Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Игорь Евсин. Матушка Феодосия. Рассказы о скопинской старице
15 мая 2014 года отошла ко Господу схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифорова Косоротихина, известная скопинская старица. Она из-за тяжёлой травмы около двадцати лет находилась в коме — в «летаргическом сне», как говорили в народе, а после пробуждения, будучи прикованной к постели, сорок лет несла подвиг старчества, окормляя многочисленных своих чад: священников, монахов, епископов, мирян, неиссякаемым потоком притекавших к матушке за утешением, молитвой, исцелением. О духовном подвиге старицы и о её благодатных дарах рассказывается в книге Игоря Евсина, которая вышла в свет в Издательстве Зёрна-Слово. Называется она – «Матушка Феодосия. Рассказы о скопинской старице». ***
Скопинская старица схимонахиня Феодосия (в миру Наталья Никифоровна Косоротихина) родилась в 1923 году. Точная дата её рождения неизвестна, в документах значится 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери. Матушка Феодосия была из тех подвижниц веры и благочестия, которые не только обращали людей в православную веру, ободряли унывающих и укрепляли утверждённых, но и имели от Бога великие дары рассуждения, утешения, прозорливости. А ещё матушка Феодосия обладала даром дерзновенной молитвы пред Господом, благодаря которому могла помогать людям в их житейских нуждах, в тяжёлых жизненных обстоятельствах и исцелять даже неизлечимо больных.
По словам автора, тысячи людей приезжали к ней со всей России. И никто из них не уходил «тощ и неутешен». Другое дело, за чем приезжали. Во время работы над жизнеописанием старицы Феодосии мне не раз приходилось слышать: «За чем к ней люди приезжали? Многие по пустякам... Не спрашивали, как спастись, как стяжать благодать Духа Святого. Больше спрашивали о другом: надо ложиться в больницу на операцию или не надо, жениться или не жениться, продавать квартиру или разменивать, как быть с заболевшей коровой? Вот такими пустяками они беспокоили тяжелобольную старицу...» Да, по сравнению со спасением души, эти вопросы действительно кажутся мелочными, малозначительными. Но вот что говорится в одной мудрой притче.
Собралось как-то к одному старцу множество народа, жаждущего духовного вразумления и утешения. Он вышел к людям и вдруг увидел в большой толпе невзрачную крестьянку. Позвал её и стал с ней говорить. Женщина просила старца помочь найти пропавшую козу. Он стал подробно спрашивать, что произошло с её козой. Народ, слыша их разговор, зароптал: «Мы собрались к старцу ради душеспасительного разговора, а эта женщина отвлекает его пустой просьбой». И тогда старец сказал: «Если эта женщина не найдет козу, её дети могут умереть от голода». Так незначительные, на первый взгляд, вопросы могут быть очень важными для вопрошающих, даже судьбоносными. Да, многие приезжали к матушке Феодосии с незначительными житейскими вопросами. Но Разрешая эти вопросы, старица всегда говорила: «Надейся на Бога, молись Богу, и Он всё управит». Тем самым она обращала людей к вере. Разве это малозначительно?
А разве неважным было простое слово матушки Феодосии к одинокому, унывающему от холостяцкой жизни мужчине, который спрашивал женится он или нет. «Женишься. Помолись Богу, и Он найдёт тебе невесту и деток даст», — ответила матушка и её слова сбылись. Прозорливые и утешительные слова... Разве малозначительно, что русские люди, испокон жившие в лишениях и тяготах, находили у таких праведниц, как матушка Феодосия, простое человеческое утешение? Великое это дело — утешить человека в его печалях и скорбях. Конечно, бывало и так, что матушка Феодосия, устав от житейских просьб, говорила: «Хоть бы кто спросил, как душу спасать, как Богу угождать. Нет, спрашивают: «Как выйти замуж? За кого? Кто у меня родится? А я ведь не гадалка».
Но, как свидетельствует автор, в утешении матушка не отказывала никому. Ведь она жила в то время, когда верующие просто изнывали от безутешности, поскольку большинство храмов было закрыто, а священники законодательно лишились права говорить проповеди. Это было время, когда, выражаясь словами духовного писателя Василия Никифорова-Волгина: «Вся русская земля истосковалась во Благом Утешителе. Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения». Матушка Феодосия, как и десятки старцев и стариц, явленных тогда нашему народу, была тем тёплым, Божьим огоньком, который согревал многие исстрадавшиеся и захолодевшие людские души. При этом она не обладала даром проповедования учения Христова, поскольку была необразованной, но вся её жизнь была проникновенной, доходившей до глубины души проповедью.
Более полувека матушка Феодосия лежала недвижимо, парализованная после страшной аварии, и смиренно переносила выпавшее ей тяжкое испытание — сильную болезненную немощь. Наглядное для всех смирение и было её проповедью о том, как можно стяжать благодать Божию, ибо, по слову апостола Иакова, «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). Смирение, послушание Божией воле и силу молитвы — вот что проповедовала своей жизнью матушка Феодосия, не заводившая богословские разговоры о спасении души. И неважно, с какими вопросами приезжали к ней люди — жениться или не жениться, продавать квартиру или не продавать... Матушка Феодосия научала всех не отвлечёнными словами, а, как говорил о старчестве монах Серафим (Шолков), «живым примером, исполненным силы Духа, могущим изменить жизнь и привести к главному - смирению и покаянию».
Автор отмечает: «мне часто приходилось слышать от посетителей матушки Феодосии такие признания: «Придёшь к ней со своими печалями и скорбями, постоишь рядом и подумаешь про себя: «Что ж это я нюни распустил? Вот старица полвека лежит парализованная, мучается от болей, а улыбается, как ребёнок». Посмотришь на неё и уходишь утешенный одним только видом праведницы». Священник Сергий Рыбаков говорил об этом так: «После посещения матушки Феодосии все собственные духовные и телесные немощи казались уже ничтожными даже только оттого, что увидишь её, старицу-подвижницу, у которой только и движется, что одна голова. И она, такая немощная, как никто другой, могла всякого приходящего к ней утешить, вселить радость и надежду на лучшее. Помню, у неё было такое ласковое, такое светлое лицо и голубые добрые глаза...»
Лучистая улыбка матушки Феодосии, её ясные, добрые глаза навсегда оставались в сердцах знавших её людей. И когда от жизненных скорбей на кого-то из них находило уныние, то они ободрялись при одном только воспоминании о больной, парализованной, но светлой, как ясное солнышко, старице. «Наше солнышко» — так и называли матушку Феодосию её духовные чада. За великое смирение и терпение тяжкой болезни, за безграничную веру и любовь к Богу и ближним скопинская старица удостоилась дара дерзновенной молитвы, по которой свершались чудеса, и потому многие ещё при жизни почитали её как святую праведницу. И нет в этом ничего удивительного. В «Добротолюбии» сказано: «Иметь живой образ святости — это действительно духовная потребность, отрадная для народа». Вторя «Добротолюбию», писатель Фёдор Достоевский о великой значимости живого образа святости писал: «Для смиренной души... измученной трудом и горем, а главное, всегдашней несправедливостью и всегдашним грехом, как своим, так и мировым, нет сильнее потребности и утешения, как обрести святыню или святого, пасть пред ним и поклониться ему».
*** В статье протоиерея Александра Соловьёва «Старчество на Руси» есть примечательные слова: «Среди жизни, исполненной пороков, злобы и лжи, для нашего народа отрадна и ничем не заменима мысль и сознание, что есть, и близко — в нашей же несовершенной жизни, человек, который стоит выше дрязг житейских, служит правде, умеет указать путь к правде и другим и как немерцающая лампадка, освещая непроглядную тьму, горит духом, предстательствуя за всех пред Богом». Такой горящей пред Богом немерцающей лампадкой и была приснопамятная скопинская старица, схимонахиня Феодосия. К ней можно отнести слова из Евангелия от Матфея: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 14).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!