Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Оптинский альманах», 5 выпуск, «Добродетель ангелов».
Оптина Пустынь… Сегодня - это один из самых известных монастырей, который знаменит мощами святых угодников, чудотворными иконами, архитектурными красотами, историческими подвигами. Духовная слава Оптиной была высока уже в 19 веке, как и в начале 20, по словам Бориса Зайцева, - она «оказалась излучением света в России девятнадцатого века». И несмотря на то, что перед октябрьским переворотом 1917 года в Российской империи было более 1000 монастырей, именно сюда, в Оптину Пустынь, стремилось огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования со всей России. Она влекла своей высокой духовностью и умным деланием своих старцев. Уже немало книг написано об этой чудной обители, но не иссякает благодатный источник и со временем открываются новые документы, новые страницы ее истории. На протяжении нескольких лет эти сведения собираются и публикуются на страницах церковно-исторического издания - «Оптинский альманах». Об этом издании, которое выпускает в свет издательство Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь, - далее в нашей программе. ***
Этот церковно-исторический альманах знакомит своих читателей с неизвестными архивными документами, которые повествуют о жизни Оптиной Пустыни и о людях, чья жизнь так или иначе была связана с обителью. Так, к примеру, первый его выпуск был посвящен главным образом самому закрытому периоду истории Оптиной Пустыни – эпохе гонений, разрушения и разорения. Во втором выпуске были представлены подробные материалы, посвященные Ивану Васильевичу Киреевскому, а также связи деятелей русской культуры с Оптиной Пустынью. Третий и четвертый номера альманаха включали в себя материалы по истории Оптиной Пустыни, жития святых, жизнеописания насельников монастыря и других лиц, имеющих отношение к обители.
В 2016 году вышел в свет пятый выпуск Оптинского альманаха, названный «Добродетель ангелов». Он включает в себя статьи схиархимандрита Гавриила (Бунге), посвященные учению древних отцов и феномену монашества, также материалы по истории Оптиной пустыни, жизнеописания подвижников благочестия. Публикуются документы и фотографии из архива Оптиной пустыни, а также из других отечественных музейных и архивных собраний. Обратимся к изданию и познакомимся с его статьями и их авторами. Открывает этот выпуск статьи отца Гавриила (Бунге). О нем издатели пишут так: «Настоятель Крестовоздвиженского скита в с. Ровередо (Швейцария), клирик Корсунской епархии Русской Православной Церкви Московской Патриархии, богослов и патролог с мировым именем.
Будучи сегодня частым гостем в России, в одном из интервью отец Гавриил признался, что ему всегда было «как-то неудобно говорить о таких вещах, как аскетика, аскетическая жизнь…» Подобная неловкость, по мнению издателей, возникает лишь тогда, когда предмет разговора является уже не просто областью научной специализации, но сокровенным достоянием личного опыта, дыханием собственной жизни. Знаток древних языков и творений ранних отцов Церкви, отец Гавриил с 1980 года встал на путь строгой пустыннической жизни в Швейцарских Альпах. Предмет его научных интересов - аскетика - подвигла ученого посвятить всего себя без остатка служению Богу. За более чем тридцатилетнее пребывание в скиту Святого Креста в кантоне Тичино отец Гавриил стал автором ряда замечательных книг, посвященных аскетике и борьбе со страстями, - все они переведены сегодня на многие европейские языки, доступны и нашему читателю. В 2010 году, уже семидесятилетним, отец Гавриил присоединился к Православию. Он стал посещать святые уголки нашей страны, знакомился с жизнью древних русских монастырей. Оптина пустынь, с исключительным духовным наследием ее великих старцев, не могла не стать для отца Гавриила местом неоднократного паломничества.
Издатели предлагают вниманию читателей две небольшие статьи известного ученого и подвижника, написанные автором специально для этого альманаха. Излюбленной темой отца Гавриила по-прежнему остается исследовательский интерес к духовному учению древних отцов, а также размышления о феномене монашества, в частности - монашества русского, исторический путь которого не оставляет отца Гавриила равнодушным. Так, в статье под названием «Добродетель ангелов», автору хотелось поделиться своими размышлениями о духовном учении одного из самых известных отцов-пустынников, который оказал влияние на многие последующие поколения монахов, - Евагрия Понтийского. А в статье – «Моисей был кротчайший из людей. Немного о сущности старчества» - отец Гавриил говорит о русском монашеском возрождении после 70 лет атеистического режима.
Следующая статья альманаха посвящена игуменуАнтонию (Бочкову). Имя этого подвижника благочестия, поэта, писателя, публициста, настоятеля Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря Санкт-Петербургской епархии, по словам издателей, сравнительно недавно вызвано из забвения. Причины позднего возвращения отечественной истории имени собеседника и корреспондента выдающихся деятелей Русской Православной Церкви XIX века - святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобных оптинских старцев Льва и Макария, иеросхимонаха Сергия Святогорца, - а также таких литераторов, как И. В. Киреевский, А. П. Башуцкий, монахиня Мария (Шахова), кроются и в драматичных судьбах нашей истории, и в особенностях личности игумена Антония, определивших его непростой путь в монашестве, и в том, что литературное наследие этого духовного писателя (за малым исключением) не было опубликовано.
Весь монашеский путь отца Антония - от рясофорного пострига до последних дней - был освещен любовью к отцу Льву Оптинскому, духовным наставлениям которого он стремился неукоснительно следовать всю жизнь.; Прочное основание этой связи было положено святителем Игнатием (Брян-чаниновым). Именно он познакомил Алексея Бочкова с учением святых отцов Православной Церкви. О духовном тяготении будущего настоятеля Череменецкого монастыря к Оптиной Пустыни говорят и его неоднократные посещения обители, и его письма, и сближением с духовенством и мирянами, тяготевшими к духовному миру Оптиной. А также то, что его сердцу были близки монастыри, имеющие связи с любимой обителью, в одном из коорых – Николо-Угрешском – он просил себя похоронить. О монашеском пути игумена Антония, который закончился поистине подвигом – рассказывает статья под названием – «Игумен Антоний (Бочков) и Оптина пустынь. О судьбах русского монашества в XIX веке».
Следующая статья сборника посвящена 130-летию со дня рождения русского педагога, религиозного писателя и поэта Сергея Николаевича Дурылина земная жизнь которого окончилась 14 декабря 1954 года. Живая связь Сергея Николаевича с Оптиной пустынью, по словам издателей, была тесной и плодотворной в период с 1913 года и до первого его ареста в 1922 году. В обители он бывал по нескольку раз в год, живал по неделям и месяцам, собирал материал по истории монастыря и старчества, работал над созданием музея «Оптина Пустынь». Его духовным отцом на протяжении почти десяти лет был преподобный оптинский старец Анатолий (Потапов). В трагические для страны и тяжелые для самого Дурылина годы он без совета старца не принимал ни одного важного решения. Записи о посещении Оптиной пустыни, о беседах со старцами, о благодати, исцеляющей душу, которую он всегда ощущал там, можно найти в дневниках писателя 1917-1920 годов, в записках, в письмах к духовно близким людям, а также рукописях «Начальник тишины», «В своем углу».
Личность и деятельность Сергея Николаевича Дурылина так многогранны, перипетии судьбы так сложны, что трудно рассказать обо всем. Автор статьи адресует читателей к более полным изданиям о нем и его произведений. Список некоторых из них помещен в конце предлагаемой публикации. А пока автор ограничился темой связи Дурылина с Оптиной пустынью, сказав и несколько слов о нем как учёном, духовном писателе, религиозном мыслителе и незаурядном человеке. Дурылин принадлежал к тому поколению, о котором Александр Блок написал: «Мы дети страшных лет России». По их судьбам и душам прокатилось тяжелое колесо истории, они пережили кровавые ужасы трех войн и двух революций, крушение привычного уклада жизни, ломку мировоззрения. В жизни, судьбе Дурылина отразилась эта эпоха, он разделил духовные искания, увлечения и заблуждения русской интеллигенции начала XX века. О нем читайте на страницах этого альманаха.
*** Русский философ Иван Ильин писал, что в русском человеке неизбывно присутствует тяга ко святыни и святому. Тема спасения души волнует его сердце, поэтому, наверно, каждый хочет увидеть живое, реальное воплощение святыни в своей жизни. Потрогать ее руками, соприкоснуться с ней душой. Именно эта «неизбывная тяга к святыни и святому» приводила людей в Оптину Пустынь столетие назад, приводит и сегодня. Ее духовный феномен подобен свече, от которой зажигается вторая, третья… О людях, чья жизнь неразрывно связана с Оптиной, чья судьба преобразилась после встречи с ней, рассказывает церковно-исторический «Оптинский альманах».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!