У книжной полки. 15 июня

15 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный Ефрем Сирин. Страшный суд.

 

«Час присно провидя суда, рыдал еси горько, Ефреме», – такими словами воспевает Святая Православная Церковь великого проповедника покаяния преподобного Ефрема Сирина. Наиболее сильные и яркие, более всего потрясающие душу и располагающие ее к покаянию поучения преподобного Ефрема те, в которых он очень живо, так, как будто сам все это видел своими глазами, изобразил Второе Пришествие Христово и картину Страшного Суда. Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о святом отце так: «Самая главная, самая существенная, самая характерная черта в преп. Ефреме, черта, наиболее для него типичная, что он «присно», то есть: всегда, непрестанно, безпрерывно «провидел час суда» – час последнего суда Божия над всем человеческим родом, час Страшного Суда». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник, составленный по творениям преподобного отца и вобравший в себя его поучения и размышления на тему, который вынесен в оглавление книги - «Страшный суд». ***

В собрании его творений мы находим более 20-ти слов, посвященных Страшному Суду и Второму Пришествию. Но и во всех других поучениях он, так или иначе, касается этой же темы, как несомненного центрального пункта, определяющего собою всё умонастроение истинного христианина. Постоянные размышления о Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде – были главными причинами никогда не оставлявшего преп. Ефрема покаянного устроения духа. И это не только не парализовало его воли и энергии, не только не заставляло его «сидеть сложа руки», а как раз наоборот – было сильнейшим и мощнейшим стимулом его поистине неутомимой и многоплодной деятельности. Ожидая, по заповеди Господней, близости Второго Пришествия Господа и Страшного Суда Его, он и сам спешил «делать» и других, увещевал спешить. «Приидите, приобретем вечную жизнь, купим спасение душ наших... Подвизайтесь в этот «единонадесятый час», спешите, чтобы не остаться вне затворенных дверей. Вечер близко, и Мздовоздаятель идет с великою славою воздать каждому по делам его. Покаемся, братие, пока есть время», - говорил святой Ефрем.

Одним из признаков приближения кончины мира и Второго Славного Пришествия Христова, а вместе с ними и Страшного Суда Божия, указанных святыми отцами, является забвение или нежелание задуматься о возможности скорого их наступления. Как бы в противность того устроения, какое имели святые угодники Божии во все времена, начиная с первых веков христианства, постоянно ожидавшие Дня Господня. Но уклонение от этих поистине душеспасительных размышлений приносит самые губительные для духовной жизни плоды – безпечность, нерадение и «окамененное нечувствие». Нежелание думать о возможной близости кончины мира, служит причиной того греховного сна, в который погружено сегодня, далеко отошедшее от евангельского духа современное человечество, и о котором говорится в притче Христовой о десяти девах: «задремали все и уснули». Эти приточные слова можно отнести и ко многим современных христианам, которые, несмотря на очевидность признаков приближения конца мира, и на предостережение Божие: бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф.25:13), почти не задумываются о возможной его близости.

От такого дремания и нерадения предостерегает Господь наш Иисус Христос и в другой притче о неверном домоправителе: «Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лк. 12, 45-46). Потому не должно нам христианам приходить в подобное забвение, несмотря на всеобще расслабление, но держать перед глазами образ тех святых, которые благодаря памятованию Суда Божия всегда сохраняли себя в бодром состоянии духа. Так были настроены все великие христианские подвижники и праведники, которые должны служить для нас примером. И из них особенно почитаемый Святой Церковью преп. Ефрем Сирин, дивную покаянную молитву которого повторяем мы многократно Великим Постом, и чьи поучения исполнены духом подлинного христианского покаяния и умиления. «Подумай и смотри: се Жених уже приближается, – увещает преподобный, – Он грядет увенчать подвизавшихся законно и возлюбивших узкий и тесный путь... Се Жених – исходите в сретение! Боюсь, чтобы день оный не застал нас внезапно... Не будем же лениться... Пока не затворена дверь, спешите войти... постарайтесь благоугодить Богу, пока есть время... Приидет и не замедлит страшный тот час». Таким образом, прп. Ефрем, как и другие святые отцы учат нас тому, что памятование Страшного Суда и кончины мира, и готовность к ним – есть заповедь Божия. Они сами исполнили это повеление Божие и стяжали эту память, как добродетель, всегда приводящую их к сердечному сокрушению и покаянию. Описанные ими картины Страшного Суда потрясают душу, приводят ее к глубокому сокрушению и умилению, заставляют задуматься о своей будущей участи…

