У книжной полки. 18 ноября

18 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Александр Яковлев. Патриарший крест.

 

Основное событие, которому посвящен нынешний 2017 год – это Поместный Собор 1917-1918 гг. и восстановление Патриаршества. А сегодня мы празднуем тот день, когда на Патриарший престол был избран митрополит Московский Тихон (Белавин). Произошло это 18 ноября 1917 года, ровно 100 лет назад. В Храме Христа Спасителя состоялась Литургия, после чего был отслужен молебен с чтением особой молитвы. Всё это время на аналое перед иконой Владимирской Божией Матери стоял ларец с тремя записками, на которых были начертаны имена кандидатов. По окончании молебна с ларца были сняты печати, и иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовой пустыни, не глядя, вынул из ларца записку. Митрополит Владимир внятно прочел: «Тихон, митрополит Московский». Как вспоминал потом митрополит Евлогий (Георгиевский), «Словно электрическая искра пробежала по молящимся... Раздался возглас митрополита: «Аксиос!», который потонул в единодушном «Аксиос!.. Аксиос!..» духовенства и народа. Хор вместе с молящимися запел «Тебе Бога хвалим»... Ликование охватило всех. У многих на глазах были слезы. Чувствовалось, что избрание Патриарха для всех радость обретения в дни русской смуты заступника, предстателя и молитвенника за русский народ...» Понять то, каким тяжелым был этот жребий, выпавший на долю Святейшего Тихона, рассказывает книга Александра Яковлева «Патриарший крест». ***

В этой книге Александра Яковлева, автора исторических романов «Век Филарета», «Александр II», «Корона и крест», рассказывается о церковной жизни в России в 1918-1923 годах, в период начавшихся гонений Советского государства на Церковь. Основное внимание уделено деятельности Патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина), даны яркие портреты православных иерархов и их противников - вождей РКП(б), деятелей ГПУ и обновленчества. Среди действующих лиц: бывший революционер Лев Тихомиров, купец Иван Постников, ставший монахом, и профессор Алексей Лавриков, ищущие свое место в жизни послереволюционной России. Книга основана на архивных документах, материалах газет и журналов начала 1920-х годов.

С первых строк романа мы видим то состояние, в котором пребывала Россия в те неспокойные дни. Автор пишет: «Круто изменилась жизнь Москвы в 1918 году. С конца февраля в Кремле обосновалось новое правительство, и бывшее некогда средоточие церковной жизни превратилось в «красную крепость», с латышами и китайцами-часовыми на стенах и закрытых ворот. Старые москвичи, проходя мимо, сокрушенно вздыхали да крестились на золотые кремлевские купола. Разруха, об угрозе которой кричали все газеты накануне падения самодержавия, стала в Москве реальностью, и жители только сейчас сознавали, как хорошо жилось при царском режиме». «Тяжелое время пришло на Русь, - продолжает автор. – Рухнул старый мир. Пали сдерживающие заслоны, и гордыня обуяла многих. В стране, будто по слову пророка Исайи, опустошенной стала земля, города и поля, все опустело».

Однако, как отмечает автор, в тоже самое время для освобожденных от всего материального людей открылась возможность обратиться к тому, что обыкновенно оставалось ими «на потом», к духовному содержанию жизни, к смыслу жизни. Вдруг стала очевидной необходимость выбора наисерьезнейшего: между житейскими благами и вечными ценностями, за одни платили жизнью, за другие тоже жизнью, только вечной. И именно в это время, под гром орудий, под стрекот пулеметов вступил на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, которого большевики называли «вторым царем» и видели в нем «крайне опасный центр открытого сопротивления». А между тем он был самым добрейшим из кандидатов, избранных на патриаршее служение.

Любовь к Церкви, кротость, смирение, чистота сердечная, целомудрие, удивительная врожденная простота, так прежде присущая русскому народу, постоянная доброжелательность ко всем, особенный дар рассудительности, положительности - все это сделало когда-то Василия Белавина любимцем товарищей-студентов, которые шутя, называли его Патриархом. В те времена, не могло и в голову прийти, что это шуточное прозвище окажется пророческим, потому что патриаршества тогда в России не существовало. Через несколько лет, незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». И пророчество старца сбылось.

Невозможно представить сегодня всю тяжесть ответственности, которая легла на плечи нового Патриарха. Большевики разогнали Учредительное собрание, и он оказался единственным законно избранным вождем народа, так как в выборах членов Собора участвовало большинство населения страны. Как пишет автор, «Менее чем за год святитель Тихон стал известен всей Москве, и москвичи его полюбили. Он безбоязненно выезжал служить по приглашению в разные храмы московские храмы на престольные праздники, редко кому отказывал. Ездил сначала в архиерейской карете, а с осени 1917 года – в пролетке. Впереди обыкновенно ехал иподиакон в стихаре с высоко поднятым крестом, знаком патриаршей власти. Народ благоговейно останавливался на тротуарах и снимал шапки, хотя иные шапок не снимали, насмешливо улыбались, а то и курили.

Полюбили москвичи и само служение святителя Тихона, сосредоточенное, спокойное, лишенное театральности. Едва вносили патриарший крест, и на орлец посреди храма ступал патриарх, он становился центром общего внимания. Сослужащие архиереи, священники, диаконы, певчие, чтецы – все проникались его тихим молитвенным настроением. После службы первосвятитель непременно говорил слово к молящимся, говорил коротко и просто, и всякий чувствовал его искренность и доброту. Потом благословлял молящихся, терпеливо давал целовать крест и с ласковой улыбкой крестил тысячи людей, склонявшихся в поклоне». «В те годы, по словам автора, лишь близкие люди, келейник Яков и иные давние знакомые замечали разительную перемену, происшедшую со святителем Тихоном: до избрания на патриаршество московский митрополит был мужчиной средних лет, а после настолования на всероссийский престол оказался старцем.

Близкие заметили, что взгляд у их Тихона стал иным, более сосредоточенным и глубоким, при прежней простоте обращения возросла сдержанность в речи, вдруг на лице выступили глубокие морщины, а в фигуре появилась сутулость, будто патриарший крест на белом куколе и физически давил на святителя». Беззащитность Патриарха стала очевидной после попыток грабежа осенью 1917 года. Открытые угрозы в его адрес стали раздаваться после издания им в январе 1918 года послания об анафематствовании врагов Церкви. В окружающей его действительности Святейший видел времена первохристианские, когда иерарх превратился в вождя верных посреди моря враждебного. Он призывал русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков".

Для подъема в народе религиозного чувства, по благословению Святейшего устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие и сам Предстоятель. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, не имеющие богослужебного значения, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован. Против него затевали судебные процессы, его держали в тюрьме, устраивали допросы. Таким образом, последний период жизни Патриарха Тихона был наполнен скорбями. Но горечь этих выпавших испытаний переживали с ним милионы верных, верных своей Церкви и Патриарху Московскому и всея Руси. Обо всем этом и рассказывает Александр Яковлев в своей книге - «Патриарший крест»

 

*** Книга Александра Яковлева «Патриарший крест» рассказывает о жизни Святейшего Патриарха Тихона, который был призван к кормилу церковной жизни в столь трудный и трагический период, как установление Советской власти в России. Эта книга и о людях, которые в тяжких испытаниях оставались верны Церкви и любимому Патриарху, и о тех, кто люто ненавидел всех христиан, но в особенности священство и самого Предстоятеля. Сам грандиозный масштаб исторических событий сделал Святителя Тихона малопонятным для современников. И все же ни один иерарх Русской Церкви не привлекал к себе такого пристального, сострадательного и почтительного внимания всего христианского мира, какое привлекал Патриарх Тихон еще при своей жизни. Сам этот факт, указывающий на его мировое значение, его всемирный авторитет, заставляет нас обратиться к его образу с особенным вниманием и любовью. Чему и послужит настоящая книга. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы