У книжной полки. 18 мая

18 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Петр Юрьевич Малков. Возлюбивший Христа. Святоотеческие толкования на книгу Иова.

 

Среди библейских текстов книга Иова занимает особое место. Пожалуй, ни один из разделов Священного Писа­ния не вызывал во все времена и эпохи у своих читателей столь разнообразных и порой весьма противоречивых интерпретаций. Даже такие умудренные Божественной благодатью толкователи Библии, как древние Святые Отцы, неоднократно жалуются на трудность ее изъясне­ния. Так, блаженный Иероним сравнивает свои тщетные старания постигнуть таинственный смысл книги Иова с попыткой ловли рыбы в воде руками — делом, как из­вестно, весьма непростым. По мысли Святого Отца, уси­лия всякого толкователя уловить духовный смысл этого священного текста подобны тому, как если бы ты «хотел удержать руками угря или маленькую мурену, но чем сильнее ты их сожмешь, тем скорее они выскользнут». Но тем не менее такие попытки совершались многими святыми отцами и церковными учителями. Предпринимаются они и современными богословами. Так, комментарий на книгу Иова, составленный по святоотеческим толкованиям, предлагает читателям Петр Юрьевич Малков. Его книга – «Возлюбивший Христа. Святоотеческие толкования на книгу Иова» - вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря, заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Петр Юрьевич Малков - кандидат богословия, член Синодальной Библейско-богословской комиссии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, заведующий кафедрой Теологии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, доцент. Петр Юрьевич знаком нашим читателям по книгам, посвященным псково-печерским и глинским старцам, которые он написал в соавторстве с диаконом Георгием Малковым: «У пещер "Богом зданных"», «Истина всегда по­бедоносна», «Любовь покрывает все», «Мы всегда под крылом Божиим». Книга «Возлюбивший Христа», по словам самого автора, является «результатом целого ряда без­успешных попыток... обнаружить в современной христианской ли­тературе ясные и развернутые ответы на те вопросы, что неизбежно возникают при вдумчивом обращении к одному из самых загадочных библейских текстов — книге Иова. Автор приглашает читателя вместе попытаться обнаружить основные интуиции древних церковных пи­сателей, раскрывающих духовный смысл подвига Иова».

Сюжет этой Священной книги, по словам автора, хорошо известен. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «книга Иова называется так потому, что заключает в себе повествование о нем, как он страдал, искушаемый диаволом, как победил его, благочестиво перенесши нанесенные ему удары, и как получил обратно все вдвойне и сделался знаменитее, чем был прежде». Итак, ветхозаветный праведник Иов, получивший от Бога в своем земном существова­нии все мыслимые и немыслимые дары, преисполнен­ный различными добродетелями, по попущению Божию испытывает ряд нападений от диавола и через это лишается практически всего — и имущества, и гибну­щих при страшных обстоятельствах детей, и собствен­ного физического здоровья. У него не остается ничего, кроме самой жизни, едва теплящейся в его пораженном страшной болезнью теле, да еще — ясного ума, не замут­ненного переносимыми страданиями».

Но, несмотря ни на что, - отмечает автор, - Иов со смирением принимает ниспосланные ему несчастья. Поэтому, по слову того же Златоуста, «цель всей этой книги состоит в том, чтобы научить терпению тех, ко­торые впадают в искушения, хотя их благочестие всем известно; чтобы они не соблазнялись, но восклицали: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно. И еще: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвра­щусь (см.: Иов 1, 21). И, наконец, чтобы они научились, как велика польза терпения, за которое они могут полу­чить награду подобно Иову». В соответствии с библей­ским рассказом, Иов стойко претерпевает все искуше­ния, не только связанные с житейскими лишениями, но и исходящие от дорогих ему людей — собственной жены, а также троих близких друзей. Как пишет святитель Иоанн, «по случаю постигших его бедствий, пришли к нему друзья утешать его, но говорили ему речи столь оскорбительные и безжалостные, что это было вменено им в грех».

Плодом смирения Иова становится то, что он оказывается в конце концов вознагражден Господом: ему возвращается и даже преумножается его былое зем­ное благополучие — не только имущество, но и семейное счастье — у него вновь рождаются дети. Наделяется он от Бога и долголетием: после прекращения страданий он прожил еще сто сорок лет (см.: Иов 42, 16). Но самым главным даром для него оказывается явление ему на пике его несчастий Самого Бога, а также свидетельство Господа о том, что Иов лично свят и что он прав в своем споре с друзьями - Елифазом, Вилдадом и Софаром - в отстаивании собственной непорочности и безгрешно­сти. Более того: Бог повелевает Иову принести жертву за споривших с ним друзей, чтобы эта жертва угасила направленный против них гнев Божий, воспламенив­шийся из-за того, что Елифаз, Вилдад и Софар говори­ли о Боге не так верно, как Иов.

Казалось бы, здесь, - соглашается Петр Юрьевич, — в таком кратком пересказе биб­лейской книги Иова — все достаточно ясно. При подоб­ном сжатом изложении ее сюжета перед нами предстает достаточно «гладкая», со вполне очевидной нравствен­ной моралью, история, научающая как ветхозаветно­го читателя, так и современного православного христи­анина смирению, терпению, верности Богу, стойкости в попускаемых нам искушениях. Вместе с тем при бо­лее внимательном и подробном изучении содержания книги Иова она обрушивает на обращающихся к ней чи­тателей самую настоящую лавину вопросов, недоумений и даже заключенных здесь (пусть — как можно увидеть из книги — и лишь кажущихся) внутренних противоречий. Но каковы эти кажущиеся противоречия?» Их рассматривает автор в своей книге. А также отмечает, что «вопрос о смысле книги Иова стоит перед ее вдумчивыми экзегетами весьма и весьма остро».

К слову сказать, «к содержанию книги Иова в своем творчестве довольно часто обращались очень многие древние Свя­тые Отцы. Ее глубокий нравственный урок, присутст­вующие здесь картины небесной реальности, образы страшных страданий и несчастий невинно притесня­емого сатаной праведника, исполненные боли и стра­дания речи Иова, его споры с друзьями, описываемое тут грозное явление в буре Творца, Собственным сло­вом свидетельствующего о Божием всемогуществе, на­конец, заключенное здесь высокое богословие — все это во все века привлекало к себе толкователей данного свя­щенного текста». По словам автора, «мы находим многочисленные цитаты из книги Иова и их изъяснение в творениях таких известных цер­ковных писателей, как священномученики Климент Римский, Ипполит Римский, Мефодий (Патарский) и Киприан Карфагенский, святой Иустин Мученик; святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст; преподобные Ефрем Сирин и Иоанн Кассиан Римлянин; блаженные Августин, Иероним Стридонский и Феодорит Кирский, Ориген, Тертуллиан, и многих других.

Как отмечает автор, есть очень хорошие работы и современных авторов, целиком или частично посвященные богословскому и нравственному содер­жанию книги Иова и при этом весьма точно затрагивающие ее важнейшие смысловые узлы. Для примера автор приводит следующие труды: книгу архимандрита Феодора (Бухарева) «Святой Иов Многострадальный: обозрение его времени и искушения, по его книге», очень интересную и яркую современ­ную брошюру Федора Николаевича Козырева «Искушение и победа святого Иова». Отдельные аспекты нравственного учения книги удачно, по мнению автора, раскрыты в «Комментарии» Владимира Романенко. Вместе с тем, как отмечает Петр Юрьевич, - абсолютное большинство авторов Нового вре­мени, пишущих о книге Иова, к сожалению, почти никак не использует тот важнейший вероучительный и нравствен­но-богословский материал, что предлагает нам — в связи с книгой Иова — святоотеческая экзегетическая традиция. Но ведь именно в святоотеческом наследии мы, по убеждению автора, как раз и можем обнаружить все нужные отве­ты на те важнейшие вопросы, что возникают у современного читателя книги Иова.

Древние церковные писатели в основном уже разре­шили — причем много столетий назад — все те недоумения, что сопровождают наше сегодняшнее обращение к тексту книги Иова. И потому-то, чтобы приблизиться к пониманию подлинного духовного смысла подвига Иова, нам, - говорит автор, - конечно же необходимо обратиться к их творениям. Как раз это Петр Юрьевич Малков предлагает сделать сегодня читателям данной книги, призванной стать неким введением к нашему вхождению в традицию святоотеческой экзегезы истории Иова. Так давайте же, - призывает автор, - вместе попытаемся обнару­жить те основные (безусловно — богодухновенные) инту­иции древних церковных писателей, что раскрывают нам духовный смысл подвига Иова.

 

*** Как Святыми Отцами интерпретируются истори­ческие образы самого Иова, его жены, друзей? Как понимаются в святоотеческой традиции основ­ные причины страданий Иова, попущенных ему Богом? В чем, по мысли церковных писателей, каялся пе­ред Господом Иов незадолго до завершения его стра­даний, если библейский текст прямо свидетельствует о том, что Иов был святым, праведником? Как следует понимать, в соответствии с интерпре­тацией христианских экзегетов, то, что Иов, решитель­но обвиняющий Бога в несправедливости и жесткости, тем не менее был оправдан Богом — именно за свои сло­ва о Творце — в большей степени, чем друзья, пытавши­еся защитить правосудие и милосердие Господа своими речами? На все эти и другие вопросы попытался ответить Петр Юрьевич Малков, отыскивая их разрешение в наследии древ­них Святых Отцов и учителей Церкви. При этом он пользовался принципом после­довательного рассмотрения библейского текста книги Иова по главам, следуя присущей ей хронологии собы­тий — от «завязки» ее сюжета и до «финала».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать