У книжной полки. 16 апреля

16 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Александр Абрамов. Воскресение Христово видевше. Беседы на воскресные евангельские чтения.

 

За каждым воскресным богослужением мы слышим чтение Евангелия, но не всегда можем услышать его по-настоящему, сосредоточиться на нем. Оно порой кажется нам слишком сложным или, наоборот, слишком привычным. А ведь воскресные Евангелия особенно важны для нас: воскресенье — «малая Пасха», и годовой круг рядовых чтений позволяет нам приблизиться к постижению Тайны Воскресения. В книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, собраны краткие беседы протоиерея Александра Абрамова помогающие читателю уяснить смысл деяний и слов Христовых и настроить свою жизнь на ритм существова­ния Церкви. Эта книга вышла в свет в Издательстве Никея и называется «Воскресение Христово видевше. Беседы на вос­кресные евангельские чтения». ***

В этой книге собраны Евангельские чтения и беседы к ним, которые приведены в книге нормативно, то есть в соответствии с рядовыми чтениями евангельского столпа, как это рекомендует указатель Богослужебного Евангелия. Это позволит христианину всегда быть «в ритме» церковного «пульса», а книга станет своеобразным календарем церковного года. Автор книги - протоиерей Александр Абрамов, является настоятелем московского храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Выпускник исторического факультета МГУ, Московских духовных школ. Постоянный автор религиозных передач на телевидении, радиостанциях «Радонеж» и «Вера». Был представителем Московского Патриархата в США и при ООН, настояте­лем Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке. Участвовал в возвращении в Рос­сию чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и звонницы Данилова монастыря.

В предисловии книги «Воскресение Христово видевше» отец Александр пишет: «Недавно в одной аудитории мне был задан вопрос: «Нужно ли причащаться и исповедоваться для того, чтобы вести христианскую жизнь? Или доста­точно просто читать Евангелие и святых отцов?» Меня изумила как постановка вопроса, так и слово «просто» применительно к Евангелию. Может ли быть легким постижение того, что требует переме­ны всей твоей жизни? Священное Писание — не просто текст, не про­сто сложная и многослойная мысль, высказанная в определенный исторический период. Это всегда­шний призыв к покаянию и обновлению. Еванге­лие нельзя пробежать глазами, с ним нельзя «по­знакомиться». Его можно только прожить. Так сделали ученики Христовы — простые люди, став­шие апостолами и изменившие тот мир, в котором мы живем».

По словам о. Александра, «все богословие Церкви концентрируется вокруг темы Воскресения Христова. Всякое воскресное бо­гослужение у нас — пасхальное, а сам воскресный день мы называем «малой» Пасхой и им начина­ем неделю. В предлагаемой вниманию читателей книге содер­жится попытка совместно с читателем поразмыш­лять над страницами воскресных евангельских чте­ний календарного года. Эти чтения различны: здесь и повествования о чудесах Спасителя, и Его притчи, и прямое изложение учения Христова. Объединяет их одно: Церковь, ставя воскресный день в начало каждой недели как день Господень, предлагает за богослужением те отрывки Священного Писания, которые позволяют наилучшим образом прибли­зиться к вхождению в тайну Воскресения.

Как отмечает автор, когда человек готовится к путешествию, он изучает маршрут, думает о том, что ему нужно с собой взять. Церковь ежевоскресно, предлагая евангельские чтения — необязательно прямо связанные с Пасхой, — собирает нас в путешествие к Горнему Иерусалиму. Христос наполняет наш духовный рюкзак теми вещами, которые в этом путешествии незаменимы. Они и обезопасят нас, и научат, и помогут не сбиться с пути. Мы с вами, говорит священник, - будем на страницах этой книги пу­тешествовать по текстам воскресных евангельских зачал, которые станут нашим компасом, нашим пу­теводителем. Мы постараемся нащупать главное: чем говорит нам Церковь языком святых еванге­листов. Это путешествие не может быть легким. Оно заставит нас задавать вопросы и священному тексту, и самим себе, и окружающему миру, но это всегда будет опыт восхождения от Пасхи «малой» к Пасхе Вечной. Опыт приближения к тому, что судил нам Господь, — к Бого- и самопознанию».

Откроем книгу на странице, где в соответствии с календарем находится беседа отца Александра на сегодняшний Пасхальный день. Прочитав Евангельское зачало, автор отмечает: «В праздников Праздник — в светоносную ночь Воскресения Христова, в главнейший день жизни христианина — мы слышим за богослуже­нием первое зачало Евангелия от Иоанна. Эти сло­ва известны даже людям, которые о самой Церкви и о Христе имеют самое отдаленное представление: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Сло­во было Бог. Парадоксальным образом здесь ничего не гово­рится о самой Пасхе. Но это вовсе не случайно. Цен­тральная тема богословствования Церкви — тема Воскресения Христова — самым прямым и непо­средственным образом связывается в этом Еванге­лии с воплощением Господа, с Его бытием как Лого­са, со спасением человеческой души: и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Мы слышим, - говорит отец Александр, - и другие евангельские слова, отно­сящиеся ко Христу, воскресшему уже: Был Свет ис­тинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Этот Свет не возникает из пу­стоты. Это Свет нетварный, не искусственный и не придуманный Богом для того, чтобы поразить вооб­ражение человека. Это Свет Воскресения. Так в со­знании Церкви мысль евангелиста Иоанна о торже­стве света над тьмой прямо связывается с событием Пасхи — переходом из тления в нетление, от смер­ти к жизни, от поражения к победе. И тогда люди становятся чадами Божиими — об этом повествует нам евангелист. Благодать же и истина произошли чрез Иису­са Христа. Это благодать прощения и истина Его Воскресения. Это чувство света, жизни, благодати и истины и есть содержание той радости, которую мы сейчас с вами проживаем в своем сердце. Чем она, наша радость, отличается от радости житейской, обыденной? И может ли вообще она от­личаться? Как для нас продолжается Пасха в жиз­ни, в Церкви, в нашем каждодневном существова­нии?

Как свидетельствует автор, нередко бывает так, «что мы очень вниматель­но и тщательно готовимся к празднику Пасхи: по­стимся, молимся, напрягаем духовные силы. Нам это стоит большого труда. Порой и тело немоществует, и поститься нет никакой возможности, и мо­литва, кажется, уходит. Тут Господь нам дает второе дыхание — у большинства из нас такой опыт суще­ствует. Мы с Божией помощью поприще Четыредесятницы проходим и очень радостно, светло вступа­ем в Страстную неделю. Радостно — потому что мы с Господом, потому что Он дал нам оставаться с Ним в эти самые тяжелые для Него часы. Затем мы празднуем Пасху и восклицаем: «Хри­стос воскресе!» И тут часто бывает, что силы нас оставляют. Мы сбиваемся с выпестованного постом ритма, и нам становится невмоготу: тяжеловато хо­дить в храм, какое-то свое слово простирать к Богу. И кажется нам, что все было понапрасну. А Церковь говорит: да что вы! Посмотрите, мы стоим толь­ко в начале Пасхального празднования, оно будет длиться сорок дней; оно будет длиться столько же, сколько длился Великий пост.

Постепенно накал этого празднования будет спа­дать. Означает ли это, что завершится Пасхальный праздник? Конечно, нет! Просто после невероятно­го по своей силе, величию, могуществу мгновения пасхальной ночи Церковь нам дает возможность пе­режить все эти ощущения внутри своей души, уло­жить их на лады собственного сердца, сделать эту радость тихой. Пасхальная радость — это радость не внешняя, не гремящая, не громокипящая, хотя она, конечно, очень торжественна. Это абсолютная и убежден­ная радость христианина о том, что Господь побе­дил. Всякое диавольское ухищрение, каким бы оно ни казалось изощренным и сильным, по слову бо­гослужебных текстов, немощное. Нет силы бесов­ской, способной одержать верх над Божией прав­дой. И эта истина становится непреложной в силу победы Господа над смертью. Господь нас не оставил и не оставляет. Жизнь жительствует, а мы в ней находимся. В этом суть ра­дости человека, говорящего: «Христос воскресе!»

 

*** По словам издателей, если вы приходите в храм к пению «Верую» или даже к «Отче наш», если вы не видите смысла опускания глаз долу, когда тихо и непонятно на службе читается Евангелие, если гомон детей мешает сосредоточиться или попросту в храме плохая акустика, — то эта книга точно для вас. Она поможет с нового, 2017-го, года начать «новую жизнь». По ней вы сможете не только следить за не всегда хорошо слышимым текстом, но и читать его, а также его объяснение, – заранее, накануне вечером, вместе с детьми, всей семьей или отдельно, самостоятельно. Книга также будет полезна и читателю, далекому от Церкви, но интересующимся Евангелием. Красиво оформленное издание в твердом переплете может стать хорошим и полезным подарком и взрослому, и подростку от 12 лет.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать