У книжной полки. 17 ноября

17 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Игнатий Николаевич Потапенко. Повести и рассказы из духовного быта.

 

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с книгами Издательства Сретенского монастыря, которые выходят в серии «Библиотека духовной прозы». В этой серии, по словам архимандрита Симеона (Томачинского), отобраны «самые сливки» из произведений наших писателей: Достоевского, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Короленко, Лескова, Бунина, Чехова и других. Это выборки из тех трудов писателей, в которых «отразилась тяга человека к Богу, поиск Бога». А кроме того «Библиотека духовной прозы» - это обретение нашего утраченного наследия, которое было забыто в годы 70-летней борьбы против Бога и Церкви. Ведь многие творческие люди, будучи православными христианами, не могли идти на компромиссы с новой властью, не могли творить по указке вышестоящих, поэтому на их произведения налагали запрет. Сегодня мы узнаём их имена, и их труды, к которым относится и эта книга под названием - «Повести и рассказы из духовного быта». ***

Итак, вниманию читателя предлагается сборник про­изведений некогда известного русского писате­ля Игнатия Николаевича Потапенко, к сожалению, ныне забытого. Это был человек необычной судьбы, обладавший незауряд­ным литературным талантом. Наиболее яркие произведения Игнатия Потапенко посвящены жизни приходского духовенства — жизни, знакомой писателю не понаслышке. Будучи сыном сельского священника, он сделался отличным бытописателем городков, деревень и местечек южнороссийских губерний, изобразителем мещанских нравов, чиновничьей психологии, беспросветного существования городских низов.

Игнатий Николаевич родился в селе Фёдоровка Белозерского уезда Херсонской губернии в семье священника и крестьянки. Вначале он получил ду­ховное образование, окончив Херсонское духовное училище и Одесскую духовную семинарию, затем — светское в Новороссийском и Петербургском университетах и в Петербургской консерватории (по классу пения). Как и многие русские прозаи­ки. Потапенко начинал со стихов, первые его по­этические опыты относятся к детскому возрасту. С 1873 года он начинает печататься: сначала в газетах и журналах — «Русская правда». «Новь», «Дело», «Вестник Европы», «Книжки недели» и др., затем появляются сборники его рассказов и очерков.

В 1890 году имя Потапенко «прогремело» в связи с изданием его повести «На действительной службе», которая стала настоящим событием в литературной жизни России и принесла автору широкую известность. Эта повесть, которой открывается и данный сборник, рассказывает о молодом священнике-альтруисте с «говорящей» фамилией Обновленский. Священник-идеалист, окончивший Духовную академию первым магистрантом, он отказывается от разворачивающейся перед ним карьеры городского протоиерея, и едет в захудалое село, чтобы разделить с его жителями все тяготы и невзгоды. Он не заботится как о собственном благосостоянии, так и о до­ходах своих собратий — многодетных священников, диаконов и дьячков и в результате самоотверженного служения обретает любовь и преданность прихожан. Но со стороны родных и близких он видит только непонимание и осуждение.

Между тем, свой выбор, стать сельским священником, герой своему отцу объясняет так: «С малолетства я жил в деревне; дерев­ня наша, Устимьевка, бедная. И видел я мужика, как он во тьме кромешной живет и убивается. Темнота его от бедности, батюшка, а бедность от темноты. Так одна за другую и цепляется. За бедность полюбил я его тогда еще, в детстве, толь­ко любовь эта глохла во мне, спала, потому что жил я бессознательно, шел по ветру и ничего у меня своего не было. Ну, учился я много и при­лежно, с книжной премудростью познакомился, с людьми умными разговаривал, и ум мой раз­вился. И понял я, что жить зря недостойно ума человеческого. Такое я себе правило усвоил: ко­ли ты умом просветился, то и другого просвети, ближнего. И тогда жизнь твоя оставит след. А ко­го просвещать, как не темного деревенского че­ловека? Светить надобно там, где темно, батюш­ка. А уж как темно там, сами знаете. И для этого самого, дорогой мой отец, я презрел карьеру и решился сделаться сельским священником».

Читая повесть, мы видим, как вернувшись в деревню, будущий священник чувствует необычайную бодрость духа. В разговоре с братом, он говорит о том, что на него благотворно действует деревня и что он не променяет ее ни на какие столицы. Но брат его не понимает. «Если бы мне сказали это, когда я был в тво­ем возрасте, я точно так же не понял бы! — отвечал ему главный герой. — Тогда я, как ты теперь, тяготел к большому городу: мне казалось, что там толь­ко жизнь, а здесь — сон и прозябание. Теперь я думаю иначе. Жизнь только здесь, здесь люди живут по существу, а там проделывают бесконеч­ный ряд условностей. Все там условно — и при­личие, и уважение, и порядочность, и ум, и чув­ство. На все есть кодекс, и человек там — раб этого кодекса. Там можно жить только для себя, здесь можно кое-что уделить и ближнему. Возь­ми хоть это: жизнь в городе дорога. Чтобы жить прилично, надо все силы посвящать на добы­вание средств. У человека не остается ни време­ни, ни сил на то, чтобы быть человеком. А здесь жизнь стоит пустяки. Времени много, работай, сколько хочешь. Здесь и только здесь ты — хо­зяин своего времени, своих сил и способностей. Только здесь ты можешь отдать всего себя на служение ближнему!..»

И вот с такими мыслями, с такой позицией, приступает герой произведения к своему служению. Какие трудности пришлось ему преодолеть на этом поприще, читатели узнают, прочитав повесть «На действительной службе». А продолжает книгу рассказ «Шестеро», который относится к наиболее удачным произведениям писателя о жизни сельского духовенства. Этот рассказ раскрывает перед нами трагическую историю многодетного дьякона о. Антония, у которого умирает жена и он остается с шестью детьми на руках. Но прежде этого печального события, он проходит несколько инстанций, добиваясь рукоположения в священники. В то время, как показывает автор в своих произведениях, причетники – а это диаконы, дьячки и пономари, - жили очень бедно, и чтобы хоть как-то обеспечить жизнь себе и своим детям, герою рассказа во что бы то ни стало нужно было стать священником. И он, преодолев многие трудности, добивается этого.

А после, как пишет автор, «страшное горе - потерю жены - он должен был переживать вместе с величайшим счастьем - достижением священнического сана. В самом деле это было какое-то почти сверхъестественное совмещение двух противоположных чувств. Нет большего горя для лица, носящего духовный сан, как потеря жены, да еще любимой, какою была Натонька для о. Антония. Ведь это - вечное одиночество, вечный холод холостой жизни среди живущего полною жизнью мира, среди житейских соблазнов и требований строгой морали, сопряженных с званием. С другой стороны, священничество - это высший идеал, к какому может стремиться причетник, и, следовательно, высшее счастье. И вот и то, и другое разом упало на голову о. Антония». Испытывая такие противоречивые чувства, он принял священный сан, и тем самым обеспечил будущее своих детей, но первую службу, которую он служил – это лития по усопшей супруге.

Этот рассказ, по словам критиков, замечателен тем, что представляет собою счастливое соединение психологического изображения характера и изображения условий известного быта. <...> Этот рассказ г. Потапенка — жемчужина между другими его, той же категории, рассказами…». Но и другие произведения писателя не менее интересны, и помогают нам увидеть состояние дореволюционного общества, как духовенства, так и простого люда. Как отмечают издатели, «в повестях и рассказах Потапенко начала 1890-х годов не только отражались самые разные проблемы и события российской жизни, противо­стояли друг другу и отстаивали свою позицию живо впечатленные типы русского человека той эпохи, но и твердо выражалась позиция автора — человек может что-то сделать, каждый должен внести хоть небольшой вклад для того, чтобы изменить жизнь к лучшему».

 

*** Игнатий Николаевич Потапенко был чуть ли не самым «плодовитым» писателем конца XIX века: рассказы, очерки, романы, повести и театральные пьесы печатались почти во всех ежемесячных и еженедельных журналах, выходили как отдельными изданиями, так и в сборниках, переводились на иностранные языки. В конце 1890-х — середине 1900-х годов Собрание со­чинений Потапенко в 12 томах выдержало 5 изданий. В это самое время его популярность была сравнима с популярностью Антона Павловича Чехова и Льва Николаевича Толстого. Самой яркой чертой Потапенко-беллетриста — являлось отсутствие пессимизма и скептициз­ма, бодрый и ясный взгляд на жизнь. Именно за оптимизм многих произведений он получил заслуженную оценку: в 1891 году ему была присуждена половин­ная Пушкинская премия». Потапенко посвятил писательскому творчеству 60 лет жизни. Но пик его по­пулярности пришелся на конец XIX — начало XX столетия.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать