У книжной полки. 18 февраля

18 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Архимандрит Гавриил (Игошкин). Загробная жизнь.

 

Во время великопостного периода и пред Великим постом Святая Церковь установила особые дни поминовения усопших. В книге, которую сегодня предлагаем вашему вниманию чита­телей, шаг за шагом, страница за страницей раскрываются и даются доказательства бытия души человеческой, её бессмертия, вечного бла­женства или вечных мучений за гробом. Примеры и рассказы, приводимые в ней, правдивы и истинны, но они не носят догматического ха­рактера, они являются и служат для объяснения догматических истин. В ней автор описал райские обители и адские мучения, и как прожить, соблюдая заповеди Божий и наследовать жизнь вечную. Более подробно о книге - «Загробная жизнь» и пойдет речь далее в нашей программе. ***

В предисловии книги автор пишет: «На этом свете, в нашей земной жизни, нет ничего прочного, веч­ного, постоянного, всё течёт и меняется. Одни явления исчезают, но на их месте появляются другие. Что-то разрушается, какие-то пред­меты или строения из человеческого быта постоянно превращаются в ничто, а на их месте почти сразу появляется или созидается нечто другое. Так происходит и в природе. Земля каждой весной покры­вается роскошной растительностью, в теплые весенние дни всё зе­ленеет, цветёт и зреет. Но настаёт осень, и всё увядает; с деревьев падают листья, они гниют; вся растительная красота разрушается и пропадает, но только для того, чтобы уступить место другим расте­ниям, которые появятся будущей весной.

Так же происходит и в жиз­ни людей: одно поколение сменяется другим. Умирают отцы, на их место приходят дети, которые, в свою очередь, оставляя после себя потомство, исчезают с лица земли, уступают место другим и так да­лее, без конца. Предметы, растения и животные после своей смерти, при своём разрушении и исчезновении, разлагаются на простейшие элементы, на свои составные части. Точно так же и тело человека, материальная часть человеческого существа, после своей смерти разлагается на свои составные части. Но дух человека, оживлявший его тело и сознание, его Я, это — простейшее, однородное существо, это душа человека, и она неразложима, она остается жить вечно. О вечной жизни души сви­детельствует Слово Божие и явления душ умерших людей. Какова же жизнь души, перешедшей в духовный, загробный мир? Ответить на этот вопрос и постарался святой Гавриил.

Эта повесть, по словам издателей, не является догматическим трудом, это художественное произведение. Оно создавалось во време­на, когда всё, имеющее отношение к Богу, к Русской Православной Церкви, было под строжайшим запретом. Не было никакой духовной литературы, Слово Божие, Святое Евангелие считались антисоветской литературой. Если эти великие книги обнаруживали, обладатель их строжайше наказывался. А архимандрит Гавриил был истинным просветителем! Он не мог примириться с тем, что величайшие сокровища Слова Божия спрятаны от людей, недоступны им. Ещё находясь в ла­гере, он придумывал свои повести, рассказывал их в свободные мину­ты своим товарищам по несчастью, пытаясь просветить несчастных узников, дать им надежду на спасение главного — души человеческой. И первое, что сделал, когда оказался на свободе - он начал писать!

За пять лет он сумел оформить на бумаге практически всё, что продумывал, находясь в заключении. Это огромный духовный труд архимандрита, и многое из него уже издано, рассказы, повести, проповеди, много­численные письма. И, пожалуй, самое задушевное произведение архимандрита – это повесть «Загробная жизнь». Конечно, нас сейчас сложно удивить чем-то новым, так много всего напечатано! Но взгляды старца Гавриила, например, на воспита­ние детей, на необходимость целомудренного отношения родителей к вопросу рождения ребёнка, не только не устарели, но они чрезвычайно важны в наше крайне распущенное в нравственном отношении време­ни. И конечно, главное открытие, ожидающее читателя, это рассказ о загробной жизни.

В повести чётко прослеживается сюжетная линия, связанная с невероятной (с обывательской точки зрения) судьбой мо­нахини Екатерины. Её приход в православие, удивительное загроб­ное путешествие, видение ею красот Рая и смрадных адовых темниц. А с другой стороны, мы наблюдаем автора на всём протяжении повес­ти. По самому большому счёту вся повесть — это единая проповедь незауряднейшего пастыря, пекущегося о своих чадах везде, куда бы ни направил его Промысл Божий. И единый смысл этой проповеди таков: «Чада мои возлюбленные, помните о душе своей! Она существует ре­ально, страдает вместе с вами, даёт силы побеждать врага, потому что сама она — любимое Божие создание, и потому она сильна, и она веч­на! Помните об этом всегда, заботьтесь о ней, очищайте её постоянным покаянием».

Эта авторская идея поглощает всё внимание архиманд­рита, поэтому в повести постоянно смешиваются временные пласты. В образе священника из III века, смело убеждающего своего судью в том, что Бог существует, Им всё создано и движется, мы отчётливо видим и слышим самого отца Гавриила. Это его мысли, его знания, его чувства и боль, постоянная его проповедь о необходимости покаяния вложены в судьбу насельника Рая! Мудрый человек, очень наблюда­тельный, трезво оценивающий происходящий на его глазах в стране советов так называемый «научно-технический прогресс» с явным во­енным перекосом, архимандрит мечтал о времени, когда не агрессия, а забота о действительном совершенствовании, и самого человека, и общества, станет главным для людей!

Предлагая этот литературный труд благосклонному вниманию читателей, автор смиренно просил снисходительно принять сие повествование и любовью покрыть возможные недочеты. Описывая блаженства Святых угодников и красоты Рая Божия, отец Гавриил не предполагал поразить боголюбивых читателей чем-то новым, невиданным и неслыханным. Для описания блаженства Святых, по мнению автора, в нашем бедном человеческом языке нет подходящих слов, и в уме нашем нет соответствующих этому понятий. Они неописуемы словами, их можно только ощутить, почувствовать сердцем, и это только в зависимости от степени духовного развития познающего. Настоящее описание Райских блаженств и попытка их объяснить есть слабое и бледное отражение подлинного блаженства, уготованно­го праведникам. Оно преподносится со слов монахини Екатерины. Это рассказ о том, что видела и слышала её душа во время своего пребывания в загробном мире.

Почему это надо знать? Об этом автор пишет следующее: «Дело в том, что искусительный дух времени стремится увлечь че­ловека соблазнами к плотским наслаждениям всякого рода, материаль­ным благам и к полному забвению о душе и её потребностях. Описание Райских блаженств, как их увидела героиня повести, дают понятие всякому человеку о том, что есть другой прекрасный мир, в нём обитают души праведных. Достижение же этого мира возможно для людей только верою в Господа нашего Иисуса Христа и благочес­тивой жизнью. Наслаждение же земными благами, при полном забвении о душе и её потребностях, это жизнь односторонняя, она не даёт мира и покоя духу человеческому и ведёт к разочарованию. Разумное же и воздержанное использование материальных благ, как даров Божиих, это единственная возможность, по слову апостола Павла, благо­честивой жизни с довольством на земле. Это истинное благоразумие, только оно дарит человеку мир, покой и радость, а в будущей жизни — вечное блаженство.

 

*** Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин) был прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе 2000 года. В годы гонений, когда про­исходили массовые расстрелы духовенства, он принял священный сан, а затем и монашеский постриг. Вся его жизнь была посвящена служению Господу и Матери Церкви в трудные богоборчес­кие времена. Для назидания современного поколения архимандрит оставил большое духовное наследие, среди кото­рого повесть «Загробная жизнь». Цель этого произведения, по словам отца Гавриила, - привести читателя к чувству раскаяния в грехах своих пред Богом и подготовить его к вечному блаженству. Если под влияни­ем прочитанного человек придёт к осознанию своих грехов, раскается, исправит свою жизнь, начнёт творить добрые дела и жить во славу Божию, цель этой книги будет достигнута.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать