Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Как полюбить ближнего.
На вопрос, какая наибольшая заповедь, Господь ответил: «Возлюби Господа Бога твоего... – вот первая заповедь!» И сразу же добавил: «Вторая, подобная ей, – возлюби ближнего своего, как самого себя». То есть любовь к ближнему стоит по важности сразу после любви к Богу. А как часто мы об этом забываем! Нам кажется, что Бога мы любим, а вот с ближним – это задача потруднее да и не такая уж важная. Мы привыкли не придавать особенного значения нашим взаимоотношениям с ближними, легко можем обидеть, осудить, упрекнуть, а уж что говорить о раздражительности, невнимательности, черствости друг к другу. Но так ли все это незначительно? На эти и многие другие вопросы, касающиеся наших взаимоотношений с людьми, помогут ответить известные священники и духовные писатели, чьи проповеди и беседы составили эту книгу. Она вышла в свет в издательстве Данилова мужского монастыря и называется – «Как полюбить ближнего». ***
В этом издании собраны фрагменты из книг святителя Игнатия Брянчанинова, преподобных Иустина Поповича и Паисия Святогорца, святого праведного Иоанна Кронштадтского, писателя Николая Евграфовича Пестова, а также проповеди протоиерея Валериана Кречетова, протоиерея Александра Шаргунова и архимандрита Кирилла Павлова. Святые отцы и современные проповедники со страниц книги говорят о том, как правильно строить свои отношения с окружающими, как избавиться от памятозлобия и стяжать великодушие и всепрощение, как избежать озлобления в мире окружающего нас всеобщего озлобления – то есть, как научиться любви к ближнему и исполнить главную заповедь, которую дал нам Господь.
Так, например, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, прежде всего, обратить внимание на отношение свое к ближним». В своих «Аскетических опытах» святитель о любви к ближнему пишет следующее: «Что может быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему? Любить - блаженство; ненавидеть - мука. Весь закон и пророки сосредоточиваются в любви к Богу и ближнему (Мф. 22:40). Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог (1 Ин)». Однако как отмечает святой отец, «естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить — повелевает это Христос — и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе».
На вопрос: «кто ближний мой?» - святой Иоанн Кроншадтский говорит: «Ближний — равноправное мне существо, тот же человек, что я, тот же образ Божий; и как он то же, что я, то и любить его надо мне, как я сам себя люблю». Исполняя заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39), надо, по словам святого Иоанна, обращаться с ближним «с любовью, кротко, ласково, прощая погрешности его, как себе охотно прощаю, как сам жажду от других прощения или снисхождения моим немощам». Так же святой отец отмечает, что «любовь к Богу тогда начинает в нас проявляться и действовать, когда мы начинаем любить ближнего, как себя, и не щадить ни себя и ничего своего для него, как образа Божия; когда стараемся служить ему во спасение всем, чем можем; когда отказываемся, ради угождения Богу, от угождения своему чреву, своему зрению плотскому, от угождения своему плотскому разуму, не покоряющемуся разуму Божию».
По учению преподобного Иустина (Поповича), «Любовь – это путь Богопознания». В своем толковании на 1-е соборное Послание св. апостола Иоанна Богослова, преподобны отец пишет: «Любовь – это единственный мост, который из пропасти смерти приводит из этого – в тот мир, из этой переменной жизни – в ту, вечную. По своей природе Богочеловеческая любовь вечна, вся от Вечного, и от Него черпает свою силу, которой делает бессмертными и вечными живущих ею. Любовь силой Бессмертного Бога господствует над всей смертью и приводит к вечной жизни. Любовью человек действительно воскресает от духовной смерти, от грехолюбия и живет для Бога и в Боге. Христиане посредством любви считают себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:11). Мы знаем сознательно, что перешли из смерти в жизнь, что значит, что мы бессмертны, вечны.
По словам прп. Иустина, «христиане имеют новое восприятие и себя, и ближних своих, они имеют новое знание и ощущают себя и братий своих как бессмертные и вечные сущности. Это наполняет их сердца Божественной радостью, поскольку евангельская любовь – это сила, которая превращает жизнь в Божественную любовь. Ведь нет большей радости, чем та, чтобы знать и чувствовать, что существуешь ты и рядом с тобой находится бессмертное и вечное существо, то есть твой брат, которого ты любишь. Таким образом, все становится прекрасным, и жизнь, которая прежде была тяжестью, искушением, проклятием, становится теперь легкой, одухотворенной, благословенной». «Любовь, - говорит святой отец, - прежде всего нас соединяет с Богом, Который есть источник все-жизни, но и с братьями, которые также вечны в Боге. Вне любви все тлен, смерть: не любящий брата пребывает в смерти. Почему? Потому, что только любовь рассеивает тьму, эгоизм, самолюбие, выводит душу от корыстолюбия, от самообособленности, от личной уединенности и направляет ее во взаимосвязь с братьями, как живыми существами, как носителями жизни».
Можно сказать, - пишет протоиерей Валериан Кречетов, - что основа Христианства выражена в словах апостола любви Иоанна, которые все прекрасно знают: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16). Пройдут столетия, тысячелетия, и один афонский подвижник, монах Климис, выскажет ту же мысль уже в наши времена, когда в мире все больше оскудевает любовь и ослабевает вера. Это можно считать обращением к каждому христианину: «Грядут времена, когда только любовь спасет нас. Учись растить в себе любовь. Все остальное грех, хуже смерти, и только она жизнь». «В Евангелии сказано: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (см.: Ин. 13, 15). Значит, - говорит отец Валериан, - отдать жизнь за другого есть выражение истинной любви. Но эта высота истинной любви - высота святых, к которой мы должны стремиться, но часто она от нас очень далека. Нам в нашей жизни нужен подвиг небольшой: «Великое для великих, а для нас - немногое». Нам сказано - учись растить в себе любовь.
В чем конкретно заключается подвиг любви для каждого человека? В свое время эту проблему ставил Достоевский. Он говорил: «Легко любить весь мир. Но труднее любить близкого тебе человека, ближнего, с кем ты живешь, с кем ты общаешься». А сейчас много громких слов о всяческой гуманитарной помощи, о том, что в каких-нибудь дальних странах люди гибнут, страдают... Это, конечно, все верно. Надо помогать. Но после этого правильного сострадания к тем, кто страдает где-то там, сразу может быть раздражение на своего ближнего, своего домочадца, например. Один из подвижников благочестия недавнего времени, святой праведный Алексий (Мечев) говорил, что нужно из своих близких делать ближних, и поступать по заповеди - возлюби ближнего твоего (Мф. 22, 39; Мк. 12,31; Иак. 2, 8). В чем должна выражаться наша любовь? Идти на смерть за своего близкого - это еще не наша мера. Наша мера - это хотя бы не раздражаться на него по пустякам.
Главное, повторяет священник, - старайтесь не раздражаться, не терять состояние мира, любви в душе. А что из этого получится - узнаешь, может быть, уже после смерти. Потому что, здесь живущие, мы невольно все сворачиваем на мирское, земное. И это часто заслоняет истинное значение всего. «Я хотел так - а получилось все не так». Господь нас здесь испытывает, мы проходим здесь испытания, наши чувства, наша вера, наша любовь, наше постоянство проходят испытания. И результат всех этих испытаний будет нам показан только в будущей жизни». А пока, «с верой и надеждой будем все время помнить любовь Божию, и по любви Божией к нам будем и сами проявлять к ближнему любовь». А если не получается, будем вновь и вновь молить Господа о даровании этой добродетели, и «Бог, - по словам отца Валериана, - даст любовь стремящемуся любить».
** В Евангелии от Иоанна мы читаем такие слова Господа: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34-35). Вот главный признак христианина и последователя Спасителя. Только если любовь имеешь, ты христианин. И апостол Павел сказал: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. (1 Кор. 13, 1-2). Ничтоже есмь... - такое понимание любви и есть, можно сказать, главный смысл жизни. Более подробно об этом говорят святые отцы, пастыри и духовные писатели со страниц данной книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!