Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Для японцев он стал японцем: Апостольский путь святителя Николая (Касаткина).
«Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев... Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 20,22). Так говорил о себе апостол Павел, проповедуя слово Божие среди людей разных категорий. Несколько веков спустя примеру святого апостола последовал иеромонах Николай (Касаткин), который подобно апостолу для японцев сделался японцем. В стране восходящего солнца святитель Николай прожил 50 лет. И не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы такой известностью. Сегодня, в день памяти святого равноапостольного Николая Японского мы предлагаем Вашему вниманию книгу, в которой прослеживается апостольский путь святителя. Книга вышла в свет в Издательстве Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – «Для японцев он стал японцем». ***
После смерти святителя Николая, митрополит Сергий (Тихомиров) отметил: «Все, что есть в Японской Церкви доброго, до последнего христианина в храмах, до последнего кирпича в постройках, до последней буквы в переводах богослужебных книг, есть дело христиански-просвещенного ума, широкого сердца и твердой, как скала, воли почившего святителя, сделавших его избранным сосудом благодати Христовой». Эта книга рассказывает о жизни и служении равноапостольного Николая, стараниями которого была учреждена Русская Духовная миссия в Японии. О том, как начинался апостольский путь святителя, рассказывает первая глава книги с названием «Иван Касаткин становится иеромонахом Николаем». Здесь автор-составитель пишет: «Книга, прочитанная в юности, иногда может определить всю нашу жизнь. Так было и с Иваном Касаткиным.
В студенческие годы Иван прочитал «Записки» путешественника-мореплавателя Василия Головнина, описывающие приключения, бывшие с ним в Японии: как он, захваченный японцами, был у них в плену, сбежал и жил в японской рыбачьей семье, как потом с трудом вернулся на родину. Эта случайно попавшая в руки Ивана книга, где подробно описывались особенности далекой неведомой страны, заронила в душу юноши интерес к Японии и даже желание проповедовать тамошним язычникам учение Христа. При этом Иван припомнил, как еще в Смоленской семинарии, внимая рассказам учителя И.Ф. Соловьёва об однокурснике его, иеромонахе Исайи, работающем теперь в Китайской миссии, он тогда еще страсть как захотел тоже отправиться в Китай проповедовать слово Божие. Похоже, проповедь язычникам уже с ранних лет была настоящим призванием Ивана Касаткина, только после прочтения «Записок» Головнина интерес его сместился с Китая на Японию.
Вот почему, - повествует автор, - когда в Петербургскую духовную академию, где учился Иван, поступил запрос из Японии с просьбой прислать настоятеля для церкви русского консульства, он почти сразу изъявил желание ехать. Сам Господь, решил он, призывает его отправиться туда на проповедь. И тут же определил, что в таком случае он станет монахом. «Что-нибудь одно, — рассудил он, — либо Миссия, либо семья». Позднее святитель признавался, что на его решение принять монашество тоже повлияла книга — только что вышедший тогда роман И.А. Гончарова «Обломов». «Мы все, русские, весьма склонны к этой обломовщине, — заключил он для себя, закрывая книгу, - и в обычной жизни из нее как будто уж и не выберешься - так она и насядет на тебя... Нужно выбирать что-то одно: или исполнение идеала высоты, вообще всего, что для меня представляется высоким, и в таком случае — порвать всякие связи с обычною сутолокою и бессодержательностью семейной и хозяйственной жизни. Или, напротив, — идти обычною колеею семейной жизни, и тогда, конечно, придется позабыть всякие идеалы».
«Решено, — сказал он себе, — следует избрать именно это — миссионерское служение, заключающее в себе «высокие идеалы», а также монашество, помогающее эти идеалы воплотить. Так рассуждая, определил он программу всей своей будущей жизни, хотя прежде никогда не помышлял о монашестве. Более того, он всегда был человеком веселым, компанейским и, что называется, «заводилой» — ну какой, казалось бы, из него монах?» Как повествует автор, «желающих ехать в Японию оказалось человек десять-двенадцать. Но лишь один Касаткин решил принять при этом монашество, и это определило исход дела — выбор пал на него. Одобрив данную кандидатуру, Ивана постригли в монашество с именем Николай. Затем он был рукоположен в иеродиакона и следом — в иеромонаха». Вот так было положено начало просветительской деятельности будущего святителя, о которой и рассказывает эта книга.
Но как удалось этому простому русскому пастырю, пройти тяготы отчуждения, недоброжелательства и вражды, и стать отцом для японского народа? Спустя годы, отвечая на вопрос: «Какие качества должны быть у настоящего миссионера?» - святитель Николай Японский отвечал: «Да прежде всего смирение». По словам автора, «многие пытались разгадать, в чем состоит секрет успеха святителя Николая, практически в одиночку создавшего целую Церковь во враждебно встретившей его языческой стране. Действительно, как такое оказалось возможным? Характеризуя качества, которые помогли святителю стать основателем целой национальной Церкви, епископ Сергий (Тихомиров) писал: «Люди, знавшие святителя Николая, поражались его трудолюбию, высокой работоспособности и полной самоотдаче. Без этих качеств ему, несомненно, не удалось бы достичь столь высоких результатов».
Дмитрий Матвеевич Позднеев также пытается постичь секрет успеха почившего владыки: «Широкие и святые идеалы, железная воля и неистощимое трудолюбие — вот сущность архиепископа Николая. <...> Вместе с мягкостью он был железным человеком, не знавшим никаких препятствий, практичным и умным администратором, умевшим находить выход из всякого затруднительного положения». Однако же ни неистощимое трудолюбие, ни железная воля сами по себе, ни даже их соединение не могут до конца объяснить феномен такого успеха, который многие справедливо рассматривают как чудо. Все это, как в таких случаях говорят, качества необходимые, но не достаточные. Ученый-путешественник Д.И. Шрейдер дает святителю более многогранную характеристику: «Его лицо обличало энергию, силу и необыкновенную волю, но глаза в то же время светились такой кротостью, добротой, мягкостью и смирением, что для меня стало понятно, чем покорял и подчинял себе этот человек массы язычников».
Это суждение, по словам автора, представляется более точным. «Японское чудо» святителя стало возможно именно потому, что при всех своих одаренности и усердии, он, смиряясь, оставил место для проявления воли Божией: «...Твердо признаю, при всем недостоинстве своем, что воля Божия послала меня в Японию». «Господь правит ладьей жизни нашей, - и, затишье ли, быстрое ли течение, — все это Его дело, а наше — спокойно грести, не выпуская весла...» Осознавая себя лишь орудием в руках Господних, святитель сравнивал себя то с сохой, то с ржавым гвоздем. А то вот еще и — со спичкой: «...Я не больше, чем спичка, которою зажгли свечу: спичка после этого сама гаснет, и ее бросают наземь, как ни на что не годную». Что, как не глубочайшее смирение проявляется в подобных высказываниях? И не случайно он сам называл смирение — важнейшим качеством миссионера.
В своем обращении в Святейший Синод в 1879 году святитель описал портрет епископа, какого хотела бы получить из России Японская Церковь: «Простой, смиренный, всем доступный, всякого готовый принять, все выслушать. Но при этом точный, исполнительный сам и до педантичности требующий исполнения всего законного от других и, следовательно, порядок держащий строго; наконец, благочестивый и вполне самоотверженный, то есть совершенно забывающий о себе и живущий только для других — такой епископ был бы истинным даром для Японии». Ну чем не портрет-характеристика самого святителя? - отмечает автор. - Один в один! И заметим, смирение стоит здесь на первом месте. Смирение для равноапостольного Николая есть начало и конец, альфа и омега: оно для него и условие, качество, необходимое для начала миссионерской деятельности, и в то же время - желаемый результат. К концу жизни святитель достиг истинного смирения. И своим смирением он дал возможность Богу действовать в нем Самому», что и послужило ему главной опорой в его апостольских трудах.
*** Поместная Церковь, основанная святителем Николаем в Японии, в 1970 году была признана Автономной и полноправной в семье мирового православия. В том же году святитель Николай был причислен к лику святых в чине равноапостольного. И ныне имя святителя не забыто в Японии. Даже через 58 лет после его кончины, когда верующие хотели перенести его святые мощи с кладбища в собор, вся Япония воспротивилась, говоря, что святой Николай принадлежит не только православным, но и всему японскому народу, независимо от вероисповедания, и останки его должны остаться на народном кладбище. Один из приделов Токийского собора, построенного святителем, посвящен теперь святому равноапостольному Николаю. В каждом православном храме Японии есть икона святого покровителя Японской Церкви и за каждой литургией поется ему тропарь.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!