У книжной полки. 15 марта

15 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.

 

В 19 веке автор книги «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон…» Софья Снессорева писала: «Есть ли уголок на земле, где жили бы люди без скорби и страданий? Есть ли хоть одна семья, не знающая горя и нужды? Найдется ли, наконец, человек без греха и немощей? И для всех одна только надежда на милость и заступление Божией Матери!» К Ней, к Её благодатному Лику и святым иконам стремятся все страждующие на земле. И надо сказать, что икон Матери Божией, как звезд на небе, число их знает только Сама Царица Небесная! Ну а по подсчетам земных специалистов, число почитаемых икон достигает примерно семисот. Рассказы о самых известных из них собраны в книге, которую сегодня мы предлагаем Вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Летопись и называется – «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы». ***

Как отмечала Софья Снессорева в своем труде, посвященном Царице Небесной, «для верующих было бы назидательно проследить, по возможности, всю историю чудес Богоматери, явленных Ею в роде человеческом. Но кто может объять необъятное?» С помощью этого прекрасно оформленного издания читатели познакомятся с краткими описаниями 40 чудотворных икон Богородицы, которые упомянуты в месяцеслове, и даже такой небольшой труд «может быть не бесполезен для благоговейного чувства верующих». После каждого рассказа, повествующего о том или ином образе, издатели поместили молитвы, читаемые перед чудотворными иконами в дни их празднования. Описания в книге расположены в соответствии с церковным календарем.

И первая из икон Божией Матери, о которой рассказывает эта книга, называется – «Млекопитательница». Память ее – 25 января. Вот ее краткая история: «Эта икона находится на Афоне, в церкви Карейской кельи Хиландарского монастыря. По преданию, первоначально этот образ пребывал в Лавре святого Саввы Освященного близ Иерусалима. Перед кончиной преподобный отец завещал братии передать икону богомольцу царского рода из Сербии по имени Савва. Исполнено это было только через шесть веков, когда обитель посетил первый архиепископ Сербии святой Савва, ради монашества отказавшийся от отцовского престола. Когда он молился у гробницы своего небесного покровителя, стоявший рядом игуменский жезл упал на пол, а образ Богородицы несколько раз наклонился. Расценив это как пророческий знак, монахи вручили ему образ «Млекопитательницы» вместе с другой иконой, именуемой «Троеручица».

Чудесное обретение российской «Млекопитательницы» состоялось в 1650 году – ее обнаружили на высоком дереве в 20 верстах от города Минска. В 1848 году в Россию попал наиболее известный список – чудотворный образ из афонского Свято-Ильинского скита. А в 1893-м архимандрит этого скита, прп. Гавриил Афонский даровал чудотворный образ христианам юга России. В Одессе на Ильинском подворье был построен храм в честь этой иконы. В Москве как чудотворная чтится ее копия в церкви Воскресения Словущего. К слову сказать, список иконы «Млекопитательница» хранится и в екатеринбургском храме Целителя Пантелеимона, привезенный сюда со Святой Горы Афон из сербского монастыря Хиландар. Пред иконой молятся о разрешении от бесплодия, при трудных родах, недостатке грудного молока, об исцелении детей и семейном благополучии.

Далее в книге рассказывает об иконах Божией Матери, память которых приходится на февраль месяц – это иконы, именуемые как «Отрада» или «Утешение», «Утоли моя печали», «Взыскание погибших» и «Иверская». Стоит отметить, что Иверский образ Богоматери чтится не один раз в году, но также 26 октября и во вторник Светлой седмицы. Это одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского монастыря на Афоне. В 1647 году российский патриарх Никон обратился к архимандриту этой обители с просьбой прислать точный список с иконы. Через год копия чудотворного образа в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву и была торжественно встречена жителями. Благочестивый государь Алексей Михайлович выстроил для нее часовню у Воскресенских ворот. В 1929 году часовню закрыли, а в 1934 – снесли вместе с Воскресенскими воротами, достоверных сведений о местонахождении святыни нет. Однако в 1996 году часовня была восстановлена и в ней поставлена специально для того написанная на Афоне копия чудотворного образа.

