Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Алексий Уминский. Подросток в семье и Церкви. Преодоление зон недоверия.
Переходный возраст ребенка — испытание для родителей. Иногда достаточно суровое. Это проверка на прочность внутрисемейных отношений, традиций, правил. В определенном смысле — это испытание веры. Кроме того, подростковый возраст ребенка ставит перед родителями множество новых вопросов. Как говорить с подростком? Как сохранить с ним эмоциональный контакт? Как заслужить его доверие? Как уберечь от соблазнов мира? Для верующих родителей не менее болезненно звучит еще один вопрос: почему подростки уходят из Церкви? В этой книге настоятель одного из московских храмов, духовник православной гимназии протоиерей Алексей Уминский рассказывает, чем поддержать своего «неудобного» подростка и как сделать так, чтобы его душа не закрылась для Бога. Книга вышла в свет в Издательстве Никея и называется «Подросток в семье и Церкви. Преодоление зон недоверия». ***
Протоиерей Алексий Уминский родился в 1960 году в Москве. Окончил факультет романо-германских языков Педагогического института имени Крупской. В студенческие годы обратился к Богу и принял Святое Крещение. В течение восьми лет работал учителем французского языка в общеобразовательной школе. В 1990 году по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина) принял священный сан. В скором времени был назначен настоятелем Успенского собора города Каширы. В дальнейшем был переведен в Москву, с 1994-го - настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах. Троицкий храм отец Алексей вместе со своими прихожанами возрождал буквально из руин. Приход храма представляет собой по-настоящему живую, сплоченную христианскую общину. Отец Алексей несколько лет работал директором Свято-Владимирской гимназии, затем стал ее духовником и преподавателем Закона Божия. Является автором многочисленных публикаций.
В этой книге отец Алексий делится своим опытом — пастырским, педагогическим, отцовским. Как отмечает главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов, «своей драматичностью подростковый кризис может сравниться лишь с кризисом среднего возраста: ведь разочарование в прежних ценностях и мучительное желание обрести новые — основа обоих состояний. Возраст родителей, рождающих первых детей, чаще всего колеблется около 25 лет, вот и выходит, что самые тяжелые личностные кризисы родители и дети часто переживают одновременно. И несносное поведение подростка кажется еще одним свидетельством ошибочности всего, что нами говорилось, делалось и создавалось. И родители, конечно, принимают вызов, пытаются найти решение.
Печально, - говорит Лучанинов, - что часто в попытке помочь своему подростку мы думаем вовсе не о нем, а о себе. В его переживаниях чувствуем свои, а не его проблемы, смотрим на него сквозь собственные разочарования и надежды. А тем временем поведение и состояние ребенка ухудшаются. В этот период многие подростки отдаляются от Церкви. «Ну почему он так со мной поступает?!» — восклицает измотанный взрослый. Чтобы дать себе шанс это понять, нужно прежде попытаться понять самого подростка. Сделать то, что призывал через притчу о милосердном самарянине сделать Христос — сместить наконец фокус с себя на ближнего. Не так важно, кто есть мой ближний, важно — кому ближним могу быть я? Не важно, почему мой подросток ведет себя не так, как желает мое родительское тщеславие, важно, что происходит в душе моего ребенка и как облегчить его боль. Ведь за грубостью, безответственностью или еще чем-то внешним и характерным для подросткового возраста всегда прячется боль ранимой души и страх перед взрослением и взрослыми.
«Взрослым нельзя всего говорить — им ведь никогда по-настоящему не объяснишь, почему ты сделала что-нибудь такое, что они считают плохим. Я рада, что в мою душу заглядывает только Бог и что люди не могут этого сделать…» — это слова прекрасной героини романа Ирмгард Койн «Девочка, с которой детям не разрешали водиться». Хорошо, когда подросток, чувствуя свое одиночество в мире, где все взрослые заодно, не теряет доверия к любящему и прощающему Богу. Но случается, не только церковную жизнь, но и саму веру в Бога подросток отрывает от себя как нечто чуждое, навязанное ему родителями. Бывают и более тяжелые ситуации, когда ставится под сомнение ценность самой навязанной Богом и родителями жизни…»
Чем поддержать подростка на этом сложном рубеже, как согреть его душу, чтобы она не закрылась для Бога? Можно ли помочь ему в правильном выборе между созиданием и саморазрушением? И главное, что чувствует, проходя этот рубеж, так непросто взрослеющий ребенок? Новая книга протоиерея Алексия Уминского поможет родителям ответить на эти вопросы. И первый и главный из них для верующих родителей: «Почему подростки уходят из Церкви?» На него автор отвечает, рассматривая разные аспекты: например, формальное отношение родителей к Церкви, которое начинает замечать подросший ребенок, одиночество, которое он испытывает, в том числе и в церковной среде, не умение общаться с Богом. В частности отец Алексей пишет: «У взрослеющего человека отношение к Церкви меняется, оно уже не будет таким, как в детстве, — такое внутрисемейное, внутриприходское, где все хорошо, все правильно и вообще думать ни о чем не надо. Жизнь в представлениях маленького ребенка очень проста. Он знает от папы и мамы, что стоит ему только помолиться — и Бог тут же поможет.
Но вот подросток в какой-то тяжелейшей ситуации вопиет к Богу, молит о помощи — и ничего не происходит. А действовать самостоятельно он не научен, потому что родители внушили, что Бог обязательно услышит и обязательно исполнит то, о чем будешь просить. Почему? С какой стати мы решаем за Бога? Нам так проще. Мы как бы отвязываемся от решения очень многих проблем детства. То есть мы, родители, сваливаем на Бога то, что должны были решать сами. Вот эта ситуация, когда «Бог не слышит», — одна из самых серьезных причин отхода подростка от Церкви. Ведь папа с мамой обещали, что стоит только помолиться — и все будет хорошо! Никто не говорил с ребенком о том, что в этом мире много страданий, о том, что огромное количество людей молятся Богу в самых тяжелых ситуациях, и их молитва может остаться без ответа. Подросток не понимает, что в каких-то случаях Бог приходит на помощь, когда человек начинает действовать».
Далее, подросток, как говорит отец Алексий, начинает видеть Церковь иначе, нежели в детстве, многое из того негативного, что он раньше слышал о Церкви, оказывается похожим на правду. В его подростковом сознании это приобретает гиперболические, очень напряженные формы, потому что в этом возрасте недостатки не прощаются, они сразу вызывают отторжение. Еще одной из причин отхода подростков от Церкви, по мнению автора, является непонимание происходящего на богослужении. Все эти действия и слова для них привычны, но бессмысленны. Никто не удосужился объяснить им в детстве смысл молитвы «Отче наш», например. Не многие из подростков понимают очевидные вещи, когда речь идет о таинствах Церкви. Таким образом, подростку в Церкви бывает чрезвычайно одиноко, здесь нет дружелюбного пространства для него, и самое главное — здесь нет никаких смыслов, которые могли бы его тронуть.
К счастью, так не везде. Есть много прекрасных приходов, где к детям и подросткам относятся с огромным интересом, где воскресная школа — это пространство интересное и свободное, где организуются походы, лагеря, подростковые клубы, подростковые театры. Но как еще можно помочь подростку? Как сделать, чтобы и молитва, и таинства у него по мере взросления начинали для него звучать по-новому? И как научить подростка слышать Бога? На последний из вопросов автор отвечает так: «Мой рецепт очень прост: детям не надо врать. Не надо с самого начала твердить заученные фразы, в которые сами родители не верят. Надо разобраться с собственной религиозностью». О том, какие ответы отец Алексий дает на другие вопросы, читайте на страницах этой книги.
*** В основе этой книги лежит цикл тематических радиопередач отца Алексия, его доверительные беседы с родителями непростых подростков, а также разговоры о смысле жизни, вере и Церкви со старшеклассниками Свято-Владимирской школы, духовником которой отец Алексей является уже много лет. И эти разговоры со школьниками в составе книги замечательно дополняют слова автора, обращенные к родителям. Конечно, все в руках Божьих, но и от того, как и что мы говорим подросткам о нашей вере, зависит их возможность сделать ее своим личным достоянием. Ну а эта книга, как надеются издатели, вдохновит родителей подростков найти силы и новые решения для преодоления кризиса. Не стоит забывать, что кризис — это всегда шанс что-то исправить, изменить к лучшему. Еще один шанс, который дает нам Бог.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!