У книжной полки. 16 декабря

16 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Как полюбить ближнего.

 

На вопрос, какая наибольшая заповедь, Господь ответил: «Возлюби Господа Бога твоего... – вот первая заповедь!» И сразу же добавил: «Вторая, подобная ей, – возлюби ближнего своего, как самого себя». То есть любовь к ближнему стоит по важности сразу после любви к Богу. А как часто мы об этом забываем! Нам кажется, что Бога мы любим, а вот с ближним – это задача потруднее да и не такая уж важная. Мы привыкли не придавать особенного значения нашим взаимоотношениям с ближними, легко можем обидеть, осудить, упрекнуть, а уж что говорить о раздражительности, невнимательности, черствости друг к другу. Но так ли все это незначительно? На эти и многие другие вопросы, касающиеся наших взаимоотношений с людьми, помогут ответить известные священники и духовные писатели, чьи проповеди и беседы составили эту книгу. Она вышла в свет в издательстве Данилова мужского монастыря и называется – «Как полюбить ближнего». ***

В этом издании собраны фрагменты из книг святителя Игнатия Брянчанинова, преподобных Иустина Поповича и Паисия Святогорца, святого праведного Иоанна Кронштадтского, писателя Николая Евграфовича Пестова, а также проповеди протоиерея Валериана Кречетова, протоиерея Александра Шаргунова и архимандрита Кирилла Павлова. Святые отцы и современные проповедники со страниц книги говорят о том, как правильно строить свои отношения с окружающими, как избавиться от памятозлобия и стяжать великодушие и всепрощение, как избежать озлобления в мире окружающего нас всеобщего озлобления – то есть, как научиться любви к ближнему и исполнить главную заповедь, которую дал нам Господь.

Так, например, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, прежде всего, обратить внимание на отношение свое к ближним». В своих «Аскетических опытах» святитель о любви к ближнему пишет следующее: «Что может быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему? Любить - блаженство; ненавидеть - мука. Весь закон и пророки сосредоточиваются в любви к Богу и ближнему (Мф. 22:40). Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог (1 Ин)». Однако как отмечает святой отец, «естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить — повелевает это Христос — и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе».

На вопрос: «кто ближний мой?» - святой Иоанн Кроншадтский говорит: «Ближний — равноправное мне существо, тот же человек, что я, тот же образ Божий; и как он то же, что я, то и любить его надо мне, как я сам себя люблю». Исполняя заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39), надо, по словам святого Иоанна, обращаться с ближним «с любовью, кротко, ласково, прощая погрешности его, как себе охотно прощаю, как сам жажду от других прощения или снисхождения моим немощам». Так же святой отец отмечает, что «любовь к Богу тогда начинает в нас проявляться и действовать, когда мы начинаем любить ближнего, как себя, и не щадить ни себя и ничего своего для него, как образа Божия; когда стараемся служить ему во спасение всем, чем можем; когда отказываемся, ради угождения Богу, от угождения своему чреву, своему зрению плотскому, от угождения своему плотскому разуму, не покоряющемуся разуму Божию».

По учению преподобного Иустина (Поповича), «Любовь – это путь Богопознания». В своем толковании на 1-е соборное Послание св. апостола Иоанна Богослова, преподобны отец пишет: «Любовь – это единственный мост, который из пропасти смерти приводит из этого – в тот мир, из этой переменной жизни – в ту, вечную. По своей природе Богочеловеческая любовь вечна, вся от Вечного, и от Него черпает свою силу, которой делает бессмертными и вечными живущих ею. Любовь силой Бессмертного Бога господствует над всей смертью и приводит к вечной жизни. Любовью человек действительно воскресает от духовной смерти, от грехолюбия и живет для Бога и в Боге. Христиане посредством любви считают себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:11). Мы знаем сознательно, что перешли из смерти в жизнь, что значит, что мы бессмертны, вечны.

По словам прп. Иустина, «христиане имеют новое восприятие и себя, и ближних своих, они имеют новое знание и ощущают себя и братий своих как бессмертные и вечные сущности. Это наполняет их сердца Божественной радостью, поскольку евангельская любовь – это сила, которая превращает жизнь в Божественную любовь. Ведь нет большей радости, чем та, чтобы знать и чувствовать, что существуешь ты и рядом с тобой находится бессмертное и вечное существо, то есть твой брат, которого ты любишь. Таким образом, все становится прекрасным, и жизнь, которая прежде была тяжестью, искушением, проклятием, становится теперь легкой, одухотворенной, благословенной». «Любовь, - говорит святой отец, - прежде всего нас соединяет с Богом, Который есть источник все-жизни, но и с братьями, которые также вечны в Боге. Вне любви все тлен, смерть: не любящий брата пребывает в смерти. Почему? Потому, что только любовь рассеивает тьму, эгоизм, самолюбие, выводит душу от корыстолюбия, от самообособленности, от личной уединенности и направляет ее во взаимосвязь с братьями, как живыми существами, как носителями жизни».

Можно сказать, - пишет протоиерей Валериан Кречетов, - что основа Христианства выражена в словах апостола любви Иоанна, которые все прекрасно знают: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16). Пройдут столетия, тысячелетия, и один афонский подвижник, монах Климис, выскажет ту же мысль уже в наши времена, когда в мире все больше оскудевает лю­бовь и ослабевает вера. Это можно считать обращением к каждому христианину: «Грядут времена, когда только любовь спасет нас. Учись растить в себе любовь. Все остальное грех, хуже смерти, и только она жизнь». «В Евангелии сказано: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (см.: Ин. 13, 15). Значит, - говорит отец Валериан, - отдать жизнь за другого есть выражение истинной любви. Но эта высота истинной любви - высота святых, к ко­торой мы должны стремиться, но часто она от нас очень дале­ка. Нам в нашей жизни нужен подвиг небольшой: «Великое для великих, а для нас - немногое». Нам сказано - учись растить в себе любовь.

В чем конкретно заключается подвиг любви для каждого человека? В свое время эту проблему ставил Достоевский. Он говорил: «Легко любить весь мир. Но труднее любить близкого тебе человека, ближнего, с кем ты живешь, с кем ты общаешь­ся». А сейчас много громких слов о всяческой гуманитарной помощи, о том, что в каких-нибудь дальних странах люди гиб­нут, страдают... Это, конечно, все верно. Надо помогать. Но по­сле этого правильного сострадания к тем, кто страдает где-то там, сразу может быть раздражение на своего ближнего, свое­го домочадца, например. Один из подвижников благочестия недавнего времени, святой праведный Алексий (Мечев) говорил, что нужно из своих близких делать ближних, и поступать по заповеди - возлюби ближнего твоего (Мф. 22, 39; Мк. 12,31; Иак. 2, 8). В чем должна выражаться наша любовь? Идти на смерть за своего близкого - это еще не наша мера. Наша мера - это хотя бы не раздражаться на него по пустякам.

Главное, повторяет священник, - старайтесь не раздражаться, не терять состояние мира, любви в душе. А что из этого получится - узнаешь, мо­жет быть, уже после смерти. Потому что, здесь живущие, мы невольно все сворачиваем на мирское, земное. И это часто заслоняет истинное значение всего. «Я хотел так - а получилось все не так». Господь нас здесь испытывает, мы проходим здесь испытания, наши чувства, наша вера, наша любовь, наше по­стоянство проходят испытания. И результат всех этих испыта­ний будет нам показан только в будущей жизни». А пока, «с верой и надеждой будем все время помнить любовь Божию, и по любви Божией к нам будем и сами проявлять к ближнему любовь». А если не получается, будем вновь и вновь молить Господа о даровании этой добродетели, и «Бог, - по словам отца Валериана, - даст любовь стремящемуся любить».

 

** В Евангелии от Иоанна мы читаем такие слова Господа: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34-35). Вот главный признак христианина и последователя Спасителя. Только если любовь имеешь, ты христианин. И апостол Павел сказал: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. (1 Кор. 13, 1-2). Ничтоже есмь... - такое понимание любви и есть, можно сказать, главный смысл жизни. Более подробно об этом говорят святые отцы, пастыри и духовные писатели со страниц данной книги. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы