У книжной полки. 17 февраля

17 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Людмила Николаевна Разумовская. Апостасия. Отступничество.

 

«Везде измена, трусость и обман», – эти слова записал Государь Николай Второй в своем дневнике в последний день перед отречением. Но это не Царь отрекся от России, а многочисленный русский народ, включая родственников и любимых генералов, предал Помазанника Божия. Безумие овладело массами, брат убивал брата, сын отца, и не было уверенности в том, что ближний не окажется предателем. Отступление от Бога, оскудение веры привело к революции, которая до основания разрушила старый мир, названный когда-то Русью Святой. «Опыт, который пережил наш народ, наша страна, нуждается в более глубоком, вдумчивом и непрестанном осмыслении». Так считает русский драматург и прозаик Людмила Николаевна Разумовская, написавшая исторический роман о катастрофе 1917 года. Этот роман вышел в свет в Издательстве Сретенского монастыря и называется – «Апостасия. Отступничество». ***

О русской катастрофе — революции 1917 года — и ее причинах написано много… и все равно остаются тайны. Тайна отречения государя. Тайна Божественного Домостроительства. Тайна России... Книга «Апостасия» написана о времени до- и послереволюционном. Ее вымышленные герои живут и действуют наряду с историческими персонажами в едином потоке социальной, общественной и художественной жизни. На примере одной семьи показан трагизм многих человеческих судеб. Все главнейшие события 10–20-х годов минувшего века нашли отражение на страницах романа: явление «Державной» иконы Божией Матери, разгул террора, убийство князя Сергея Александровича в 1905 и убийство Столыпина в 1911, Первая мировая война, предательство и свержение императора Николая Второго, Октябрьский переворот… Все это привело к падению и гибели великой православной державы.

В предисловии книги доктор культурологии, доцент Института истории Санкт-Петербургского университета Ольга Борисовна Сокурова пишет: «Как давно замечено, единственный урок истории состоит в том, что люди не учитывают ее уроков. Новая книга Людмилы Николаевны Разумовской направлена против непреложности и окончательности этого невеселого вывода. Именно уроки русской исто­рии на одном из самых крутых и смертельно опасных ее витков (революции 1905 и 1917 годов, Первая миро­вая война, их многоразличные причины и грандиозные по своему трагизму и судьбоносности следствия) стали основой романного сюжета и главным предметом глу­боких размышлений и переживаний автора. Прослежи­вая, шаг за шагом, жизненные пути главных героев и других многочисленных персонажей книги, вымыш­ленных и реальных, читатель постепенно начинает за­мечать, как много поразительных параллелей суще­ствует между тем временем и нашими днями.

Нам необходимо отчетливо осознать, - отмечает Ольга Борисовна, - что никакого времени и права на повторение прежних ошибок у нас нет. Вот почему так важно, всмотреться в «дела давно ми­нувших дней» и наконец, как следует понять и непременно учесть их уроки. Должно быть, именно с такого рода мыслями, ради таких целей и задач Людмила Разумовская взялась за перо. Первым произведением, которое принесло ей огромный успех, стала пьеса о трудных подростках - «Дорогая Елена Сергеевна». Во всех последующих пьесах Людмила Николаевна также обращалась к актуальным социально-нравственным и психологическим проблемам, и в конце 80-х стала одной из самых популярных драматургов в нашей стране. И вот она решилась поднять и вновь осмыслить огромный и сложнейший исторический материал, изученный и при этом малоизвестный, причем стреми­лась организовать его так, чтобы у читателя возникло ясное, цельное и правдивое представление о сути про­исходившего тогда (а значит, и происходящего сегодня).

Можно только догадываться, какая большая и серь­езная работа предшествовала написанию романа. На его страницах представлены емкие, выразительные и ма­стерски написанные портреты самых разных деятелей русской истории. Это чета царственных страстотерп­цев, сановники и генералы (в большинстве своем пре­давшие царя), представители думских фракций, масон­ского Временного правительства, проложившего дорогу большевикам, лидеры большевиков, всеми способами и средствами рвавшиеся к власти и дорвавшиеся до нее, сражавшиеся с ними и терпящие трагическое и неиз­бежное поражение командующие Белой армии, извест­ные писатели, театральные деятели, философы Сере­бряного века, архиереи Русской Православной Церкви, наконец, старцы, подвижники, исповедники, жившие в ту наисложнейшую эпоху. Как представляется, именно опора на прозорливую мудрость святых отцов позволи­ла автору разобраться в хаосе событий, увидеть и пока­зать их в свете Истины.

Вымышленные персонажи романа органически встраиваются в панораму истории и кажутся убедитель­ными, узнаваемыми благодаря метко переданным ин­дивидуальным и типическим чертам, выразительным речевым характеристикам, внутренним монологам и ярким проявлениям личностной позиции в динамич­ных диалогах и горячих спорах (здесь сказалось драма­тургическое мастерство автора книги). Федор Михайлович Достоевский, приступая к созданию романа «Бе­сы», направленного против угрозы надвигающейся рево­люционной смуты, писал одному из своих корреспонден­тов (Н. Н. Страхову), что иногда необходимо брать в руки плеть и не защищаться, а самим нападать, да порешительней. В результате был создан гениальный роман-памфлет, роман-пророчество, роман-предупреждение. Людмила Разумовская, обратившаяся к той же те­ме, использует опыт великого писателя.

Ее сильней­шим оружием становится неотразимая, тонкая, меткая разоблачительная ирония, примененная и к «буревестным» представителям либеральной интеллигенции, и к художественной элите Серебряного века, в лице иных своих лидеров пребывавшей в развра­те (мистическом и плотском) и всеми силами призы­вавшей «революцию Духа». Блестяще-иронично представлен в книге портрет эмансипированной дамочки-революционерки, в равной степени восторженной, безнравственной и бестолковой. С горькой иронией изображен близкий ей круг студентов-бомбистов, бредящих свободой, но при этом готовых на крайнее насилие и пребывающих в рабском послушании умелым кукловодам. Террор, ка­кими бы высокими лозунгами он ни прикрывался, изо­бличен в романе во всей его чудовищной демонической сущности, и этот диагноз более чем актуален. В книге есть и коллективный портрет так называ­емых «народных масс» — сбитых с толку, мятущихся, одержимых бесами революции и на глазах превраща­ющихся в дикую орду, скорую на самую жестокую, бес­смысленную и бесчеловечную расправу».

Как отмечает автор, значительное ускорение этому апостасийному процессу придал церков­ный раскол семнадцатого века и последовавшие вслед за ним те духовные соблазны, которые русский человек далеко не всегда умел преодолевать, а иные и доныне остаются нами не осмысленными и не преодоленными. «Все это безобразие, - говорит автор, - называющее­ся революцией, просто не могло не произойти. Это закономерный итог двухсотпятидесятилетнего отступле­ния от нашего духовно-исторического пути, от Божьего замысла о России, от ее главной миссии: «Москва — третий Рим». Семнадцатый век породил сем­надцатый год... наша интеллигенция долгое время смотрела на историю как на всеохватный и жизнерадост­ный прогресс, для меня же очевиден совершенно другой ее путь, я вижу мировую историю как апостасию, человеческое богоотступничество, в результате которого и случится описанное Иоанном...»

Таким образом, автор подводит читателя к выводу, что во всей пестроте, многообразии и кровавом хаосе событий просмат­ривается одна духовная первопричина — АПОСТАСИЯ - всеобщее отступление от Христа, утрата Его образа в человеческих идеях, желаниях и поступках. К этой же озаряющей мысли приходят в результате пережитых трагедий лучшие персонажи романа. История их жизни прослеживается от юности практически до конца, и это дает возможность увидеть судьбу человека не только в его борении со страстями или жизненными обстоятельствами, но и в его духовном становлении и росте. Большинство из них не сумели сохранить жизнь, но они успели сделать главное — встать на путь спасения души.

 

*** «Непростая страна Россия. Дорога она Господу, как и древний Израиль, хоть и обе предали. Но не до конца. И в израильском народе есть Петры и Павлы. И в российском – остаток верных пребудет до скончания веков. А что конец – “близ есть при дверех”, то по многим приметам духовному человеку открыто». Это строки из письма одного из героев книги, прошедшего путь от мечтателя-революционера до афонского монаха, пережившего весь ужас апостасийного времени и вернувшегося к вере отцов. Его последние слова, обращенные к духовному чаду, как и вся эта книга, напоминают нам, что мы не имеем права забывать о духовном предназначении нашего земного Отечества, о том Промысле Божием, Который призвал из языческого времени — в вечность Святую Русь. Напоминают и о том, и что в каждом из нас, кто сознает себя причастником земли Русской, хотим мы этого или не хотим, заключена ее невидимая частица.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать