У книжной полки. 18 декабря

18 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Татьяна Копяткевич. Ветхозаветная Церковь.

 

Церковь Христова - это народ Божий, искупленный Христом и собранный из всех наций и народов. Иными словами, она имеет вселенский характер — по большому счету, национальная принадлежность входя­щих в нее членов неважна, потому что в ней нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свобод­ного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11). Однако впервые Откровение было даровано именно определенному народу, живше­му в маленькой стране на задворках вели­ких цивилизаций древнего мира, история которого была чередой тяжелых испыта­ний и бедствий. Именно этот народ стал Церковью и сохранил ниспосланные ему богооткровеиные истины, благодаря чему они стали достоянием Церкви Христовой и вошли в ее богословскую сокровищницу. О внутренней жизни Ветхозаветной Церкви рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Она так и называется – «Ветхозаветная Церковь». ***

В этой книге представлена история Ветхозаветной Церкви, которая имела и свое богослужение, и свое богословие. В первой части издания автор, Татьяна Копяткевич, рассказывает о первой Пасхе и исходе евреев из Египта, о Пятидесятнице и даровании Закона, о завоевании земли обетованной и едином царстве Израильском. Здесь же говорится и о расколе в среде еврейского народа, о его пленении и дальнейшем возращении на родину. И наконец, о возрастании нового Израиля. Во второй части книги рассказывается о богослужении, каким оно было в ветхозаветное время, о храме и его устроении, о священстве и богослужебных особенностях. В третьей части книги автор знакомит читателя с богословием Ветхозаветной Церкви, выделяя в нем богословие нравственное и богословие догматическое.

В предисловии автор пишет: «Господь наш Иисус Христос сравнива­ет Царство Небесное с маленьким горчич­ным зернышком, которое незаметно сеется в землю, прорастает в ней — и становится большим деревом, в кроне которого мо­гут отдыхать птицы и вить там гнезда (см.: Мф. 13, 31-32 и др.). Именно так росла и ширилась Церковь Христова: проповедь апостолов, простых некнижных людей, не­известных миру, будучи посеяна в люд­ских душах, принесла богатый плод; Цер­ковь выросла и распространилась по земле, стала могучим деревом, в ветвях кото­рой смогли укрыться множество народов. Тот же образ можно отнести и к Ветхоза­ветной Церкви — обществу людей, кото­рые, живя до пришествия Христова в мир, были объединены общей верой в едино­го Бога Творца и ожиданием пришествия в мир Помазанника — Мессии, Который победит и окончательно ниспровергнет зло и вернет мир к первозданной гармонии.

Эта вера, как маленькое семечко, которое поистине было меньше всех семян на земле (Мк. 4,31), было посеяно в мир еще в раю, когда Бог сказал змею, виновнику грехо­падения прародителей всего человечества: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и меж­ду Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту (Быт. 3, 15). Затем через отца всех верующих Авраама оно стало достоянием праотцев Исаака и Иакова и двенадцати па­триархов — праотцев двенадцати колен израильского народа. Таким образом, это обетование вместе с истинным богопочитанием стало достоянием целого народа, ко­торый называется избранным. На него была возложена особая по сравнению со всеми остальными народами и пле­менами земли миссия — быть хранителем истинной веры, откровения и обетовании о будущих благах, которые должны были получить все оставшиеся верными Истин­ному Богу.

Таким образом, как отмечает автор, у этого народа было великое призвание — стать Церко­вью, которая, в отличие от Новозаветной, Христианской Церкви, называется Ветхо­заветной Церковью. Отношения Бога и Его Церкви, или Израиля, находятся в фокусе внимания всех Книг Священного Писания Ветхого Завета. Они говорят о слабостях, ропоте, непослушании, грехопадениях, малове­рии Ветхозаветной Церкви и милосердии Господа к ней и тех суровых уроках, с по­мощью которых Он ее вразумлял, — о тре­бовательной любви Бога к Своему народу и об ответной любви людей к своему Твор­цу. Бог воспитывал Свою Церковь и от­крывался ей в видениях и откровениях, посылаемых самым духовно чутким ее сы­нам, возвещал Свою волю через пророков и святых людей. Через суровые испытания веры и мужества Бог вел Свою Церковь к Себе и готовил к наступлению новой фазы в отношениях — к пришествию Сына Божия и заключению с верным остатком Израиля Нового, вечного Завета, которо­му уже не будет конца.

Эта книга рассказывает о том, чем жил народ Бо­жий, на что он возлагал свои упования, как он осмысливал свое прошлое, свои ошиб­ки и свои достижения, какими глазами он смотрел на своих героев. Несмотря на ошибки и грехопадения лучших своих сынов, Церковь Ветхого За­вета была обращена в будущее — в те «последние времена», наступление которых предсказывали пророки, когда грехи лю­дей будут изглажены, познание Бога станет достоянием каждого верующего и не только лишь особо угодившие Богу люди, но все смогут вкусить даров Святого Духа. Тогда, по предвидению святых Ветхозаветной Церкви, вместе с иудеями будут славить Бога и бывшие язычники. Мы, живущие уже в Новом Завете, о котором ветхозаветные пророки лишь предрекали, которого они лишь ожидали в будущем, можем посмотреть на жизнь Ветхозаветной Церкви с точки зрения тех обетовании, которые уже исполнились и плодами которых мы пользуемся.

Так, если говорить о Богослужении, то стоит отметить, что с тех пор как оно появилось, оно претерпело определенные изменения. Однако неизменно то, что без него невозможна никакая рели­гия. «Богослужение - внешнее выражение веры. Собственно латинское слово religio означает связь — связь с Богом, и богослу­жение с помощью особых символических действий призвано эту связь выразить. Вет­хозаветное богослужение, по словам автора, также насквозь символично, и главная мысль, заложенная в его основе, — это осознание, с одной сто­роны, особых отношений, связывающих Бога и Его народ (и символом этих отно­шений был Иерусалимский храм), а с дру­гой — святости Бога и греховности наро­да, символом которого была жертва. Кара за гpex — смерть; это ветхозаветное челове­чество знало твердо.

Собственно, осознание того, что в день, в который ты согрешишь, смертью умрешь (Быт. 2, 17), присутство­вало во всех языческих религиях древнего мира. Поэтому вполне естественно, что в ветхозаветные времена уже существовало учение о нравственности. Это учение содержится в тех главах Пятикнижия, где излагается Закон, данный Израилю на горе Синай. Сокращенно он изложен в знамени­тых десяти заповедях Моисея — Декалоге. Его расширение и конкретизация приме­нительно к условиям жизни народа — так называемая Книга Завета, содержащая древний кодекс ветхозаветного права, ко­торый по полноте и детальной разработан­ности норм может быть поставлен рядом с классическим римским правом. Тем не ме­нее Закон отличается от любого другого гражданского права тем, что руководствует­ся высшей Божественной справедливостью. В Синайском законодательстве все граж­данские законы, которыми должна была ре­гулироваться жизнь Израиля, выводились из тех обязанностей, которые каждый еврей имел перед Богом, то есть имели не столько правовое или нравственное, сколько рели­гиозное содержание.

Кроме учения о нравственности уже тогда существовало и учение о Боге, которое иначе можно назвать «бого­словием». Как известно, человек не может сам, «своим умом», получить какие-то знания о Боге — слишком велико расстояние, разделяющее творение и его Творца. Все, что мы можем знать о Боге, все наши слова о Нем осно­ваны на том откровении, которое Он Сам дал нам. Источник всех наших знаний — это то, что Сам Бог открыл людям. И это откровение — не какой-то единичный акт, но процесс длиной в историю человече­ства. На протяжении всего Ветхого Заве­та Бог постепенно открывал людям знания о Себе, приспосабливая их к способности восприятия дохристианского человечества. Это откровение или, лучше сказать, эти многочисленные откровения запечатлены на страницах Священного Писания, кото­рое, в свою очередь, является источником богословия Новозаветной Церкви так же, как оно, несомненно, было источником бо­гословия Церкви Ветхозаветной. Эти богооткровенные знания, открытые людям до пришествия Христа и запечатленные на страницах Книг Ветхого Завета, мы мо­жем назвать богословием Ветхозаветной Церкви, о котором более подробно говорится на страницах этой книги.

 

*** Церковь, будь то Новозаветная или Ветхозаветная, — это благодатный, целост­ный организм («дева Израилева» — так часто называют Ветхозаветную Церковь пророки). Он живет по своим, духовным законам, в его существовании действует своя, «небесная» логика, и в этом ее от­личие от внешне похожих па него других, мирских институтов. Церковь Ветхозавет­ная внешне была организована как народ, однако основы, на которых строилась ее внутренняя жизнь, существенно отлича­лись от принципов существования всех остальных племен и народов современно­го ей мира. Этой внутренней жизни, скры­той от глаз светского историка, и посвящена книга «Ветхозаветная Церковь».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать