Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди, произнесенные в России.
Отвечая однажды на вопрос, сколь продолжительна должна быть проповедь, митрополит Антоний сказал: "Если посещаешь какой-нибудь приход, где не бывал и больше не будешь, тогда можно говорить несколько пространнее; или, когда случай такой, что надо сказать все, что есть". Так вот, в книге, которую мы предлагаем вашему вниманию, собраны проповеди, в которых Владыка стремился сказать "все, что есть": это проповеди, произнесенные им в России, в разные его приезды. Многие наши современники, по словам протоиерея Алексия Уминского, лично никогда не видели владыку Антония, не были с ним знакомы, никогда не слышали его проповедей в России, не были на богослужениях в храмах, где он говорил свои прекрасные слова». Но мы можем познакомиться с проповедями сурожского архипастыря, открыв эту книгу. Она вышла в свет в издательстве Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и называется - «Проповеди, произнесенные в России». ***
По словам Александра Филоненко, автора статьи, посвященной митрополиту Антонию, «наследие владыки огромно: десятки тысяч встреч, бесед, лекций, проповедей, оставивших и не оставивших след в десятках книг на многих языках, видео- и аудиозаписях. Оно воплощает 75 лет проповеднического служения, на которое однажды поставил его Господь, когда в Париже в 1928 году в один из великопостных вечеров предстал перед Ним, антицерковно и патриотически настроенным сердитым юношей, решившим прочитать Евангелие и навсегда покончить с возмутившей его христианской проповедью кротости, смирения и тихости. Все началось с этой Встречи, перевернувшей жизнь и наполнившей ее звучанием единственной темы».
Об этом митрополит Антоний вспоминал так: «Еще с очень ранних лет, как только я, четырнадцатилетним мальчиком, прочел Евангелие, я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа; и тогда, еще подростком, вовремя и не вовремя, на школьной скамье, в метро, в детских лагерях я стал говорить о Христе, Каким Он мне открылся: как жизнь, как радость, как смысл, как нечто настолько новое, что оно обновляло все; и если не было бы недопустимым применять к себе слова Священного Писания, я мог бы сказать вместе с апостолом Павлом: Горе мне, если я не благовествую...». Следуя этой задаче, владыка Антоний вырастил из зерна Встречи необозримое древо свидетельства о Христе, корни которого — в его проповедях».
О том, каким должно быть слово, с которым пастыри обращаются к народу, владыка Антоний говорил: «Если слово, которое ты говоришь на проповеди, тебя ударяет в душу, если глубоко вонзается, как стрела, в твое собственное сердце, оно ударит в чужую душу и вонзится в чужое сердце... Если твоя проповедь тебя самого не ранит в самые глубины, если ты не предстоишь в ужасе перед Богом и не говоришь в Его имя (может быть, себе в суд или осуждение, но во спасение другим), то такая проповедь ничью жизнь не переменит». А еще митрополит Антоний говорил следующее: «И без слов иногда можно проповедовать с силой и властью. Иногда наши слова слишком громки; люди видя нашу жизнь, сомневаются в их правде. Будем проповедовать жизнью, любовью, чистотой, трезвостью, будем проповедовать сиянием наших глаз...». Именно так он проповедовал, именно так рождалось его слово.
Этот сборник содержит проповеди, произнесенные митрополитом Антонием во время его приездов в Россию с 1966 по 1990 гг., в тот период, когда в нашей стране господствовала государственная атеистическая идеология. Его свободное слово, свидетельствующее о крестной любви Божией, о неодолимой силе Христовой, его личная пламенная вера в Бога и в человека - образ Божий, - укрепляли верующих и открывали путь к Богу и в Церковь тем, кто ранее не встречал такого свидетельства. Люди старшего поколения помнят, как ждали очередных приездов митрополита Антония в Россию. Как стремился в Россию Владыка — неоднократно говорил он сам: "Я еду всегда с чувством благоговения: что я буду ходить по Русской земле, что я буду с русскими людьми, что я приезжаю /.../ к себе на Родину /.../ и что в зависимости от обстоятельств я смогу или что-то делать, или очень мало что делать".
Но, как отмечают издатели, «делал Владыка столько, что всякий раз уезжал из России в полном физическом изнеможении: здесь он отдавался, выкладывался до конца. Все помнят, как зажат и бесправен был еще совсем недавно церковный народ в России; тем жаднее воспринималось благовестие любви и свободы, которое нес Владыка Антоний. Он приезжал не поучать нас: он щедро делился с нами огненной силой своей веры и надежды. По его словам, он и сам черпал силы от общения с нашим верующим народом. И потому, несмотря на то. Что многие из нас никогда не видели лично Владыку Антония, «тем не менее, можно сказать, что мы очень близко с ним знакомы». Знакомы, «потому что влияние, которое митрополит Антоний оказал на церковную жизнь в России и на жизнь огромного количества христиан, составляющих сегодня нашу Русскую Православную Церковь...», - по словам отца Алексия Уминского, - можно назвать настоящим духовничеством.
«Владыка Антоний, - повторяет священник, - для многих христиан и для огромного количества священников, которые сегодня служат в Русской Православной церкви, является настоящим духовником. Он неоднократно писал, в чем заключается духовничество, и у него даже вышла замечательная книга о духовничестве. Он сумел так нас познакомить со Христом через личный опыт, с живым Евангельским словом, он сумел так нас утвердить в нашем желании открывать себя для Бога, для Его Божественной любви, для Его Божественного света и для Его Креста, как это может сделать только самый глубокий и внимательный духовник, который очень любит тебя. В одном из своих поучений митрополит Антоний говорит, что человек перед духовником подобен неопалимой купине, и священник, который подходит к человеку, для того чтобы ему сказать волю Божию, должен, подобно Моисею, снять обувь со своих ног. Именно в таком состоянии, в таком внутреннем порыве владыка Антоний все время обращается к любому человеку, находящемуся в любой точке земли.
По словам отца Алексия, впервые русские люди услышали голос митрополита Антония на магнитофонных записях. Потом стали слушать Би-би-си, которое нещадно глушили советские «глушилки». Вскоре появились его сборники в «самиздате», потом стали издаваться официально. Затем в России увидели выступления Владыки, записанные на кассетах. И как свидетельствует отец Алексий, он «встречал очень многих людей, которые знали владыку Антония лично. Эти люди очень разные. Среди них были православные, были неправославные, люди церковные, нецерковные, даже совсем неверующие. Но когда они начинали говорить о своей встрече с владыкой Антонием, с ними происходило что-то необыкновенное: их лица вдруг менялись, голос начинал дрожать, глаза начинали светиться такой удивительной теплотой и любовью, что было понятно: встреча с этим человеком в какой-то степени поменяла их жизнь».
«Я думаю, - отмечает отец Алексий Уминский, - что слова владыки Антония, которые он произносил в России: о любви всепобеждающей, о радости, о разлуке, о человеке, о Церкви, о Боге, о Христе, о Евангелии, — действительно перевернули жизнь очень многих людей, очень многих людей обратили по-настоящему ко Христу. Могу сказать о себе, - говорит батюшка, - что я стал священником благодаря, в том числе, и его проповедям и поучениям. Самое часто повторяемое слово в его проповедях — «любовь». В одной из проповедей в двух строчках это слово повторяется семь раз. Вот это место: «Он призвал любить, притом так, как никто на земле любить не может, любить так, как Он любит, Его любовью, не ища взаимности, любить, не ища награды, любить не для себя, а для другого». Это одно предложение. Это слово вырывается у владыки Антония, потому что именно оно определяет его отношение к Богу, к человеку, к миру, к самому себе, отношение ко всему. Любовью дышат все его проповеди, и свидетельством тому является эта книга.
*** Мы сейчас держим в руках книгу проповедей, произнесенных в России. Эти проповеди были произнесены много лет назад, и первая из них — «Любовь всепобеждающая». Казалось бы, это прошлое тысячелетие, это прошлый век, совсем другой контекст жизни. Мы живем в бушующем XXI веке, в нашей жизни происходят огромные сдвиги и изменения, но это слово о всепобеждающей любви сегодня, может быть, гораздо более актуально для нас, чем для тех людей, которые услышали его в 1966 году в России. Каждый раз, открывая проповеди владыки Антония, … понимаешь, что это то, в чем сегодня, снова и снова, нуждается вся наша Церковь: в осмыслении того отрезка времени, который мы прошли, в подведении итогов, во взгляде на самого себя, в критике по отношению к самому себе и в нахождении пути к Царству Небесному, о котором владыка Антоний говорит, как о самом главном в жизни христианина.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!