Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Александр Абрамов. Воскресение Христово видевше. Беседы на воскресные евангельские чтения.
За каждым воскресным богослужением мы слышим чтение Евангелия, но не всегда можем услышать его по-настоящему, сосредоточиться на нем. Оно порой кажется нам слишком сложным или, наоборот, слишком привычным. А ведь воскресные Евангелия особенно важны для нас: воскресенье — «малая Пасха», и годовой круг рядовых чтений позволяет нам приблизиться к постижению Тайны Воскресения. В книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, собраны краткие беседы протоиерея Александра Абрамова помогающие читателю уяснить смысл деяний и слов Христовых и настроить свою жизнь на ритм существования Церкви. Эта книга вышла в свет в Издательстве Никея и называется «Воскресение Христово видевше. Беседы на воскресные евангельские чтения». ***
В этой книге собраны Евангельские чтения и беседы к ним, которые приведены в книге нормативно, то есть в соответствии с рядовыми чтениями евангельского столпа, как это рекомендует указатель Богослужебного Евангелия. Это позволит христианину всегда быть «в ритме» церковного «пульса», а книга станет своеобразным календарем церковного года. Автор книги - протоиерей Александр Абрамов, является настоятелем московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Выпускник исторического факультета МГУ, Московских духовных школ. Постоянный автор религиозных передач на телевидении, радиостанциях «Радонеж» и «Вера». Был представителем Московского Патриархата в США и при ООН, настоятелем Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке. Участвовал в возвращении в Россию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и звонницы Данилова монастыря.
В предисловии книги «Воскресение Христово видевше» отец Александр пишет: «Недавно в одной аудитории мне был задан вопрос: «Нужно ли причащаться и исповедоваться для того, чтобы вести христианскую жизнь? Или достаточно просто читать Евангелие и святых отцов?» Меня изумила как постановка вопроса, так и слово «просто» применительно к Евангелию. Может ли быть легким постижение того, что требует перемены всей твоей жизни? Священное Писание — не просто текст, не просто сложная и многослойная мысль, высказанная в определенный исторический период. Это всегдашний призыв к покаянию и обновлению. Евангелие нельзя пробежать глазами, с ним нельзя «познакомиться». Его можно только прожить. Так сделали ученики Христовы — простые люди, ставшие апостолами и изменившие тот мир, в котором мы живем».
По словам о. Александра, «все богословие Церкви концентрируется вокруг темы Воскресения Христова. Всякое воскресное богослужение у нас — пасхальное, а сам воскресный день мы называем «малой» Пасхой и им начинаем неделю. В предлагаемой вниманию читателей книге содержится попытка совместно с читателем поразмышлять над страницами воскресных евангельских чтений календарного года. Эти чтения различны: здесь и повествования о чудесах Спасителя, и Его притчи, и прямое изложение учения Христова. Объединяет их одно: Церковь, ставя воскресный день в начало каждой недели как день Господень, предлагает за богослужением те отрывки Священного Писания, которые позволяют наилучшим образом приблизиться к вхождению в тайну Воскресения.
Как отмечает автор, когда человек готовится к путешествию, он изучает маршрут, думает о том, что ему нужно с собой взять. Церковь ежевоскресно, предлагая евангельские чтения — необязательно прямо связанные с Пасхой, — собирает нас в путешествие к Горнему Иерусалиму. Христос наполняет наш духовный рюкзак теми вещами, которые в этом путешествии незаменимы. Они и обезопасят нас, и научат, и помогут не сбиться с пути. Мы с вами, говорит священник, - будем на страницах этой книги путешествовать по текстам воскресных евангельских зачал, которые станут нашим компасом, нашим путеводителем. Мы постараемся нащупать главное: чем говорит нам Церковь языком святых евангелистов. Это путешествие не может быть легким. Оно заставит нас задавать вопросы и священному тексту, и самим себе, и окружающему миру, но это всегда будет опыт восхождения от Пасхи «малой» к Пасхе Вечной. Опыт приближения к тому, что судил нам Господь, — к Бого- и самопознанию».
Откроем книгу на странице, где в соответствии с календарем находится беседа отца Александра на сегодняшний Пасхальный день. Прочитав Евангельское зачало, автор отмечает: «В праздников Праздник — в светоносную ночь Воскресения Христова, в главнейший день жизни христианина — мы слышим за богослужением первое зачало Евангелия от Иоанна. Эти слова известны даже людям, которые о самой Церкви и о Христе имеют самое отдаленное представление: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Парадоксальным образом здесь ничего не говорится о самой Пасхе. Но это вовсе не случайно. Центральная тема богословствования Церкви — тема Воскресения Христова — самым прямым и непосредственным образом связывается в этом Евангелии с воплощением Господа, с Его бытием как Логоса, со спасением человеческой души: и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Мы слышим, - говорит отец Александр, - и другие евангельские слова, относящиеся ко Христу, воскресшему уже: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Этот Свет не возникает из пустоты. Это Свет нетварный, не искусственный и не придуманный Богом для того, чтобы поразить воображение человека. Это Свет Воскресения. Так в сознании Церкви мысль евангелиста Иоанна о торжестве света над тьмой прямо связывается с событием Пасхи — переходом из тления в нетление, от смерти к жизни, от поражения к победе. И тогда люди становятся чадами Божиими — об этом повествует нам евангелист. Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Это благодать прощения и истина Его Воскресения. Это чувство света, жизни, благодати и истины и есть содержание той радости, которую мы сейчас с вами проживаем в своем сердце. Чем она, наша радость, отличается от радости житейской, обыденной? И может ли вообще она отличаться? Как для нас продолжается Пасха в жизни, в Церкви, в нашем каждодневном существовании?
Как свидетельствует автор, нередко бывает так, «что мы очень внимательно и тщательно готовимся к празднику Пасхи: постимся, молимся, напрягаем духовные силы. Нам это стоит большого труда. Порой и тело немоществует, и поститься нет никакой возможности, и молитва, кажется, уходит. Тут Господь нам дает второе дыхание — у большинства из нас такой опыт существует. Мы с Божией помощью поприще Четыредесятницы проходим и очень радостно, светло вступаем в Страстную неделю. Радостно — потому что мы с Господом, потому что Он дал нам оставаться с Ним в эти самые тяжелые для Него часы. Затем мы празднуем Пасху и восклицаем: «Христос воскресе!» И тут часто бывает, что силы нас оставляют. Мы сбиваемся с выпестованного постом ритма, и нам становится невмоготу: тяжеловато ходить в храм, какое-то свое слово простирать к Богу. И кажется нам, что все было понапрасну. А Церковь говорит: да что вы! Посмотрите, мы стоим только в начале Пасхального празднования, оно будет длиться сорок дней; оно будет длиться столько же, сколько длился Великий пост.
Постепенно накал этого празднования будет спадать. Означает ли это, что завершится Пасхальный праздник? Конечно, нет! Просто после невероятного по своей силе, величию, могуществу мгновения пасхальной ночи Церковь нам дает возможность пережить все эти ощущения внутри своей души, уложить их на лады собственного сердца, сделать эту радость тихой. Пасхальная радость — это радость не внешняя, не гремящая, не громокипящая, хотя она, конечно, очень торжественна. Это абсолютная и убежденная радость христианина о том, что Господь победил. Всякое диавольское ухищрение, каким бы оно ни казалось изощренным и сильным, по слову богослужебных текстов, немощное. Нет силы бесовской, способной одержать верх над Божией правдой. И эта истина становится непреложной в силу победы Господа над смертью. Господь нас не оставил и не оставляет. Жизнь жительствует, а мы в ней находимся. В этом суть радости человека, говорящего: «Христос воскресе!»
*** По словам издателей, если вы приходите в храм к пению «Верую» или даже к «Отче наш», если вы не видите смысла опускания глаз долу, когда тихо и непонятно на службе читается Евангелие, если гомон детей мешает сосредоточиться или попросту в храме плохая акустика, — то эта книга точно для вас. Она поможет с нового, 2017-го, года начать «новую жизнь». По ней вы сможете не только следить за не всегда хорошо слышимым текстом, но и читать его, а также его объяснение, – заранее, накануне вечером, вместе с детьми, всей семьей или отдельно, самостоятельно. Книга также будет полезна и читателю, далекому от Церкви, но интересующимся Евангелием. Красиво оформленное издание в твердом переплете может стать хорошим и полезным подарком и взрослому, и подростку от 12 лет.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!