Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Николай Семенович Лесков. Лев старца Герасима.
И снова сегодня мы обращаемся к творчеству Николая Семеновича Лескова, в частности к его восточным сказаниям. Над рассказами «восточного цикла» писатель работал в последнее десятилетие своей жизни. В них Лесков открывает читающей публике образы любимой народной книги «Пролога». В героях эпохи «апостольского» христианства Николай Семенович ищет идеалы подлинно «совестной жизни». Чтобы сделать их близкими и понятными современникам, он наполняет их живыми переживаниями, тщательно воссоздает историческую обстановку, превращая назидательные случаи давно ушедшей эпохи в настоящие, словно вырванные из времени и проживаемые рядом судьбы реальных людей. Что заставило писателя обратиться к этой теме? Об этом мы узнаем, открыв книгу, которая вышла в свет в Издательстве Прихода святителя Игнатия Брянчанинова и называется – «Лев старца Герасима». ***
В этот сборник включены почти все рассказы Лескова из «восточного цикла», изданные в настоящее время. Большая часть из них написана на основе душеполезных историй «Пролога», некоторые сюжеты созданы самим писателем. В книгу вошли десять произведений: «Аскалонский злодей», «Брамадата и Радован», «Легенда о совестном Даниле», «Невинный Пруденций», «Оскорбленная Нетэта», «Повесть о богоугодном дровоколе», «Прекрасная Аза», «Скоморох Памфалон», «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине». Думаю, что многие наши читатели знают рассказ Лескова «Лев старца Герасима», в котором описан самый известный случай из жизни преподобного Герасима Иорданского, память которого совершается сегодня. Этим рассказом и открывается данная книга.
А в предисловии автор-составитель пишет: «Николай Семенович Лесков - один из самых последовательных и непримиримых борцов в череде правдоискателей русской литературы XIX века. Так же как современные ему писатели-демократы, он ставил в своих произведениях «проклятые русские вопросы»: кто виноват и что делать? Только ответ на эти жгучие вопросы Лесков искал не в экономике и политике, как революционные социалисты, не в националистических идеях, как славянофилы, а в человеческой душе. Неудивительно, что его этические искания пришлись не ко двору тогдашней политической мысли. Не найдя единомышленников ни в одной из существовавших политических партий, Лесков обратился к христианству, к евангельским заповедям, которые, по его убеждению, единственные имеют всечеловеческий смысл.
В 1870-1880-х годах Лесков пишет цикл произведений, в котором создает своего рода «иконостас» русских праведников, носителей евангельских идеалов добра. Он называет их «русскими антиками», то есть людьми русской старины. При этом под «стариной» он не подразумевает идеализацию всего древнего уклада, для него важно только исполнение нравственных заветов предков, сохраненных в сказаниях, легендах, народных песнях и духовных стихах. Тех заветов, которые передаются из поколения в поколение как «многоценная жемчужина», которые не имеют национальности, а являются духовным завещанием первых христиан всем народам.
Он обращается к древнему «переводному Прологу, редакция которого не соответствует тому, который издается после Петра Великого». Лесков погружается в изучение легенд, которые более тысячи лет сохраняются в народной среде для духовного чтения, и ищет идеалы подлинно совестной жизни под палящим солнцем Африки, на улицах древних сирийских городов, среди пустынников Палестины. Писатель тщательно воссоздает весь исторический фон повествований. Но его работа - не для историков и архивистов. Лесков видит свой труд необыкновенно важным и необходимым прежде всего для современной ему России. Он стремится к возрождению принципов и идеалов евангельского христианства в исторической обстановке XIX века. Чтобы сделать героев «Пролога» близкими и понятными современникам, Лесков наполняет их ветхие образы плотью и кровью, радостью и страданием, любовью и ненавистью и превращает назидательные случаи в настоящие, словно происходящие рядом с нами.
Поиск исконного христианства приводит Лескова к конфликту с синодальной бюрократией. Со всех сторон на писателя сыпятся разноречивые обвинения. Часть легенд запрещают. Обосновывая запрет повести о «Богоугодном дровоколе», один из цензоров пишет: «Невежественный мужик, занятый своим трудом, выставляется человеком, ставшим ближе к Богу, чем какой-нибудь епископ или царь». Для современного православного человека подобная претензия кажется нелепой. Такое впечатление, что цензор не читал ни Евангелие, ни святых отцов и вообще не имеет понятия о том, что Сам Господь рос в семье плотника, а апостолы были рыбаками. Увы, эти слова как нельзя лучше характеризуют тогдашнее синодальное чиновничество, срощенное с государственной бюрократической машиной, мало заботящееся о проповеди подлинной духовности и занимавшееся поддержанием формального порядка.
С другой стороны на легенды Лескова обрушивается русофильская критика, которая впрочем уже не может затронуть Лескова. Он знает, что пришел его час подводить итоги, и не сомневается, что истина с ним. Об этом он говорил: «Исправляли меня и раскольники, и католики, и другие — ихже имена Сам, Господи, веси, — включительно до лорда Редстока, и всякий из этих "справщиков" смело уверял и нагло доказывал, что истина во всей ее полноте ужилась только с ним и лежит в его жилетном кармане, а я этому не верил и не поверю, потому что имею большее почтение к Истине». Для писателя Истина — это Христос. Но в своем богоискательстве, в отличие от многих современников, он не приходит к протестантизму, как, например, Л.Н. Толстой, которого Лесков очень уважал и к мнению которого неизменно прислушивался. Напротив, в одном из писем тех лет он пишет: «Более чем когда-либо верю в великое значение Церкви, но не вижу нигде того духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя...»
К сожалению, пишет составитель книги, Лесков не заметил духовного подъема Церкви XIX века, появления в ней новых великих святых, таких как прп. Серафим Саровский, свт. Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, свидетельствовавших о том, что Церковь Христова вовсе не зачахла в скорлупе чиновничьего бюрократизма, а живет и наполняется новыми силами. Он искал Церковь древнего благочестия, Церковь любви, среди же своих современников видел лишь разрозненных людей, разделявших его идеалы. Но в своих поисках он ни разу не уклонился в сторону. Он всегда шел вместе с Соборной и Апостольской Церковью, никогда от нее не отрекался, не хулил, не противопоставлял ей себя. Главной проповедью его жизни была заповедь Христа: «Да любите друг друга». Он видел, что мир нуждается в ней, и верил, что верная, любящая душа способна исцелять и преображать окружающих людей, спасая для Вечности тех, кто находится рядом.
Так, в легенде «Прекрасная Аза» девушка-египтянка жертвует собой, чтобы спасти целый род. В «Аскалонском злодее» разбойник, наделенный именем Анастас (Воскресший), переживает духовное возрождение и обращается к человечности, наблюдая в темнице любовь и верность юной красавицы-жены, приходящей к заключенному мужу. В «Сказании о Федоре-христианине и друге его Абраме-жидовине» детская любовь и дружба помогают преодолеть вражду между евреем и христианином и обоим не убояться осуждения и гонения от «своих» за помощь «чужим». Лесков убежден, что человек должен жить в мире, расточая себя в делах любви ради людей, что индивидуальное спасение отгородившегося от мира подвижника не угодно Богу. Об этом говорят его произведения «Скоморох Памфалон» и «Легенда о совестном Даниле». Евангельская любовь должна освящать всякое деяние человеческое. Даже отношения между мужчиной и женщиной не могут строиться лишь на зове плоти. Мир, построенный на одном материальном, телесном, стоит на лжи и неизбежно убивает все самое прекрасное, что способен породить. Об этом писатель рассуждает в повести «Оскорбленная Нетэта».
*** Николай Семенович Лесков, великий русский писатель, неизменно современен. Большие, общечеловеческие вопросы, которые он ставил и стремился разрешить в своем творчестве, никогда не будут устаревшими. Их вне-временность, вечную актуальность хорошо понимал и сам писатель. Поэтому на закате жизни он создал «Восточные сказания», где голосом прошлого сказал о современном. Убедиться в этом нам и поможет книга «Лев старца Герасима».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!