А теперь перейдем к рассказу об иконах, явленных в марте. Первой из них стала икона Божией Матери «Державная», празднование которой установлено в день ее обретения в селе Коломенском под Москвой 15 марта по н.ст. 1917 года, в день насильственного отречения императора Николая Второго от престола. Как говорится на страницах книги, «13 февраля 1917 года благочестивая крестьянка Евдокия Андрианова, жившая в слободе Перерва под Москвой, слышала явственно во сне необыкновенный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Вскоре она увидела во сне необыкновенную, устремленную ввысь белую церковь, в храме на троне восседала величественная Царица. В третьем видение ей была явлена икона. По просьбе Евдокии, в знаменитом Вознесенском храме в Коломенском, в подвале, нашли старую, черную икону, на которой ничего нельзя было разобрать. Когда ее промыли, проявился образ Царицы Небесной, восседающей на троне с Богомладенцем на коленях, с короной на голове и скипетром и державой в руке (знаки царской власти)».

Как рассказывает в одной из своих проповедей протоиерей Александр Шаргунов, «Весть об обретении иконы быстро распространилась среди православных. Смысл этого духовного события был очевиден. Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и акафист, составленный с участием патриарха Тихона. Неудивительно, что вскоре обрушились жесточайшие гонения на молящихся перед «Державной» иконой Божией Матери. Из всех храмов были изъяты списки этой иконы, арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя ее изображение, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея». Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года.

Рассматривая далее эту небольшую книгу, мы увидим, что кроме того на март месяц приходятся дни чествования икон Божией Матери: «Благодатное Небо», написанной в 1678-1680 годах по указу царя Алексия Михайловича; «Споручница грешных», происхождение которой неизвестно; «Слово плоть бысть», или как ее еще называют – Албазинская, великой святыни Приамурья, получившей свое название от русской крепости Албазин, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем Ерофеем Хабаровым. В крепость икона была перенесена в 1665 году. В те трудные годы Пресвятая Богородица не раз являла особое знамение Своей милости к Амурской земле.

А 27 марта мы восславим Царицу Небесную пред еще одной Её чудотворной иконой, которая также связана с царским родом Романовых. Перед этим древним образом в 1613 году 27 марта получил благословение на царство Михаил Романов. Как говорится в этом издании, «Предания о Феодоровской иконе Божией Матери, явленной между 1256 и 1262 годами, были записаны в 17 веке протоиереем Феодором из Успенского собора Костромы. В праздник Спаса Нерукотворного князь Василий Костромской, охотясь, увидел на сосне чудно сияющую икону, однако взять ее не смог. Пришедший за ним народ коленопреклоненно молился перед иконой, а священники перенесли новоявленный образ в Кострому в собор великомученика Феодора Стратилата (отсюда и название Феодоровская). Спустя несколько лет собор сгорел, но чудотворный образ нашли в пепле неповрежденным. Во время следующего пожара икона сама поднялась в воздух над пламенем и опустилась на землю посреди площади». «И в ХХ столетии, - по словам отца Александра, - грозные события не миновали ни Кострому, ни чудотворный образ. Однако и в годы «огненного искушения» рука Господня сохранила великую святыню. Икона не только избежала поругания от богоборцев, но и находилась в действующих храмах на протяжении всего ХХ века». В 1991 году главная святыня Костромы была перенесена в Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор, где и пребывает ныне.

 

***В рамках нашей программы мы смогли рассказать вам лишь о некоторых иконах Божией Матери, истории явления и чудотворений которых собраны на страницах этой книги. Нет сомнения, что каждый христианин во всех напастях и волнениях этой временной жизни мысленно обращается к Небу, ко Господу и Его Пречистой Матери – «Надежде всем концем земным», как говорит Церковь. И в ответ на свою мольбу об утолении печалей, сокрушающих его сердце, человек по вере своей получает просимое. На протяжении всей истории Церкви множество чудотворных икон Своих явила нам Пречистая Богородица. Одно только перечисление названий этих икон звучит как прекрасный гимн русского народа в честь своей Небесной Покровительницы, Которая всегда спешит на помощь ко всем, призывающим Её. Об этом свидетельствует и данная книга, в которой рассказывается о Чудотворных иконах Пресвятой Богородицы.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать