У книжной полки. 18 февраля

18 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Марина Архипова, Марина Михайлова. Прощение: как примириться с собой и другими.

 

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). С такими словами обращается Господь наш Иисус Христос ко всем людям: и к нам и тем, кто жил до нас, и тем, кто будет жить после нас. Это Евангельское чтение читается из года в год, за Божественной литургией в последнее воскресение перед Великим постом и напоминает нам о том, что Господь заповедал прощать друг друга. Особенно это важно, когда мы стоим на пороге великопостного поприща, вступить на которое нужно с мирным сердцем, освободившись от раздражения и обид. Но что такое прощение? Почему и как нужно просить прощения? Зачем нужно прощать себя? И, что мешает нам простить другого человека? На все эти и другие вопросы отвечают авторы книги, которая так и называется – «Прощение: как примириться с собой и другими». ***

Эта книга двух авторов - психолога Марины Архиповой и фи­лософа Марины Михайловой – вышла в свет в Издательстве Никея в серии «Становление личности» и открывает разные грани осмыс­ления прощения. В ней собраны мысли крупных исследователей этой темы, жизненные истории, а также фрагменты психоло­гических исследований, которые могут помочь нам следовать по пути к прощению. О том, что послужило написанию этого совместного труда, авторы рассказывают в предисловии книги следующее: «Мысль написать эту книгу появилась у нас после передачи, посвященной прощению, на радио «Град Пе­тров», где одна из нас была гостьей, другая — ведущей. Разговор не уместился в сорок пять минут прямого эфи­ра и вызвал множество откликов слушателей. Мы про­должали обсуждать эту тему при встречах. Вскоре нам стало понятно, что хорошо бы на­ши беседы как-то записать. Что мы и сделали».

Таким образом, в этой книге два голоса, написана она людьми разных про­фессий. Марина Архипова - психолог, ведущая тренин­гов и мастер-классов, практикующий консультант. В гла­вах, написанных ею, она использует выдержки из двух дипломных работ, которые были защищены на психоло­гическом факультете РХГА, и приводит дословные ответы участников исследований. Эти живые высказывания от­крывают мир реальных человеческих переживаний. Иллюстративным материалом послужили также фрагменты аудио-дневников учителей, записанных во время работы над другим исследовательским проектом. Таким образом, кроме голосов двух авторов, в повествовании звучат голо­са многих наших соотечественников, которые комменти­руют, высказывают свое мнение, делятся наблюдениями.

Марина Михайлова — философ и филолог, автор про­грамм на радио «Град Петров», катехизатор и ведущая евангельской группы в одном из православных прихо­дов Санкт-Петербурга. Она часто цитирует философские и богословские источники, с удовольствием пересказывает классическую литературу и делится историями из жиз­ни своих друзей, родственников и знакомых. Все эти исто­рии подлинные, хотя имена и обстоятельства изменены. «Мы, - отмечают авторы, - вовсе не являемся какими-то особенными спе­циалистами по прощению. Напротив, в начале работы над этой книгой мы чуть не поссорились. Обсуждали рабочие вопросы, возникли разногласия, атмосфера накалилась, было сказано немало горьких слов... Положив трубку, од­на Марина подумала: «Ничего себе, книжка о прощении... Ладно, сейчас выпью чашку чаю, успокоюсь и позвоню Марине опять». В этот момент зазвонил телефон, и дру­гая Марина сказала: «Послушай, тебе не кажется смеш­ным, что люди ссорятся из-за книги о прощении?»

Как отмечают авторы, необходимость прощения излишне доказывать, каждый из нас знает по своему опыту его освобождающую ра­дость, избавляющую от мук обиды и вины. Тем не менее в первой главе авторами приводится доказательство от противного: рассказ о том, как разрушительно непрощение для человеческой жизни. Классическая история о непримиримости и мести — это «Орестея» древнегреческого драматурга Эсхила. В основе этой трагической трилогии лежит миф о проклятии ро­да Атридов, остающийся за рамками повествования Эсхила, но хорошо известный всем грекам (краткое содержание этого мифа вы найдете на страницах книги, мы же ограничимся выводом, который сделали авторы). Рассказывая эту древнюю историю, Эсхил подчеркивает в нем нравственно важные моменты.

Во-первых, он показывает тяжесть вины: преступление одного человека ложится проклятием на множество поколений, грех порождает грех. Во-вторых, поэт доказывает неэффективность мести. Герои мифа, совершая акты мести, руковод­ствуются сильными нравственными аргументами, исхо­дят из неприемлемости убийства и предательства. Но в тот момент, когда проливается новая кровь, убийца превраща­ется в жертву, а мститель — в убийцу. В-третьих, Эсхил показывает единственный возможный выход из порочного круга ненависти и мщения. Это милость, прощение, воз­вращающее разум и человеческое достоинство несчастно­му Оресту и навсегда прекращающее цепь преступлений. К счастью, семейные истории из реальной жизни, как правило, не столь мрачны и ужасны, как античный миф. Но в них действуют те же открытые древними гре­ками механизмы судьбы: поступки, совершенные людь­ми, имеют влияние на следующие поколения, неприми­римость умножает зло, а прощение дает освобождение.

Для примера авторы приводят историю из жизни Михаила Юрьевича Лермонтова о том, как воздействовал дух непрощения на отношения в семье в нескольких поколениях, и как всё это отразилось на произведениях поэта. Нельзя сказать, - соглашаются авторы, - что трагизм его творчества обуслов­лен только семейной враждой, но и отрицать ее мрач­ное травматическое воздействие на душевный мир поэ­та невозможно. Из истории Лермонтова мы видим, как дух непримиримости и непрощения переходит от отцов к детям и разруша­ет жизнь внуков. В любой семье найдутся столь же драматичные исто­рии. Если взглянуть на них внимательно с высоты птичь­его полета, мы увидим: то, что казалось индивидуальным, частным, затрагивающим только одного-двух людей, не­ожиданно обнаруживает корни в прошлых поколениях и откликается последствиями в будущих.

Таким образом, заключают авторы книги, неразрешенная обида и непримиримость могут стать причиной тяжелых событий не только в жиз­ни непосредственных участников конфликта, но и поз­же, отзываясь в судьбах других людей. Что же такое прощение? Почему серьезные обиды так разрушительно действуют на нас? Как сказывают­ся в нашей жизни, как откликаются последствия обид и непримиримости? Как простить себя и других, глубоко и взросло, открыто глядя на все несправедливости, кото­рые таковыми являются или только кажутся? Где источ­ник прощения, в чем его опора? Почему оно так благо­детельно и сильно? Ответ на все эти вопросы мы ищем в этой книге, завершая обзор которой, приведем еще несколько слов авторов о прощении.

«Прощение - реальность будущего века, нового неба и новой земли. Оно творит нового человека и новую жизнь внутри ветхого мира. Оно необходимо всем. Мы не знаем людей, кото­рые не нуждались бы в том, чтобы простить кого-нибудь или быть прощенными. И мы не знаем людей, которым прощение давалось бы легко, без усилий. Прощение - долгая дорога. Плоды прощения — принятие, доверие, свобода, смире­ние, благодарность. Можно сказать, что прощение творит нового человека. В событии прощения происходит пре­ображение личности, а не только восстановление справедливости. В Таинстве Евхаристии, причащаясь Телу и Крови Господа, мы становимся со­борной личностью, существуем уже не отдельно друг от друга, но едино во Христе. Церковь — начало нового творения, заря Царства Небесного. В Литургии мы учимся жизни будущего века и узнаем, что Бог хочет, чтобы мы вполне отдавали себя Ему и Другому и с до­верием принимали Его и Другого, что невозможно вне практики прощения».

 

*** Как признаются авторы книги, работая над этой темой, они сами учились проще­нию и думали о нем, потому что в жизни каждой из них постоянно возникали ситуации, требующие этого шага. Мы считаем, - говорят Марина Архипова и Марина Михайлова - наше двухголосие важным, поскольку оно позволяет подойти к прощению с разных точек зре­ния: и как к психологическому феномену, и как к фило­софскому концепту. Однако главная цель нашей рабо­ты не теоретическая, а практическая. Мы надеемся, что мысли, цитаты, жизненные истории и фрагменты пси­хологических исследований, приведенные в этой кни­ге, помогут нашим читателям продвинуться на пути прощения».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать