­та Спасителя и домостроительство Божие о спасении человека. Этим объясняется значение праздников в Церкви: через них раскрываются важнейшие историко-догматические и нравственно-религиозные истины православного вероучения. Поэтому в праздничные дни, освобо­дившись от обычных житейских занятий, христианин должен стараться провести время в молитве (прежде всего храмовой), чтении Слова Божия и душеспасительных книг, в благотворении ближним. Основа­ние же праздников укоренено в историче­ской жизни Церкви, которая изобилует священными событиями, происходивши­ми на протяжении многих тысяч лет ее существования.

Каждое событие от­мечается в Церкви более или менее тор­жественными богослужениями. Степень их торжественности зависит от того, на­сколько значимым является то или иное торжество. Главными праздниками Православной Церкви называются двунадесятыми. По сво­ему значению их превосходит только один — Пасха, она является «праздников праздником и торжеством из торжеств». Название «двунадесятые» дано праздникам потому, что их двена­дцать. Сегодня мы отмечаем один из них – а именно, Преображение Господне. Немного об истории этого торжества, как об этом говорится на страницах книги.

«Согласно евангель­скому тексту само событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи. Но Право­славная Церковь перенесла празднование на август и сделала это отнюдь не слу­чайно. Дни Великого поста — не время для празднования таких событий. Великий пост предназначен для сугубого по­каяния, поэтому воспоминание духовного торжества Преображения перенесли. Но почему на август? Профессор Санкт-Пе­тербургской Духовной академии В.В. Болотов говорит о том, что в установлении такой календарной даты праздника Цер­ковь руководствовалась миссионерскими соображениями. Дело в том, что на август приходились многочисленные языческие торжества, существовавшие до христиа­низации тех или иных народов. Так, в Гре­ции и Италии сбор винограда еще долго сопровождался языческими «вакханалия­ми» — праздником в честь «алкогольного» бога Вакха. Церковь же ставила целью ис­коренить такие местные традиции и пе­режитки прежних религиозных обычаев. Поэтому христианские праздники неред­ко ставились на места языческих разгуль­ных торжеств». Такова история праздника Преображения Господня. О том, что еще говорится о нем, а также о других значимых событиях и праздниках, читайте на страницах этого издания.

 

*** «От первых дней своего существования Святая Церковь Христова неустанно за­ботилась о том, чтобы дети ее, члены ее, твердо стояли в чистой истине. Истинный путь веры, тщательно обе­регаемый всегда в истории Церкви, иско­ни назывался прямым, правым, а «истин­ная благодать Божия», о которой говорит апостол Петр, - «православием», «орто­доксией». Чтобы охранять правый путь веры, Церкви предстояло выковывать строгие формы для выражения истин веры, воз­вести крепость истины для отражения чуждых Церкви влияний».  Об этом и многом другом и рассказывает настоящая книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать