У книжной полки. 18 апреля

18 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Душу спасти - не лапоть сплести: опыт современного отечника для мирян.

 

Преподобный Макарий Оптинский говорил: «Вы имеете желание приблизить себя к Богу и получить спасение. В этом состоит весь долг каждого хри­стианина; но сие совершается чрез исполнение заповедей Божиих, которые состоят все в любви к Богу и ближнему и простираются до любления врагов. Читайте Евангелие, там найдете путь, истину и живот». А преп. Антоний Оптинский предупреждал: «Сколько должно пролить поту, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси! А мы думаем, как и я, лежачи на боку, т. е. с мягкой постели, и после роскошной жизни, да и в Царство Небесное!». Подтверждая эти слова и оптинский старец Лев часто повторял: «Душу спасти — не лапоть сплести», имея в виду, что нелегко достается душевное спасение ищущим его. «Душу спасти - не лапоть сплести» - так называется и книга, вышедшая в свет в Издательстве «Духовное преображение», которую сегодня мы и предлагаем вашему вниманию. ***

Книга - «Душу спасти - не лапоть сплести» - представляет собой опыт современного отечника для мирян. Она рассказы­вает о жизни известных духовных пастырей нашего времени и подвижников благочестия конца прошлого-начала нынешнего века, о чудесах Божиих, явленных через них, а также приводит их советы и наставления о спасении души, о жизни в Церкви. Небольшие рассказы о том или ином подвижнике, свидетельствующие о его святой жизни, в который раз доказывают народную мудрость: «Не стоит село без праведного и город без святого». Во все времена возжигались светильники Божией славы – святые люди, духоносные старцы, и шли к ним люди, иногда даже не ведая о всех тех дарованиях, которыми наградил их Господь за их любовь к Нему. И лишь при близком общении открывались им тайны святой жизни.

Эти свидетельства и собраны в первой главе книги, которая познакомит читателей с раз­личными поучительными историями из жизни наших любимых духовных пастырей. Одна из этих историй напоминает о том, что даже если мы не наблюдаем явственно каких-то чудес, это не значит, что они не происходят. Ведь есть и незаметные чудеса, как например, преображение души. Вот и на странице книги мы читаем: «Один из учеников оптинского старца Льва задался мыслью: почему ему не случалось видеть от своего батюшки чудес, тогда как от других братии он часто о сем слышал? Когда он пришел к старцу с намерени­ем открыть ему этот свой помысел, ста­рец, преподав ему благословение и не дожидаясь вопроса, сказал: «А это разве не чудо: обтесать такой базарный пень (разумея пришедшего брата), из кото­рого со временем выйдет что-нибудь хорошее и годное!»

Чудодейственную силу любви и молитвы о людях показывает нам следующий рассказ из жизни прп. Силуана Афонского. По слову автора-составителя, святой старец почти всю свою монашескую жизнь трудился в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре экономом. Под его началом находилось около двухсот рабочих. Эти молодые русские крестьяне нанимались на год-два работать, по грошу скопить немного денег и вернуться в деревню с небольшой суммой, чтобы жениться, построить собствен­ную избу, обзавестись хозяйством. Другие монахи, которым тоже был поручен надзор над монастырскими работниками, спрашивали: «Отец Силуан, каким это образом твои работники так хорошо работают, хотя ты за ними не следишь, а мы все время следим за своими работниками, и они все время стараются отлынивать от работы?»

Старец Силуан отвечал: «Я не знаю, почему так. Я могу только сказать, что сам делаю. Я никогда не прихожу утром к этим людям, не помо­лившись о них. И когда я встречаю их, мое сердце полно жалости и любви к ним; я прихожу в мастерскую, а душа моя плачет от любви к ним. Я раздаю им работу, которую каждый, как мне кажется, может выполнить за день; и все то время, пока они работают, я молюсь о них. Я ухожу в свою келью и начинаю молиться за каждого из них». Как свидетельствовал о нем архимандрит Софроний (Сахаров), «старцу Силуану, человеку простому и естественному, было дано познать и пережить ту форму любви, которою Господь возлюбил человека. Характер­ная черта этой любви состоит в том, что когда это чувство дается, а это дается через сердце, то без всяких логических доказательств для человека очевидно, что он не умирает, он вечный. Никакое научное познание не приводит к этому».

Одним из благодатных даров, отражающим высшую степень единения человека с Богом, является прозорливость. Для нас, обычных людей, такой дар также является чудесным. Ведь мы не можем (и это скорей всего, к счастью) знать мысли других людей, не можем видеть их будущее или будущее нашей страны, даже очень близкое. А святым отцам или людям праведной жизни Господь, знающий все наши мысли и сердечные намерения, все события отдельной жизни и всего человечества, «сообщает им эти знания, приобщая их к полноте Своей Божественной жизни, превращая их в духовных наставников человеческого рода». При этом, человек действительно праведной жизни, имея этот дар, или скрывал его, или проявлял сокровенно. Нередко прозорливость старцев помогала заблудшим людям вернуться в лоно Церкви, запутавшимся в греховных сетях – исправиться, а попавшим в беду – избежать неминуемой гибели.

О даре прозорливости преподобный Гавриил Седмиезерский говорил: «В этом познавалось, насколько высока и ценна чистота души. Тогда только, когда душа отрешена от всего суетного и греховного, как бы завеса какая спадает с ее душевного ока, — и вот она прозрела и видит то, что прежде не было для нее ясным и чего не видит занявшийся суетной жизнью мир». И вот лишь несколько случаев прозорливости старцев, описание которых собраны на страницах книги. «Пять лет препо­добный Гавриил Седмиезерский был прикован к одру тяжкой болезнью, но телесная немощь только укрепляла его дух. В борьбе с собствен­ным недугом старец Гавриил снискал особую благодать Божию молитвою ис­целять недужных. Еще не оправившись от болезни, он стал принимать бого­мольцев. Поначалу, чтобы не отвлекать сердце от Иисусовой молитвы, он при­нимал богомольцев, стараясь не открывать глаз.

Однажды он был отвлечен от внутренней молитвы, услышав, что кто-то из посетителей заплакал. Оказалось, что пришедшие к старцу посетители уже давно молчали, он же беседовал с ними, читая их мысли и от­вечая на них. Это потрясло и испуга­ло богомольцев. Старец стал скрывать свой дар и прежде чем ответить, внимательно приглядывался, действительно ли его спрашивают». А вот что вспоминает игумен Сергий (Рыбко) об архимандрите Серафиме (Тяпочкине): «По своему глубочайшему сми­рению отец Серафим старался скрыть свои подвиги и духовные дарования: прозорливость, способность исцелять, которыми он, безусловно, обладал. Дар прозорливости помогал ему предельно сокращать время беседы с посетителями. Старец шел по живому коридору богомольцев в храме и на улице и, подходя к кому-либо, давал ответ на вопрос, который еще не был задан».

Еще один случай из жизни преподобного Севастиана Карагандинского. «Однажды, управив­шись с хозяйст­вом, инокиня Феврония вышла отдохнуть в двор дома. Ее донимали помыслы: «За­чем я приехала в Козлов к отцу Севастиану? Батюшка такой же, как все батюш­ки, работа такая же, как и дома». Вдруг вышел из дома преподобный Севастиан, сел с ней рядом и сказал: «Зачем ты ко мне приехала? Я такой же, как все батюшки». Инокиня поняла, что старец видит все ее мысли, упала к нему в ноги и попросила прощения. И поняла, что отец Севастиан именно не такой, как все. Мать Феврония осталась с батюшкой навсегда, была рядом в годы его заключения в Карлаге и в Караганде жила до самой смерти». И сколько еще подобных историй, которые, пожалуй, могли составить не один десяток таких книг.

Во второй главе этого издания помещены примеры Бо­жиих чудес, из которых вдумчивый чита­тель тоже может извлечь полезное для своей души. Удивительные явления, о которых рассказывается, призваны, в частности, на­помнить о великих тайнах мира Божия и о могущественной силе Божией благодати. В третьей главе содержатся более конкрет­ные поучения и советы опытных пастырей нашей Церкви, содержащие рекоменда­ции для повседневной жизни православно­го человека дома, в семье, в церкви.

 

*** Кроме того, на страницах этого издания помещены строки замечательных русских поэтов, в которых в афористичную форму заключены чув­ства и мысли православного христианина. Вкрапления в заключительной главе элемен­тов юмора и фольклора помогут читателю, оставаясь в русле темы, улыбнуться и нем­ного отдохнуть. «Пусть наша книга, - говорят издатели, - станет для вас словом назидания, утешения и поддержки. Пусть поучительные примеры из жизненного опы­та наших любимых пастырей и их спаситель­ные наставления будут для вас вдохновляю­щим ориентиром».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать