Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Евгений Поселянин. На земном небе: Три поездки в Саров и Дивеево.
15 января 1833 года в одиночестве своей кельи - как жил – пустынножителем, так и отошел ко Господу - святой батюшка Серафим. Собеседник Божией Матери незаметно для окружающих удалился в селения вечные. Откровение о кончине старца в тот же день было дано иеромонаху Глинской обители близ Курска; он увидел чудесный свет на небе и сказал: «Это душа Серафима возносится!» В 1903 году произошло открытие святых и многоцелебных мощей батюшки Серафима и прославление его в лике святых, ставшее всенародным торжеством. Об этом событии рассказывали многие писатели прошлого века, но особенно вдохновенно о нем писал Евгений Поселянин. Книга, в которую вошли произведения этого автора, вышла в свет при содействии Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь и Издательства «Отчий дом». А называется она – «На земном небе: Три поездки в Саров и Дивеево». ***
В эту книгу вошло чудное житие «непостижимого Серафима» - собеседника Богородицы, сродника небес, сердобольного и ласкового «практика-помощника», «утешителя страдающих, друга одиноких». Здесь же дано подробное описание святых мест, связанных с его подвижничеством. А также предлагаются рассказы о благодатной помощи, явленной старцем после кончины. Весь этот богатый исторический материал, облеченный писателем в стройную композицию, рождает ощущение соприсутствия, сопереживания, близости к святыне. И кажется читателю, что это уже он сам побывал в Сарове и Дивееве, дышал одним воздухом с преподобным Серафимом, которого увидел и почувствовал как живого, родного, близкого. Так вдохновенное слово рассказчика ложится на благодатную почву русской христианской души, рождая и укрепляя в ней веру и любовь.
Автор книги - Евгений Поселянин (настоящая фамилия Погожев) был духовным сыном преподобного Амвросия Оптинского и в молодости получил от старца благословение на литературное поприще: писать «в защиту веры, Церкви и народности». Это благословение и по сей день сокровенно дышит в творчестве Поселянина: его проза настолько выразительна, образна, исполнена теплым светом, искренностью, верою, что нельзя не почувствовать в ней плодов духа: любви, радости, мира (Гал. 5, 22). Три очерка, включенные издателями в эту книгу, написаны автором в связи с приближением прославления преподобного Серафима Саровского и с самим торжеством открытия мощей великого угодника, состоявшимся 19 июля 1903 года. «И я верю, что старец Серафим, который при жизни так согревал любовию простой народ, и теперь пригрел душу всякого пришедшего к нему» - говорится в конце последнего из включенных в книгу очерка, написанного спустя год после Саровских торжеств. Он наполнен чувством близости, взаимного общения, присутствия преподобного Серафима в судьбе самого автора. «Всех нас - темных и просвещенных, чистых и грешных, взысканных и обойденных судьбою, всех нас пожалей! Всякому из нас шепни в минуту горя, соблазна и уныния: "Грядите ко мне, грядите!"»
Возможно, в этих словах писателя кроется предчувствие грядущих трагических событий в России начала XX века: «минуты горя и соблазна» обрушились на русские святыни, подвергли Православную Церковь жесточайшим гонениям. Саровская и Дивеевская обители были разорены и ликвидированы; мощи преподобного Серафима вывезены из Сарова в неизвестном направлении. Сам писатель, служивший своим талантом православной вере и русскому народу, принял мученическую кончину: в 1931 году Евгений Поселянин был расстрелян большевиками. А преподобный Серафим уже не «на земном небе» приветствовал его ликующей пасхальной радостью, а там, где «превыше небес непоколебимо стоит утвержденный до начала веков страшный престол Господа Славы». И до скончания века будет преподобный Серафим с любовью утешать всех, кто обращается к нему, как к живому, кто приезжает поклониться его памяти в восставшую из руин Саровскую обитель и припасть к его святым мощам, пребывающим ныне в возрожденном Дивеевском монастыре.
В первой части книги автор описывает личность старца Серафима Саровского и делится своими впечатлениями от поездки в Саров и Дивеево. Начиная свой рассказ, Поселянин пишет: «Уже несколько лет прошло с тех пор, как я был в тех местах; а они живо стоят предо мной и так близки мне, словно вросли в сердце. Я бываю счастлив, когда получаю весть из них, какую-нибудь посылку. Только я прочту эти два дорогие слова «Саров» или «Дивеево», скажу себе, что присылаемая вещь или письмо идет оттуда, вдруг что-то согреет сердце и станет так светло, хорошо... Когда я ехал туда, многого ожидал. Но то, что я там увидел, было больше и выше ожидания. Там, где-то вдали, за сотню верст, был «мир» с его кипящей, часто бессмысленным кипением, жизнию. С его безразличием зла и добра, с его ослепительною роскошью и ужасающей нищетой, с его жаждой наслаждений, с его культом плоти, с грохочущими пароходами, со стремлением неизвестно куда, со стремлением без цели, без удовлетворения.
Здесь земное было умалено, сглажено, почти отсутствовало. Плоть удручена, вместо роскоши - убожество, вместо мирского шума - тихая жизнь, словно притаившаяся, примолкшая на пороге вечности. И на это умаление, изнеможение всего земного словно спустилось торжествующее небо, громко и ярко о себе свидетельствуя. Оно говорило о себе неземною красотой храмов, стоя в которых спрашиваешь себя: «Может, и в раю не прекраснее, чем здесь?» Говорило о себе чем-то неуловимым, веющим в воздухе тех мест, а больше всего образом лучезарным, чрезвычайным образом того человека, который эти места прославил, - отца Серафима. Вот, названо оно, это заветное имя, - и душа уже трепещет восторгом и любовью, полна умиления и детской веры во все то непостижимое, неимоверное, чем полна была жизнь этого человека.
Небесное, в силе воплотившееся на земле, земное, возвысившееся в небесное; преграды, павшие между землей и небом; Ангелы, святые и Сама Владычица мира, сходящая на землю в видимом образе, все законы ограниченности людской природы упраздненные, стертые. Вот тот порядок вещей, который представляется, когда думаешь о Сарове и Дивееве... И эти места величайших чудес, эти места славнейшей победы духа, когда-либо одержанной смертным человеком! Я эти места видел, я ходил по ним радостный и смущенный. И хочется мне передать и то, что я там видел, и то, что переживает всякий верующий. Передать для того, чтоб те, кому не пришлось и, может быть, никогда не придется видеть их, хоть мыслию побывали бы в них и узнали о том, что есть в русской глуши такое место, посетить которое, кажется, - почти залететь на небо».
Много сердечных слов говорит автор о самом старце, вспоминает, как впервые в 5-летнем возрасте узнал о нем, и как «образ великого, необыкновенного праведника, жизнь которого превосходила все, что он мог представить себе в смысле святости» - запал в душу маленького мальчика. И долго еще после в его «душе жило впечатление чего-то чрезвычайного, чудесного и, вместе, ласкового, греющего, тихого». «Я был почти совершеннолетним, - рассказывает автор, - когда вновь сперва услыхал о нем из устных рассказов, потом стал читать о нем в книгах. И опять все, что услышал, было так необыкновенно». «И все то, что я пережил в детстве при первых рассказах о нем, все то вернулось с умноженной силой, и я пережил счастливые, незабвенные часы над сказаниями о жизни его. Большое, редкое было счастье вновь найти эту святыню, полюбившуюся в детстве и почти утраченную». А после этого автор совершает свое путешествие в Дивеево и Саров.
Приближаясь к Дивееву, Поселянин повторяет в своей голове только два слова: «Отец Серафим, отец Серафим, отец Серафим». И кажется мне, - пишет он, - что только бы помнить его в жизни, ближе быть к нему - и уже больше ничего от жизни не надо, и с этим одним можно прожить полно и счастливо. И голова моя разгорается при соображении о том, какое это было великое, тысячелетиями едва повторяющееся явление. Какие дары! Ведь он людям, которых никогда не видал, посылал сказать что-нибудь в ответ на тайные их, тяготившие мысли... А теперь? Он ходит как живой: то обличит, то исцелит, то, где врачи потеряют голову, явится кому-нибудь из домашних и поставит диагноз, то отпугнет воров или разбойников, то устроит денежное дело. И этот практик-помощник ведь в то же время там, в рядах избраннейших святых, и в ушах звучит слово святителя Митрофана: «Не прославлен еще на земле, но имеет великое дерзновение у Бога». Так Поселянин писал, отправляясь в паломничество в Дивеево и Саров до прославления старца. А что было дальше, читайте на страницах данной книги.
*** Эта книга, по словам издателей, наполнена духом русской святости, Русской земли, живительного русского слова. Под общим названием - «На земном небе» - в ней объединены три очерка духовного писателя Евгения Николаевича Поселянина. Они посвящены преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу, и монашеским обителям дивного старца - Сарову и Дивееву, которые стали «местами величайших чудес, славнейшей победы духа, когда-либо одержанной смертным человеком». Здесь, по живому сердечному ощущению автора, «стерты границы, небесное переплелось с земным», и уже не знаешь, «где кончилась земля, и началось небо».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 24 апреля 2024
Хранители памяти. Третьяковская галерея. Средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова
Вторая половина. Матушка Анна Кизина
Плод веры. Заместитель директора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе Анатолий Оксенюк
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!