Где и с кем мы окажемся после смерти? Ведь наш конец может наступить гораздо раньше, чем кончина мира. И это будет наш персональный «конец света». С чем предстанем мы перед нелицеприятным Судом Божиим? Недаром же сказаны слова, «помни о смерти и в век не согрешишь». Память о смерти и о Суде всегда считались святыми отцами главными орудиями против греха. И именно забвение их и отстранение от себя мысли о их близости, как уже было сказано выше, ведет к нерадению, духовному нечувствию и в конце концов греховной смерти. У святителя Феофана Затворника мы находим такую мысль, что «ни одна истина не сильна так умягчить нераскаянное сердце, как истина о Страшном Суде Божием. Знает сие враг и всячески ухищряется поставлять нас в такое состояние, что мы или совсем не помышляем о сем суде, или, если помышляем когда, помышляем поверхностно, не проводя сего помышления до сердца и не давая ему произвесть там полнаго своего действия». Т.е. холодно и безразлично, как будто это нас особо и не касается.

«Положим же, братие, – продолжает поучать святитель Феофан, – помнить непрестанно о суде, и сердцем воспринимать всю силу его и весь страх его… Нарисуем в уме нашем картину Суда Страшнаго и будем носить ее непрестанно». А ведь если мы внимательно вслушаемся в церковные песнопения, то поймем, что и они внушают нам непрестанно помышлять о наступлении этого великого и страшного Дня Господня и жить так, чтобы всегда быть готовыми ко встрече Господа, грядущего судить живых и мертвых. Поэтому святые отцы советуют не убеждать себя и других, что этот день наступит еще не скоро, что впереди еще много времени, чтобы заняться благоустроением своей земной жизни, а думать о нем постоянно, как о дне, который может наступить мгновенно и для нас совершенно неожиданно.

Так именно настраивать себя и так готовиться к этому великому дню повелевает нам, христианам и Сам Господь наш Иисус Христос: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф. 24, 44). Тот же, кто не захочет постоянно помышлять о Втором Пришествии Христовом и готовиться к нему, а будет говорить в сердце своем: «не скоро придет господин мой» и станет жить легкомысленно и безпечно, будет подвергнуть строжайшему наказанию. Типичным признаком нашего времени является то обстоятельство, что и среди лиц, считающих себя верующими христианами, все чаще и чаще встречаются такие, которые в вопросе о кончине мира и Втором Пришествии, по какому-то печальному недоразумению, не терпят напоминаний о кончине мира и разговоров о возможной её близости. «Печальное недомыслие, ведущее к самому пагубному умонастроению!», – так характеризует это явление архиеп. Аверкий (Таушев). Всякому мало-мальски знакомому с историей Церкви и с Житиями Святых известно, каким напряженным ожиданием Второго Пришествия Христова жили первые христиане, находя в этом радостном для них ожидании подкрепление и ободрение в переносимых ими скорбях и гонениях.

Вот и воспоминаемый нами сегодня преп. Ефрем Сирин... все, что мы о нем знаем из его жития и творений, в корне опровергает то неосновательное мнение, будто бы ожидание Второго Пришествия Христова и постоянное помышление о Страшном Суде отнимает жизненную энергию и лишает воли к деятельности. И только ничего не понимающие в духовной жизни и любящие мир со всеми его греховными обольщениями могут называть устроение, столь прославившее преп. Ефрема и сделавшее его великим отцем и учителем Церкви, «пессимизмом». Сокрушение преп. Ефрема отнюдь не было каким-то горьким безотрадным состоянием души. Слезы его были слезами не мрачного безотрадного отчаяния, как это было бы свойственно пессимисту, а слезами сладкого умиления. И сам он никогда не был мрачен с виду. «Лице Ефрема», – говорит свт. Григорий Богослов: «цвело и сияло радостью, тогда как ручьи слез лились из глаз его. Ефрем и там, где говорит о сокрушении, возносится мыслью к благости Божией, изливает благодаренье и хвалу Всевышнему».

 

*** Эта книга, составленная по вдохновенным творениям прп. Ефрема Сирина, поможет нам вспомнить, что для каждого из нас грядет Страшный Суд. Поэтому, следуя заповеди Церкви, насколько это для нас возможно, будем впитывать в себя дивные наставления святого отца о покаянии и следовать его призыву о непрестанном памятовании Второго Пришествия Господня и неизбежно ожидающего нас Страшного Суда: «День и ночь имей пред очами последний час!.. не преставай испытывать Божественныя Писания, не преставай вопрошать мать свою – Церковь, когда приидет желанный Жених? Расспрашивай и разведывай о знамении Его пришествия, потому что Судия не укоснит». Не к бездействию и не к отчаянию будет это нас побуждать, а напротив – к усилению подвига христианской жизни, молитвы и покаяния, в согласии с увещанием Св. Церкви: «воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог…».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать