У книжной полки. 15 мая

15 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Игорь Евсин. Матушка Феодосия. Рассказы о скопинской старице

 

15 мая 2014 года отошла ко Господу схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифо­рова Косоротихина, известная скопинская старица. Она из-за тя­жёлой травмы около двадцати лет находилась в коме — в «летаргическом сне», как говорили в народе, а после про­буждения, будучи прикованной к постели, сорок лет несла подвиг старчества, окормляя многочисленных своих чад: священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молит­вой, исцелением. О духовном подвиге старицы и о её благодатных дарах рассказывается в книге Игоря Евсина, которая вышла в свет в Издательстве Зёрна-Слово. Называется она – «Матушка Феодосия. Рассказы о скопинской старице». ***

Скопинская старица схимонахиня Феодосия (в миру Наталья Никифоровна Косоротихина) родилась в 1923 году. Точная дата её рождения не­известна, в документах значится 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери. Матушка Феодосия была из тех подвижниц веры и благочестия, которые не только обращали людей в православную веру, ободряли унывающих и укрепляли утверждённых, но и имели от Бога великие дары рассуждения, утешения, прозорли­вости. А ещё матушка Феодосия обладала даром дерзновенной молитвы пред Господом, благодаря которому могла помогать людям в их житейских нуждах, в тяжёлых жизненных обстоятельствах и исцелять даже неизлечимо больных.

По словам автора, тысячи людей приезжали к ней со всей России. И никто из них не уходил «тощ и неутешен». Другое дело, за чем приезжали. Во время работы над жизнеописанием старицы Феодосии мне не раз приходилось слышать: «За чем к ней люди приезжали? Многие по пустя­кам... Не спрашивали, как спастись, как стяжать благодать Духа Святого. Больше спрашивали о другом: надо ложиться в больницу на операцию или не надо, жениться или не жениться, про­давать квартиру или разменивать, как быть с заболевшей коровой? Вот такими пустяками они беспокоили тяжелобольную старицу...» Да, по сравнению со спасением души, эти во­просы действительно кажутся мелочными, мало­значительными. Но вот что говорится в одной мудрой притче.

Собралось как-то к одному старцу множество народа, жаждущего духовного вразумления и утешения. Он вышел к людям и вдруг увидел в большой толпе невзрачную крестьянку. Позвал её и стал с ней говорить. Женщина проси­ла старца помочь найти пропавшую козу. Он стал подробно спрашивать, что произошло с её козой. Народ, слыша их разговор, зароптал: «Мы собра­лись к старцу ради душеспасительного разговора, а эта женщина отвлекает его пустой просьбой». И тогда старец сказал: «Если эта женщина не найдет козу, её дети могут умереть от голода». Так незначительные, на первый взгляд, во­просы могут быть очень важными для вопро­шающих, даже судьбоносными. Да, многие приезжали к матушке Феодосии с незначительными житейскими вопросами. Но Разрешая эти вопросы, старица всегда говорила: «Надейся на Бога, молись Богу, и Он всё управит». Тем самым она обращала людей к вере. Разве это малозначительно?

А разве неважным было простое слово матушки Феодосии к одино­кому, унывающему от холостяцкой жизни муж­чине, который спрашивал женится он или нет. «Женишься. Помолись Богу, и Он найдёт тебе невесту и деток даст», — ответила матушка и её слова сбылись. Прозорливые и утешительные слова... Разве малозначительно, что русские люди, испокон жившие в лишениях и тяготах, на­ходили у таких праведниц, как матушка Фео­досия, простое человеческое утешение? Великое это дело — утешить человека в его печалях и скорбях. Конечно, бывало и так, что матушка Фео­досия, устав от житейских просьб, говорила: «Хоть бы кто спросил, как душу спасать, как Богу угождать. Нет, спрашивают: «Как выйти замуж? За кого? Кто у меня родится? А я ведь не гадалка».

Но, как свидетельствует автор, в утешении матушка не отказывала ни­кому. Ведь она жила в то время, когда верующие просто изнывали от безутешности, поскольку большинство храмов было закрыто, а священники законодательно лишились права говорить пропо­веди. Это было время, когда, выражаясь словами духовного писателя Василия Никифорова-Волгина: «Вся русская земля истосковалась во Благом Утешителе. Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения». Матушка Феодосия, как и десятки старцев и стариц, явленных тогда нашему народу, была тем тёплым, Божьим огоньком, который со­гревал многие исстрадавшиеся и захолодевшие людские души. При этом она не обладала даром проповедования учения Христова, поскольку была необразованной, но вся её жизнь была проникно­венной, доходившей до глубины души проповедью.

Более полувека матушка Феодосия лежала не­движимо, парализованная после страшной аварии, и смиренно переносила выпавшее ей тяжкое испы­тание — сильную болезненную немощь. Наглядное для всех смирение и было её проповедью о том, как можно стяжать благодать Божию, ибо, по слову апостола Иакова, «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). Смире­ние, послушание Божией воле и силу молитвы — вот что проповедовала своей жизнью матушка Феодосия, не заводившая богословские разговоры о спасении души. И неважно, с какими вопросами при­езжали к ней люди — жениться или не жениться, продавать квартиру или не продавать... Матушка Феодосия научала всех не отвлечёнными словами, а, как говорил о старчестве монах Серафим (Шолков), «живым примером, исполненным силы Духа, могущим изменить жизнь и привести к главному - смирению и покаянию».

Автор отмечает: «мне часто приходилось слышать от посетите­лей матушки Феодосии такие признания: «При­дёшь к ней со своими печалями и скорбями, по­стоишь рядом и подумаешь про себя: «Что ж это я нюни распустил? Вот старица полвека лежит парализованная, мучается от болей, а улыбается, как ребёнок». Посмотришь на неё и уходишь уте­шенный одним только видом праведницы». Священник Сергий Рыбаков говорил об этом так: «После посещения матушки Феодосии все собственные духовные и телесные немощи ка­зались уже ничтожными даже только оттого, что увидишь её, старицу-подвижницу, у которой только и движется, что одна голова. И она, та­кая немощная, как никто другой, могла всякого приходящего к ней утешить, вселить радость и надежду на лучшее. Помню, у неё было такое ласковое, такое светлое лицо и голубые добрые глаза...»

Лучистая улыбка матушки Феодосии, её яс­ные, добрые глаза навсегда оставались в сердцах знавших её людей. И когда от жизненных скорбей на кого-то из них находило уныние, то они ободрялись при одном только воспоминании о больной, парализованной, но светлой, как ясное солнышко, старице. «Наше солнышко» — так и называли матушку Феодосию её духовные чада. За великое смирение и терпение тяжкой бо­лезни, за безграничную веру и любовь к Богу и ближним скопинская старица удостоилась дара дерзновенной молитвы, по которой свершались чудеса, и потому многие ещё при жизни почитали её как святую праведницу. И нет в этом ничего удивительного. В «Добротолюбии» сказано: «Иметь живой образ святости — это действительно духовная потребность, отрадная для народа». Вторя «Добротолюбию», писатель Фёдор Достоевский о великой значимости живого образа святости писал: «Для смиренной души... измученной трудом и горем, а главное, всегдаш­ней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему».

 

*** В статье про­тоиерея Александра Соловьёва «Старчество на Руси» есть примечательные слова: «Среди жизни, исполненной пороков, злобы и лжи, для нашего народа отрадна и ничем не замени­ма мысль и сознание, что есть, и близко — в нашей же несовершенной жизни, человек, ко­торый стоит выше дрязг житейских, служит правде, умеет указать путь к правде и другим и как немерцающая лампадка, освещая непроглядную тьму, горит духом, предстательствуя за всех пред Богом». Такой горящей пред Богом немерцающей лампадкой и была приснопамятная скопинская старица, схимонахиня Феодосия. К ней можно отнести слова из Евангелия от Матфея: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прослав­ляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 14).

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы