Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Письма преподобного Севастиана Карагандинского. Воспоминания духовных чад.
19 апреля 2016 года исполнилось 50 лет со дня кончины преподобного Севастиана Карагандинского. Остались лишь немногие свидетели его жизни и духоносных трудов, да еще несколько писем, в которых высвечивается живой неповторимый образ старца с его немалыми старческими немощами и болезнями, и необычайным смирением. Перед кончиной преподобный Севастиан говорил своим духовным чадам: «Вот я всех вас прошу, чтобы вы утешали друг друга, жили в любви и мире, голоса бы никогда друг на друга не повысили. Больше ничего от вас не требую. Это самое главное для спасения. Здесь все временное, непостоянное, чего о нем беспокоиться, чего-то для себя добиваться. Все быстро пройдет. Надо думать о вечном». Об этом же - о любви к Богу и друг к другу и о вечной жизни - напоминает старец в своих письмах, которые собраны на страницах книги «Письма преподобного Севастиана Карагандинского. Воспоминания духовных чад». ***
Это издание, выпущенное Православным приходом Димитрие-Солунского храма в Яковлево, приурочено к 15-летней годовщине прославления преподобного Севастиана Карагандинского и 50-й со дня его кончины. В книге представлены письма старца и некоторых его духовных чад, написанные в 50-60-е годы прошлого века. В издание также включены воспоминания о старце Марии Стакановой, Валентины Игнатовой и протоиерея Вячеслава Брегеды. Повествуется о ближайших помощниках Карагандинского праведника, старицах высокой духовной жизни, монахинях Агнии и Анастасии. О письмах преподобного Севастиана и его духовных чад в предисловии книги протоиерей Вячеслав Брегеда рассказывает следующее:
В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания был причислен преподобный старец Севастиан Карагандинский. Издано уже несколько книг и брошюр, посвященных житию преподобного, с воспоминаниями его духовных чад, известных пастырей Церкви и просто знавших старца людей. Одним из совоспитанников о. Севастиана являлся в его бытность будущий епископ Волоколамский Питирим (Нечаев), в дальнейшем известный митрополит. Владыка отпевал старца после его кончины в апреле 1966 г. и накануне постригал в великую схиму.
Духовная связь владыки Питирима с о. Севастианом началась еще в г. Козлове Тамбовской области (ныне г. Мичуринск). После закрытия Оптиной пустыни о. Севастиан переехал сначала в Козельск, потом в Калугу, затем по приглашению настоятеля Ильинской церкви г. Козлова протоиерея Владимира Андреевича Нечаева, отца будущего владыки Питирима, приехал в Козлов и от епископа Тамбовского Вассиана (Пятницкого) получил назначение в упомянутую церковь. Старец прослужил в Козлове с 1928 по 1933 г. После ареста протоиерея Владимира он опекал многодетную семью Нечаевых, в которой было 11 детей. Будущий митрополит Питирим (в миру Константин Нечаев) был последним, 11-м, ребенком. В феврале 1933 г. о. Севастиан был также арестован и по сфабрикованному обвинению осужден. Отношения о. Севастиана с семьей Нечаевых возобновились после его освобождения из Карагандинского лагеря (Карлага) в 1939 г. и продолжались до конца его дней.
Из писем старца и рассказов его духовных чад известно, что к нему в Караганду регулярно приезжал не только Константин Нечаев, но и его родные сестры, в частности Надежда Владимировна. 4 ноября 2004 г., в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, владыка Питирим закончил свой жизненный путь. После его смерти родственники передали часть карагандинских архивов архипастыря другу его семьи уроженцу г. Караганды протоиерею Вячеславу Брегеде, автору предисловия и некоторых воспоминаний, представленных в этой книге. Отца Вячеслава в детстве крестил прп. Севастиан, священническое служение которого – это особая страница в жизни города Караганды и в жизни самого священника. Ведь старец также духовно окормлял и родственников о. Вячеслава. Среди переданных материалов из архива митрополита Питирима были альбом с фотографиями и небольшой сверток, перевязанный бечевкой. Возможно, у владыки из-за множества дел и обязанностей до этого свертка просто «не дошли руки».
А именно в нем и сохранились письма преподобного Севастиана и его духовных чад, написанные семье Сафоновых в Мичуринск. Из переписки можно понять, что преподобный был знаком с этой семьей достаточно давно, видимо, с того времени, когда там служил. Клавдия Алексеевна Сафонова была крестницей старца. Даты указаны лишь на некоторых письмах, однако по смыслу переписки, освещаемым там событиям и подписям старца (в одних случаях он подписывался как иеромонах С., в других - как архимандрит С.) очевидно, что письма написаны в основном в 50-е годы прошлого века. Старец был возведен в сан архимандрита в 1957 г. и после этого вместо «иер. С.» стал подписываться как «архим. С». Письма не содержат каких-либо глубоких духовных поучений, как это мы видим, например, в переписке Оптинских старцев. Они достаточно просты и не очень объемны, и больше напоминают обычную семейную переписку.
Вот, например, одно из писем старца «Христос Воскресе!!! – пишет он. - Поздравляю вас с торжественным всерадостным праздником Светлого Христова Воскресения и от души желаю провести в мире душевном и радости духовной. Простите, что ленив, писать не умею, да и некогда: то болезнь, то служба, то посетители частые, недуги заставляют лежать. От души желаю, чтобы сподобил Господь праздновать вечную Пасху, где нет болезни, печали и воздыхания. Недостойный архимандрит С.» А вот фрагмент еще одного послания: «Приношу великую благодарность за вашу память, дорогие мои. Вы помните, и поминайте мою любовь к вам. Простите меня, я ведь такой грешник, все о других беспокоюсь и других исправляю, а сам все грешу и мало думаю о своей душе. Где ни возьми и какую угодно раскрой книгу духовного содержания, и в ней вы найдете то, что душа дороже всего мира. А я, грешный, все о земном думаю». Или вот еще: «Другие думают, что я молитвенник, а я плохой молитвенник. Меня почитают за молитвенника, а я молитвенник слабый и никуда не годный».
В этих и других письмах, обращает внимание то, что старец постоянно называет себя «ленивым, грешным и недостойным», что и свидетельствует о его необычайном смирении, самоуничижении и самоосуждении. Часто говорит старец и об ухудшающемся здоровье, о скоротечности нашего земного бытия. Кроме того, письма раскрывают быт и обстановку того времени, порой непростые человеческие отношения, которые складывались в общине старца между его духовными чадами. Нередко отец Севастиан, обращаясь к духовным чадам, печалится о том, что «много-много теперь молодых людей, которые гибнут от своей неразумной молодости, теперь ничего не признают» и не умеют молиться. «Я знаю, Клавдия Алексеевна, - пишет старец, - Вы скорбите о своих сынках, пусть бы они не были так учены, но зато Бога имели. А то ведь Бога потеряли, а без Бога плохо жить на свете, а главное, хорошо с Господом в Вечности. А здесь все пройдет».
Часть собранных в этой книге писем, по словам отца Вячеслава, написана непосредственно старцем, некоторые под его диктовку - келейницей Верой либо другими матушками или послушницами. Встречаются письма, где батюшка делал лишь небольшие приписки: поздравлял с праздником или что-то коротенько советовал. В некоторых батюшкиных письмах, наоборот, что-то приписывали или добавляли сестры. Примечательно, что сестры в письмах нередко называют батюшку папой или дедушкой. Возможно, такое семейное домашнее обхождение изначально носило конспиративный характер, особенно в то время, когда община еще не была зарегистрирована, и служить приходилось тайно по домам верующих. Несомненный интерес представляет собой письмо неизвестного автора (возможно, священнослужителя), адресованное преподобному, где подробно описывается обряд пострижения в монахи о. Константина, будущего владыки Питирима. Кроме того, сохранилось четыре письма неизвестного приходского священника, в которых он упоминает об о. Севастиане как о достойном духовном пастыре. В этих и других публикуемых письмах сохранена авторская орфография.
*** Как отмечает протоиерей Вячеслав Брегеда, «Казахстанская земля - Святая земля, освященная кровью невинно убиенных в годы лихолетий. Святейший Патриарх Алексий II, когда приезжал в Караганду, назвал Казахстан «Антиминсом, распростертым под открытым небом». Не счесть, сколько здесь пострадало мучеников за веру Христову. Немало людей святой жизни, священнослужителей, монашествующих и мирян, было и среди прошедших лагеря и ссылки, переживших страшные лишения и страдания». В их число входит и преподобный Севастиан Карагандинский, память которого отмечается 22 октября и 19 апреля по новому стилю.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!