У книжной полки. 16 сентября

16 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Георгий Петрович Михаилов. Психология мужества.

 

О благе мужества легко сказать, но воспитать мужчину в полном смысле слова - дело не простое. А по нынешним временам ещё и доказать необходимо, в том числе родителям, учителям и самим молодым людям, что великодушие и благочестие, отвага и самоотвержен­ность, патриотизм и любовь к ближнему полезны им гораздо больше, нежели богатство и успех; что понятие свободы не тождественно вседозволенности. Без любви, верной дружбы, потребности в правде и справедливости, без отваги и чести настоящим мужчинам не обойтись, - считает автор книги, которая находится сегодня на нашей книжной полке. С малых лет мужской характер закаляется в нравственной борьбе, в преодолении своих слабостей и дурных наклонностей. Но что такое мужество? В чём его суть, где искать его истоки? Об этом и размышляет писатель Георгий Михайлов на страницах книги «Психология мужества». Она вышла в свет в Издательстве Общество игумении Таисии и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

Георгий Петрович Михаилов - православный психолог, член Петровской Академии наук и искусств; Родился Санкт-Петербурге в 1947 году, закончил Кораблестроительный Институт, преподавал. В 1985 году получил второе образование на факультете психологии Государственного Университета. В 90-е гг. полностью посвятил себя духовно-просветительской деятельности. Начав с преподавания и чтения публичных лекций, Георгий Петрович, спустя несколько лет, выступил как православный писатель. В 1997 г. вышла его первая книга «Наша душа», за которой последовали «Психология мужества» (1999 г.) и «Дающая жизнь» (2000). Из этих трех, объединенных общей духовно-нравственной тематикой, книг, снискавших читательский интерес, сложилось однотомное издание «Три слова в психологии». Затем свет увидело еще несколько книг этого автора и все они, по словам издателей, отличаются простотой и доступностью изложения, и одновременно занимательностью и выразительностью. В Пасхальную ночь 1 мая 2016 г. Георгий Михайлов почил о Бозе после изнурительной болезни.

Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу Михайлова - «Психология мужества». Как отмечает автор, знать о том, что такое мужество, за тысячи лет до нас хотели многие мыслители, в том числе знаменитый философ Сократ со своими учениками. С рассказа о том, как пытались они разрешить эту загадку, и начинается книга. «Что такое мужество?» - спросил однажды у своих учеников великий древнегреческий мудрец. Один из них, по имени Лахес, ответил, почти не задумываясь, что мужествен в битве тот, «кто, оставаясь в строю на своем месте, старается отражать непри­ятелей и не бежит». Сократ согласился. Стойкость и смелость вои­нов действительно относятся к мужеству. Но это ведь ещё не всё мужество. Учитель ждал объяснения сути, а не примера мужественного поступка. «Я хотел от тебя узнать о мужественных не только в пехоте, но и в коннице и вооб­ще в военном деле, и не только на войне, а также во время опасно­стей на море, в болезнях, бедности или в государственных делах. И ещё не только о тех, кто мужественен относительно скорбей и страхов, но и кто силён в борьбе с вожделениями и удовольствиями», - сказал он ученику.

Долго длилась эта беседа, но, сколько не бились ученики над загадкой учителя, разрешить её до конца так и не смогли. В итоге Сократ заключил, что спорившие не достигли поставленной цели. «Все мы, - сказал он - одинаково оказываемся в затруднении». Так заканчивается знаменитый философский диалог о мужестве, дошедший до нас из глубины веков в изложении Платона (ученика и преем­ника Сократа), основавшего первую в мире академию. Но ни Сократ, ни Платон не оставили нам точного определе­ния сущности мужества. Не объяснил ее, и третий гений античной мысли - ученик Платона Аристотель, воспитатель юного царя Александра Македонского, ставшего потом одним из величайших полководцев древнего мира.

В попытках раскрытия тайны мужества философы древней Эллады могли полагаться лишь на частные наблюдения да на свой человеческий разум, в границах зна­ний того времени. Они ощущали и смутно догадывались о действии какого-то высшего неписаного закона нравственной жиз­ни, но объяснить его не могли. Сократ и его последователи не знали ещё Заветов Бога, хотя о едином духовном Начале мира, несомненно, догадывались. И даже заявляли об этом вслух, вызывая озлобление язычников. Но они жили задолго до перевода Библии на греческий язык и, судя по всему, не были знакомы с её содержанием. Заповеди Закона Божия, дарованные пророку Моисею на горе Синай, были неведомы даже Аристотелю, умершему в конце четвёртого века до Рождества Хри­стова.

Бог не открыл Своих тайн мудрецам, не доверил философам благовестить истины. Оно выпало на долю простых рыбаков, став­ших учениками и апостолами Иисуса Христа. Апо­столы проповедали миру заповедь любви, изложили суть нравствен­ного закона, исполнили то, что не по силам было ни одной земной науке. И всё же и древним философам было очевидно, что мужество неразлучно с потребностью человека поступать по совести, с ответственностью за других людей, со щедростью, верностью, чувством долга. По словам автора, мужество неотъемлемо от таких категорий, как Бог, Отец, Царь, Отечество. Слово муж (женатый мужчина) содержит в себе понятия: родитель, кормилец, защитник. Но и неженатый (монах, например) может стать мужем достойным, отцом духовным для своей монастырской братии. Бог Отец даёт начало миру и всему человечеству. Царь (помазанник Божий) - отец народу. Мужчина, отец - глава семьи. Святитель Феофан Затворник учил, что семья есть крепость, в которой все члены её, особенно дети, имеют надёжную защиту. Чем мужественнее отец, тем крепче семейный оплот, тем мощнее стена заступления.

Наиболее близкими к семье по форме общения оказываются монастырское общежитие и воинское братство. Монахи одной обители живут совместно до конца дней своих, а воины, хотя собираются вместе не навек, но, в силу опасности быть убитыми в ближайшем бою, держатся друг за друга совсем не так, как иные приятели в мирное время. И здесь им бывает особенно дорого доброе отношение командира. От его отеческой любви зависит сыновняя преданность и, стало быть, отвага простых солдат и матросов. А где отвага - там победа! Такими отцами для воинов были сам генералисси­мус Суворов, ученики его — фельдмаршал Кутузов и генерал Баг­ратион, и ещё целый ряд замечательных Русских полководцев. На море отеческим отношением к подчинённым отличались великий флотовождь Ушаков, доблестный адмирал Нахимов, командир ле­гендарного крейсера «Варяг» капитан Руднев, который, кстати (уже в адмиральском чине), до того пострадал, заступаясь за матросов, что вынужден был уйти в отставку.

К слову сказать, 16 сентября 1745 года родился один из наших великих полководцев, генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (настоящая фамилия Голенищев-Кутузов). По словам автора, Михаил Илларионович, когда-то служивший под началом Суворова, не был похож на своего учителя ни темпераментом, ни складом характера. Даже физически — грузный Кутузов отличался от необычайно подвижного и неутомимого Суворова. Воевали они тоже по-разному. Но в вере Православной, патриотизме и мужестве оставались едины. В молодости оба были отважными и храбрыми бойцами. Потом, уже в генеральских чинах, каждый следовал своей излюбленной тактике. Суворов всегда атаковал и часто прямо с марша командовал колонне: «Голова хвоста не ждет!» Кутузов с атаками не спешил. Он долго маневрировал, отступал, заманивал противника в ловушки, изматывал, окружал и вынуждал капитулировать, сохраняя тем силы и жизнь своих солдат.

Так он воевал с турками в первое десятилетие девятнадцатого века, и эта тактика очень пригодилась ему в борьбе с Наполеоном. В Отечественной Войне 1812 года она оказалась единственно верной и принесла победу. В то время расклад политических и военных сил в Европе был уже не таким, как при Суворове. Потому промыслительно, что на спасение России был призван именно он — фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Подробнее о русском полководце и его подвигах, а также о доблестном и мужественном служении других славных воинов читайте на страницах этой книги. И хоть, как отмечает автор, отдельных проявлений мужества не перечесть, в целом эту добродетель можно объяснить лишь глубоко уразумев её духовную основу. В книге содержится интереснейший нравственно-психологичес­кий материал, примеры исторические, воспитательные. Изложено всё в увлекательной, приемлемой для юношества форме.

 

*** Это уже третье издание хорошо известной в православных читательских кругах книги Георгия Михайлова, обращенной к молодёжной аудитории, к будущим воинам и ко всем, кто хотел бы стать настоящим мужчиной. Автор рассказывает о мужестве солдат и моряков, полководцев и князей, взрослых людей и школьников, обозначает общие и част­ные признаки мужества, обращает внимание на важность нравственной подготовки подрастающего поколения. В чём разница между человеком и зверем, между силою духа и низостью души, между гордым величием и святостью - автор постарался показать на различных примерах. И он надеется, что читатель получит представление о мужестве - если не исчерпывающее, то всё же вполне конкретное, достаточное даже для бесе­ды с Сократом. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать