Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Есть в Москве, на Большой Ордынке, весьма примечательное место. Ряд невысоких строений образует спрятанный за воротами тихий двор с маленьким садом. В нем — необычная для здешних мест церковь в стиле древнепсковской архитектуры и мраморная фигура женщины в одеянии, схожем с монашеским. Это Марфо-Мариинская обитель милосердия, хорошо знакомая москвичам и широко известная за пределами столицы. Ее основала Великая княгиня Елизавета Федоровна, проведшая здесь в заботах о страждущих девять лет своей жизни. Прославленная в лике святых, преподобномученица Елизавета давно любима и почитаема как в России, так и за рубежом. Но понять и осмыслить полностью ее жизнь можно лишь в тесной связи с образом ее супруга, Великого князя Сергея Александровича. С его яркой личностью, с его определяющей ролью, с его трагической гибелью. Поможет нам в этом книга писателя Дмитрия Борисовича Гришина «Сергей и Елизавета». Она вышла в свет в Издательском доме «Достоинство» и заняла свое место на нашей книжной полке.***
Книга историка Дмитрия Борисовича Гришина посвящена жизненному пути Великого князя Сергея Александровича, видного государственного деятеля России, и его супруги, святой Великой княгини Елизаветы Федоровны. На основе огромного документального материала в ней правдиво, ярко и всесторонне представлена сложная, полная драматизма судьба Великого князя Сергея. Судьба человека глубокой веры, твердого духа и честной жизни, всецело посвященной служению на благо Отечества. На протяжении двадцати лет супружества особое место в жизни и в сердце главного героя занимал светлый образ Великой княгини Елизаветы. Их взаимная любовь и духовное единство создали удивительный и прекрасный союз, раскрывающийся перед читателем во всем своем значении.
Как отмечает автор, князь Сергей Александрович и княгиня Елизавета составляли удивительную, прекрасную пару. Такие разные на первый взгляд, он и она являли собой настоящий союз сердец и, что гораздо важнее, подлинное родство душ. Их гармоничный брак длился два десятилетия, принеся обоим истинное счастье, а для нее став еще и отправной ступенькой на пути к духовному подвигу. Сергей был не просто мужем — любящим и горячо любимым, — для своей жены он сделался учителем, наставником во всех вопросах бытия. Он служил ей образцом и примером. В счастливые годы супружества она почти полностью растворилась в нем, а приняв тяжелую ношу вдовства, жила его памятью, его заветами.
Вот и главному своему детищу, Марфо-Мариинской обители, святая Елизавета придала мемориальный характер. Присмотримся к центральному храму Покрова и на его северном фасаде сразу увидим необычный рельеф — два Серафима летят навстречу друг другу, а между ними крест и терновый венец. Это так называемые ктиторские портреты, выполненные художником Н.Я. Тамонькиным. Правый лик — настоятельница, Елизавета Федоровна, левый — Сергей Александрович. Они парят возле символов страдания, временно разлучившего их на земле, но духовно они всегда остаются рядом, стремясь к полному и окончательному единству. Свершится ли оно? «Пути Господни неисповедимы и нам непостижимы. Когда-нибудь всё узнаем и всё поймем. Дай только Бог нам быть достойными этого...» Так написал в одном из частных писем Великий князь Сергей Александрович. Строки, поистине достойные христианского проповедника. Строки, хорошо подходящие для эпиграфа — как жизни их автора, так и ко многим последующим событиям, связанным с его именем.
Эта книга, по словам автора, - прежде всего о нем, сыне Царя Освободителя, брате Царя Миротворца, дяде Царя Страстотерпца. Об одной из самых трагических фигур кануна русской катастрофы. О человеке сложной, драматической судьбы, непонятом и оболганном при жизни и посмертно. О приверженце твердых политических принципов и убеждений, высококультурном и одном из образованнейших людей своего времени. О бесстрашном витязе, боровшемся с врагами веры и Отечества — как на полях баталий, так и на невидимом фронте противостояния идей. О глубоко верующем христианине и первом из мучеников Императорского Дома в двадцатом веке. Целое столетие отделяет нас от дня его гибели, а между тем жизнь и деятельность Сергея Александровича почти все это время оставались за плотным туманом неизвестности.
Какая несправедливость! – пишет автор. - Ведь уже его современники, понимавшие значение этой личности, считали необходимым рассказать потомкам о непростой судьбе и о больших заслугах Сергея Александровича. Сделать задуманное широко и полно тогда не успели — наступило время разрушения, вслед за которым пришло полное забвение. Но после того как Великая княгиня Елизавета Федоровна была причислена к лику святых (в 1981 году за рубежом и в 1992 году в России), облик Великого князя начал постепенно вырисовываться на страницах посвященных ей книг и статей. И тут же стала очевидной необходимость жизнеописания самого Сергея Александровича, ибо даже в таких эпизодических упоминаниях он предстал интереснейшим человеком и важным персонажем русской истории рубежа девятнадцатого — двадцатого веков.
По мнению автора, о Сергее Александровиче трудно рассказывать языком традиционной биографии. Ибо в обычное жизнеописание никак не вмещается та особая, сакральная грань, которая проходит через весь его земной путь. И неспроста целый сонм святых имен окружает образ Великого князя. Здесь и праведные, и святители, и мученики, здесь и святые страстотерпцы Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна, всегда видевшие в Великом князе Сергее своего самого близкого и доверенного друга, надежного советчика и помощника. Безусловно, судьба такого человека не могла оказаться заурядной, а доставшийся ему крест — легким. А потому через описание только внешних обстоятельств в жизни Сергея Александровича (хотя даже они порой обнаруживаются с трудом) мы не сможем понять то, что нас интересует.
Для того чтобы приблизиться к цели, необходимо заглянуть во внутренний мир Великого князя, но вот здесь-то нас и ожидает самое главное препятствие — сюда он не хотел пускать никого. На людях никогда не раскрывался. Ежедневные записи в карманных книжках делал предельно кратко, сухо. Да и сохранившаяся в архиве подборка таких документов далеко не полна — заметки с 1877 по 1892 год полностью отсутствуют. Сам ли он уничтожил их, сделали ли это наследники или случайные обстоятельства, но в итоге исчезли свидетельства его собственных впечатлений о важнейшем периоде жизни: службе в гвардии, кончине матери, европейском турне, гибели отца, паломничестве в Палестину, женитьбе, назначении и начале службы московским генерал-губернатором. Та же таинственная судьба постигла почти всю переписку Сергея Александровича с женой, но и то, что сохранилось проясняет немногое.
Оказалось, что расчищаемый портрет лишен очень многих фрагментов. Скорее он походил на рассыпавшуюся мозаику или разбившийся витраж. Данная книга — результат долгого собирания и расстановки по местам больших, малых и совсем крошечных осколков, тех, что удалось найти. Восстанавливает она и почти утраченный «фон» — быт, домашний уклад, портреты окружающих людей и другие детали, делающие главных персонажей понятнее, ярче и выразительнее. Выявленные же в ходе работы черты характера Сергея Александровича, его интересы и вкусы позволят лучше разглядеть в нем реального человека, живого очевидца и участника событий. В этой книге он предстанет посреди огромной панорамы, охватывающей мирское и повседневное, духовное и государственное, общественное и личное. Предстанет самим собой, и на многих страницах — рядом со своей супругой Елизаветой Федоровной.
*** Многое из происходившего в личной жизни Великого князя представлено в книге полнее тех обстоятельств, что составляли окружающую его политическую среду. Но одно неотделимо от другого, ибо в силу занимаемого Сергеем Александровичем положения и твердых убеждений, которым он оставался верен всю жизнь, его судьба ярко отразила события сложной, трагической эпохи. Вместе с тем она сфокусировала в себе и обострившуюся в то время давнюю проблему — понимание истории, смысла и путей дальнейшего развития русской цивилизации. Проблему, не разрешенную и дискутируемую до сих пор. А потому жизнь и деяния Великого князя Сергея и ныне являются актуальными для всякого, кто неравнодушен к судьбе нашего многострадального Отечества.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!