Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Среди библейских текстов книга Иова занимает особое место. Пожалуй, ни один из разделов Священного Писания не вызывал во все времена и эпохи у своих читателей столь разнообразных и порой весьма противоречивых интерпретаций. Даже такие умудренные Божественной благодатью толкователи Библии, как древние Святые Отцы, неоднократно жалуются на трудность ее изъяснения. Так, блаженный Иероним сравнивает свои тщетные старания постигнуть таинственный смысл книги Иова с попыткой ловли рыбы в воде руками — делом, как известно, весьма непростым. По мысли Святого Отца, усилия всякого толкователя уловить духовный смысл этого священного текста подобны тому, как если бы ты «хотел удержать руками угря или маленькую мурену, но чем сильнее ты их сожмешь, тем скорее они выскользнут». Но тем не менее такие попытки совершались многими святыми отцами и церковными учителями. Предпринимаются они и современными богословами. Так, комментарий на книгу Иова, составленный по святоотеческим толкованиям, предлагает читателям Петр Юрьевич Малков. Его книга – «Возлюбивший Христа. Святоотеческие толкования на книгу Иова» - вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря, заняла свое место на нашей книжной полке. ***
Петр Юрьевич Малков - кандидат богословия, член Синодальной Библейско-богословской комиссии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, заведующий кафедрой Теологии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, доцент. Петр Юрьевич знаком нашим читателям по книгам, посвященным псково-печерским и глинским старцам, которые он написал в соавторстве с диаконом Георгием Малковым: «У пещер "Богом зданных"», «Истина всегда победоносна», «Любовь покрывает все», «Мы всегда под крылом Божиим». Книга «Возлюбивший Христа», по словам самого автора, является «результатом целого ряда безуспешных попыток... обнаружить в современной христианской литературе ясные и развернутые ответы на те вопросы, что неизбежно возникают при вдумчивом обращении к одному из самых загадочных библейских текстов — книге Иова. Автор приглашает читателя вместе попытаться обнаружить основные интуиции древних церковных писателей, раскрывающих духовный смысл подвига Иова».
Сюжет этой Священной книги, по словам автора, хорошо известен. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «книга Иова называется так потому, что заключает в себе повествование о нем, как он страдал, искушаемый диаволом, как победил его, благочестиво перенесши нанесенные ему удары, и как получил обратно все вдвойне и сделался знаменитее, чем был прежде». Итак, ветхозаветный праведник Иов, получивший от Бога в своем земном существовании все мыслимые и немыслимые дары, преисполненный различными добродетелями, по попущению Божию испытывает ряд нападений от диавола и через это лишается практически всего — и имущества, и гибнущих при страшных обстоятельствах детей, и собственного физического здоровья. У него не остается ничего, кроме самой жизни, едва теплящейся в его пораженном страшной болезнью теле, да еще — ясного ума, не замутненного переносимыми страданиями».
Но, несмотря ни на что, - отмечает автор, - Иов со смирением принимает ниспосланные ему несчастья. Поэтому, по слову того же Златоуста, «цель всей этой книги состоит в том, чтобы научить терпению тех, которые впадают в искушения, хотя их благочестие всем известно; чтобы они не соблазнялись, но восклицали: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно. И еще: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь (см.: Иов 1, 21). И, наконец, чтобы они научились, как велика польза терпения, за которое они могут получить награду подобно Иову». В соответствии с библейским рассказом, Иов стойко претерпевает все искушения, не только связанные с житейскими лишениями, но и исходящие от дорогих ему людей — собственной жены, а также троих близких друзей. Как пишет святитель Иоанн, «по случаю постигших его бедствий, пришли к нему друзья утешать его, но говорили ему речи столь оскорбительные и безжалостные, что это было вменено им в грех».
Плодом смирения Иова становится то, что он оказывается в конце концов вознагражден Господом: ему возвращается и даже преумножается его былое земное благополучие — не только имущество, но и семейное счастье — у него вновь рождаются дети. Наделяется он от Бога и долголетием: после прекращения страданий он прожил еще сто сорок лет (см.: Иов 42, 16). Но самым главным даром для него оказывается явление ему на пике его несчастий Самого Бога, а также свидетельство Господа о том, что Иов лично свят и что он прав в своем споре с друзьями - Елифазом, Вилдадом и Софаром - в отстаивании собственной непорочности и безгрешности. Более того: Бог повелевает Иову принести жертву за споривших с ним друзей, чтобы эта жертва угасила направленный против них гнев Божий, воспламенившийся из-за того, что Елифаз, Вилдад и Софар говорили о Боге не так верно, как Иов.
Казалось бы, здесь, - соглашается Петр Юрьевич, — в таком кратком пересказе библейской книги Иова — все достаточно ясно. При подобном сжатом изложении ее сюжета перед нами предстает достаточно «гладкая», со вполне очевидной нравственной моралью, история, научающая как ветхозаветного читателя, так и современного православного христианина смирению, терпению, верности Богу, стойкости в попускаемых нам искушениях. Вместе с тем при более внимательном и подробном изучении содержания книги Иова она обрушивает на обращающихся к ней читателей самую настоящую лавину вопросов, недоумений и даже заключенных здесь (пусть — как можно увидеть из книги — и лишь кажущихся) внутренних противоречий. Но каковы эти кажущиеся противоречия?» Их рассматривает автор в своей книге. А также отмечает, что «вопрос о смысле книги Иова стоит перед ее вдумчивыми экзегетами весьма и весьма остро».
К слову сказать, «к содержанию книги Иова в своем творчестве довольно часто обращались очень многие древние Святые Отцы. Ее глубокий нравственный урок, присутствующие здесь картины небесной реальности, образы страшных страданий и несчастий невинно притесняемого сатаной праведника, исполненные боли и страдания речи Иова, его споры с друзьями, описываемое тут грозное явление в буре Творца, Собственным словом свидетельствующего о Божием всемогуществе, наконец, заключенное здесь высокое богословие — все это во все века привлекало к себе толкователей данного священного текста». По словам автора, «мы находим многочисленные цитаты из книги Иова и их изъяснение в творениях таких известных церковных писателей, как священномученики Климент Римский, Ипполит Римский, Мефодий (Патарский) и Киприан Карфагенский, святой Иустин Мученик; святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст; преподобные Ефрем Сирин и Иоанн Кассиан Римлянин; блаженные Августин, Иероним Стридонский и Феодорит Кирский, Ориген, Тертуллиан, и многих других.
Как отмечает автор, есть очень хорошие работы и современных авторов, целиком или частично посвященные богословскому и нравственному содержанию книги Иова и при этом весьма точно затрагивающие ее важнейшие смысловые узлы. Для примера автор приводит следующие труды: книгу архимандрита Феодора (Бухарева) «Святой Иов Многострадальный: обозрение его времени и искушения, по его книге», очень интересную и яркую современную брошюру Федора Николаевича Козырева «Искушение и победа святого Иова». Отдельные аспекты нравственного учения книги удачно, по мнению автора, раскрыты в «Комментарии» Владимира Романенко. Вместе с тем, как отмечает Петр Юрьевич, - абсолютное большинство авторов Нового времени, пишущих о книге Иова, к сожалению, почти никак не использует тот важнейший вероучительный и нравственно-богословский материал, что предлагает нам — в связи с книгой Иова — святоотеческая экзегетическая традиция. Но ведь именно в святоотеческом наследии мы, по убеждению автора, как раз и можем обнаружить все нужные ответы на те важнейшие вопросы, что возникают у современного читателя книги Иова.
Древние церковные писатели в основном уже разрешили — причем много столетий назад — все те недоумения, что сопровождают наше сегодняшнее обращение к тексту книги Иова. И потому-то, чтобы приблизиться к пониманию подлинного духовного смысла подвига Иова, нам, - говорит автор, - конечно же необходимо обратиться к их творениям. Как раз это Петр Юрьевич Малков предлагает сделать сегодня читателям данной книги, призванной стать неким введением к нашему вхождению в традицию святоотеческой экзегезы истории Иова. Так давайте же, - призывает автор, - вместе попытаемся обнаружить те основные (безусловно — богодухновенные) интуиции древних церковных писателей, что раскрывают нам духовный смысл подвига Иова.
*** Как Святыми Отцами интерпретируются исторические образы самого Иова, его жены, друзей? Как понимаются в святоотеческой традиции основные причины страданий Иова, попущенных ему Богом? В чем, по мысли церковных писателей, каялся перед Господом Иов незадолго до завершения его страданий, если библейский текст прямо свидетельствует о том, что Иов был святым, праведником? Как следует понимать, в соответствии с интерпретацией христианских экзегетов, то, что Иов, решительно обвиняющий Бога в несправедливости и жесткости, тем не менее был оправдан Богом — именно за свои слова о Творце — в большей степени, чем друзья, пытавшиеся защитить правосудие и милосердие Господа своими речами? На все эти и другие вопросы попытался ответить Петр Юрьевич Малков, отыскивая их разрешение в наследии древних Святых Отцов и учителей Церкви. При этом он пользовался принципом последовательного рассмотрения библейского текста книги Иова по главам, следуя присущей ей хронологии событий — от «завязки» ее сюжета и до «финала».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
День ангела. 24 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!