У книжной полки. 16 ноября

16 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проснись душа. Советы и наставления святых.

 

Преподобный Силуан Афонский о тех, кто ищет истину и спасение, говорил так: «Многие люди не знают пути спасения, зашли во тьму и не видят Света Истины. А Он был, есть и будет и всех милостиво зовет к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, познайте Меня, и Я дам вам покой и свободу». Сам преподобный признается, что, и он раньше не знал этого. До 27 лет он только веровал, что Бог есть, но не знал Его. Так и многие из православных христиан веруют, что Бог есть, но не могут обрести истинной жизни в Боге. Каким должен быть христианин? Как следует молиться и исповедоваться Богу? Что значит следовать за Христом? И как не сойти с истинного пути? О самых различных сторонах духовной жизни, благодаря которым мы обретаем чистоту сердца и общение с Господом, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Ковчег и называется «Проснись душа. Советы и наставления святых». ***

Эта книга написана на основании наставлений святых отцов, глубоко знавших душу человека и предлагавших самые точные и верные советы на пути духовной жизни. Сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них. Так, например, открывает книгу произведение под названием - «Учение Господа, переданное народам чрез двенадцать апостолов». Это послание, по словам издателей, стало известным только во второй половине XIX века, когда Никодимийский митрополит Филофей обнаружил в библиотеке Иерусалимского (Святогорского) подворья в Константинополе греческую рукопись, написанную в 1056 году. В старинной рукописи и находилось среди других посланий и это, ставшее вскоре знаменитым, «Учение двенадцати апостолов». Послание стремится изложить в сжатом виде важнейшие правила христианской жизни и церковной организации как учение Господа, преподанное через двенадцать апостолов народам всего мира.

 Прочитаем лишь несколько наставлений, взятых из этого «Учения». «Есть два пути: один – жизни и один - смерти, но между обоими путями большое различие». «Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, - ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, ты не делай другому». «Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш приидет. Вы должны часто собираться вместе, исследуя, что потребно душам вашим, ибо не принесет вам пользы все время вашей веры, если не сделаетесь совершенными в последний час». Наверно, многие наши читатели уже заметили, как правила христианской жизни, изложенные в этом «Учении», соответствуют словам Священного Писания, словам, которые говорил Сам Господь Иисус Христос. Этими правилами руководствовались святые отцы, продолжившие дело апостолов, и они также исследовали то, что потребно и полезно душе, как своей собственной, так и того человека, который обращался к ним за советом. Отдельные святоотеческие советы вы найдете и на страницах этой книги.

Так, за «Учением двенадцати апостолов» в этом сборнике представлены поучения святителя Василия Великого – одного из трех Вселенских учителей. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со святителем Григорием Богословом), он удалился в пустыню, где основал общежительный монастырь и составил для него «Правила монашеские», которые стали основой всего последующего монашества, даже в России. Частично эти правила вошли в данный сборник. И один из вопросов, на который отвечает святитель, помогает разобраться нам в том, «каким должен быть совершенный христианин». А он, по словам святого отца, «должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова». Как этого достичь? Ответ ищите в учении святителя Василия Великого.

Но не только святой Василий говорит об этом. Продолжает тему ближайший друг капподакийского отца - святитель Григорий Богослов, которого его современники уже называли святым. Его гомилии, речи, проповеди считаются образцами христианского красноречия. В этой книге даются ответы святителя на такие вопросы: как относиться к обидевшим нас, как переносить страдания в болезни, почему надо благодарить за скорби, болезни, обиды, как утешить того, кто потерял должность и другие. А вот на вопросы – «что надо делать, чтобы Бог простил наши грехи? Как заслужить помилование? Как спастись?» – говорит святитель Иоанн, архиепископ Константинопольский, обладавший редким даром Боговдохновенного слова. Во всем христианском мире гремела его слава как Златоуста (так во всеуслышание назвала его одна простая женщина в храме, в порыве восторга от его слов). Церковь называет святителя Иоанна Златоуста вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом Вселенским учителем. Три святителя чтутся как святые учители Церкви, озарившие вселенную светом своего Православного учения. Но и среди них особенно дивен по богатству и разнообразию своих духовных дарований святитель Иоанн, вдохновенное слово которого жгло сердца людей.

В настоящее время, наверно больше, чем в другие времена, очень многих православных христиан волнует такой вопрос: «Что делать, если нет духовника». Об этом еще в 19 веке писал святитель Игнатий (Брянчанинов) одному из своих корреспондентов: «Прекрасно ваше желание – находиться в полном послушании у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Нашему времени дан другой подвиг, сопряженный с многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие – не днем, не при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам даны в руководство Священное и Святое Писание: это прямо говорят святые отцы позднейших времен». О том, каким должен быть путь ко спасению, святитель говорит: «Единственный непогрешительный путь ко спасению – неуклонное следование учению святых отцов, при решительном уклонении от всякого учения постороннего, от самых своих разумений, доколе разум не исцелится от недуга своего и не сделается из плотского и душевного – духовным. Признав умом и сердцем эту правду, исповедуйте ее устами: дайте обет Богу, что бы будете руководствоваться учением святых отцов, уклоняясь от всякого учения, не засвидетельствованного Святым Духом, не принятого святой Восточной Церковью».

Также, в 19 веке, глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества оказал святитель Феофан Затворник. Стяжав дар опытного постижения святоотеческой аскезы, он изложил этот опыт в своих многочисленных письмах, которые могут рассматриваться как практическое пособие в деле христианского спасения. И вот что в частности, святой отец говорит о спасении: «Желаете слышать слово о спасении. Будто не слышали?! Кто не знает дела спасения?! Дело не за этим, а за тем, что усердия нет – трудиться над делом спасения. Хотеть спастись лежа на боку, желать, чтобы спасение пришло само собою как-нибудь. Если и вы больны таким недугом, то излечитесь от него, восприяв ревность к содеванию спасения, - живую, крепкую, себя не жалеющую… и дело спасения пойте успешно. Чтобы раздражить ревность, разъясните себе крайность положения, в каком находитесь. Каждую секунду может схватить смерть, затем суд и решение – прииди или отыди! Если это может случиться сию секунду, то нечего дремать, надо встать и приступить к делу… и делать сие, не пропуская ни одной терции, - что же именно делать? Держа веру в Господа Спасителя и святую Его Церковь, уклоняться от зла и творить благо словом, делом и помышлением…»

А сейчас откроем страницу с наставлениями прп. Амвросия Оптинского. Здесь старец также говорит о том, что надо помнить желающим спастись. «Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме; но только не многие и редкие на самом деле исполняют благое свое желание. А именно те, кто твердо держится слов Священного Писания, что "многими скорбями подобает нам внити в Царствие небесное". Они, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства. Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что спасение совершается между страхом и надеждою. А желать видеть свое спасение ясно, как на ладони, - желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена, то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град, и подобное тому: то кольми паче в духовной жизни бывают прелоги и неожиданные изменения».

Как отмечают издатели, преподобный Амвросий обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Со всеми качествами своей богато одаренной души преподобный Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Все это отразилось в письмах великого оптинского старца, и некоторые из них представлены на страницах книги «Проснись душа».

 

*** Как заботиться о спасении своей души? На этот вопрос свт. Николай Сербский отвечает: «читайте Евангелие и спрашивайте у Церкви. Нет в мире ничего дороже человеческой души. Это единственное достояние, что может быть спасено от погибели и смерти, все же остальное, что нами ценится и хранится, неминуемо погибнет. Наша душа в глазах Господа важнее всех материальных ценностей мира, и, по Его слову: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Это значит, что нет для человека большей заботы, чем заботиться о спасении своей души. Почему эта забота самая главная? Потому что наша душа – самое великое сокровище на земле, а великому сокровищу необходима и наибольшая забота». А знакомство с книгой «Проснись душа», где собраны наставлений святых отцов о духовной жизни, поможет многим проснуться от духовного сна и твердо идти путем спасения ко Христу.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать