Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Владимировна Косик. Кто нас разлучит от любви Божией?
«Русь, святая Русь, храни веру православную...» — эти слова из стихиры службы Всем святым, в земле Русской просиявшим, не оставят равнодушным ни одного верующего человека. Составитель этой службы — епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) — один из великих святителей нашего времени, которого не миновала ни одна из бурь, обрушившихся на Церковь в XX веке. Соратник патриарха Тихона, он прошел и смиренно претерпел три десятилетия лагерей и ссылок, пытки и голод, гибель близких, отступничество лжебратий. Прошел смиренно, без ропота и уныния, терпеливо и с непрекращающейся молитвой о России и русском народе. О священно-исповеднике епископе Афанасии Ковровском рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется - «Кто нас разлучит от любви Божией?». ***
Эта книга, выпущенная в свет в Изд-ве ПСТГУ, предназначена широкому кругу читателей, интересующихся историей Русской Церкви и России XX века. Ее автор Ольга Владимировна Косик, постаралась связать основные события биографии священноисповедника Афанасия с контекстом минувшей церковной эпохи, показать его место в церковной жизни середины XX в., подчеркнуть призвание святителя — быть в XX веке молитвенником за всю Русскую землю. Кроме того, в это издание включена трехдневная служба «Всем святым, в земле Русской просиявшим», которая была одобрена выдающимися святыми XX века. Как отмечает автор, общенациональное значение подвига владыки Афанасия (Сахарова) и других новомучеников и исповедников Русской Церкви все еще недостаточно изучено. Осознание этого подвига как плода «спасительного» сеяния не только для Церкви, но и для всего нашего народа только началось.
Свидетель и участник великих событий начала XX века, близкий друг великих святых, отдавших жизнь за Церковь, сам очищенный страданиями, обогащенный опытом преследований, святитель Афанасий нес и донес до новых поколений их наследие, которое выразил в замечательной службе «Всех святых, в земле Российской просиявших». Любовь к Церкви и России горела в его сердце в неразрывном единстве. Его необыкновенный, светлый, одухотворенный и ласковый облик привлекал всех, кто хоть немного соприкоснулся со святителем. А строгость в соблюдении церковных канонов и правил держала на отдалении нестойких или двоедушных, хотя сам Владыка был полностью лишен чувств осуждения и неприязни. Охватывая мысленным взглядом долгую жизнь епископа Афанасия, по словам автора, - приходишь к несомненному выводу, что великий святитель и исповедник был дарован Русской Церкви и русскому народу в его горчайшие годы по великой милости Божией — Дарован как хранитель завета предков о сохранении Русской земли как православной, как хранитель памяти и единства русского народа в молитвенном общении всех со всеми.
Литургический и молитвенный подвиг святителя Афанасия утверждал нерасторжимую связь православной веры с историей и культурой нашей страны, с развитием ее национального начала. «Русь святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение». Словами стихиры из службы Всем Святым, в земле Русской просиявшим, составленной епископом Афанасием, можно определить его деятельность, которая на свободе и в заточении, на берегу Енисея и в дебрях владимирских проникнута этим знанием, убеждением и прозрением. Утверждается Русь своими святыми, их молитвами о нас и нашими о них, подвигами основателей монастырей, мучеников, блаженных, благочествых строителей государства. Эта взаимосвязь, общение с небесными сродниками, призывание их, воспевание и изучение — и есть путь спасения России, на которое уповал епископ, ради которого трудился, страдал и простаивал ночи, перечисляя имена в своем синодике.
Не случайно в XX столетии, веке страданий Церкви, ее унижения и разорения, веке гонений, был послан святитель, провозгласивший: «Каждый должен молиться о всех» и осуществлявший это правило по мере сил всю свою жизнь. Мирское имя его было - Сергий. А родился он 15 июля, незадолго до дня памяти святого Сергия Радонежского. Как отмечает автор, Владыка в каком-то смысле был как прп. Сергий Радонежский — предстатель и печальник за всех живущих и почивших русских людей, объединитель верующей России, исполнявший назначение Церкви на земле — единение людей во Христе. Большевистская власть была немилосердна к духовенству. Свобода от рабства капиталу оборачивалась насилием к проповедникам свободы духовной. Жизненный путь почти каждого священнослужителя в XX веке был полон непрекращающихся страданий, часто завершавшихся мученической кончиной.
На этот путь вступил после Октябрьской революции 19I7 года и епископ Ковровский Афанасий и прошел его до конца. Около 30 лет в заключении и ссылках, в промежутках — борьба с расколами, тайное служение, лишения и бесприютность. В отличие от многих страдальцев за веру, епископ Афанасий милостию Божией не был замучен или убит; остаток своих дней он прожил на свободе (хотя и под наблюдением власть предержащих) и стал звеном между великими святителями — мучениками эпохи, его близкими и единомышленниками — в первую очередь святителем патриархом Тихоном, митрополитом Петром (Полянским), митрополитом Кириллом (Смирновым) — и поколением верующих людей, которые в общении со святителем Афанасием и подобными ему великанами духа усвоили опыт неповрежденной церковности и передали его последующим поколениям.
По словам автора, первая биография святителя Афанасия была написана им самим. Это летопись событий его жизни в двух вариантах: «Даты и этапы моей жизни» и «Этапы и даты моей жизни», обе составлены в середине 1950-х годов. «Этапы и даты» заканчиваются 24 октября 1955 года, началом пребывания в поселке Петушки, последнем земном пристанище святителя. Здесь надо обратить внимание на название летописи, в котором обыгрывается многозначность слова «этапы»: и как периоды времени, и как самостоятельные цельные фрагменты жизни, и как вынужденное перемещение — этапирование арестованного — в пространстве. Характерно, что во второй редакции текста это слово переставлено на первое место. Страдальческие подневольные скитания, таким образом, определили главный мотив этой автобиографии. Епископ со скрупулезной точностью фиксировал даты всех основных событий своей жизни, чаще всего арестов и перемещений, имена тех, кто оказался рядом на этом пути.
Ясно, что не из тщеславия записывал «этапы и даты» Владыка, который понимал общность своего пути, схожесть с судьбами многих своих сподвижников. Занося на бумагу или запоминая «этапы и даты», он осознавал важность на примере своей жизни создания летописи жизни православного архиерея в XX веке. Эта летопись стала уникальным памятником всей эпохи гонений на Церковь. Написанный просто и скупо, труд и впечатляет больше, чем самые яркие жития, художественные произведения или научные труды. Уже в 1960-е годы его летопись была опубликована за рубежом и распространялась в нашей стране в самиздатовских списках. Она и легла в основу настоящей книги. Другим незаменимым и ценнейшим историческим источником стали его письма к властям, где святитель касается всех подробностей бытия заключенных верующих в эпоху гонений.
В дальнейшем стали появляться другие материалы. В середине 1990-х годов увидели свет новые архивные материалы, связанные с епископом Афанасием. Была издана «Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим»" на основании рукописи, хранящейся в приходе Свт. Николая в Кленниках. Примерно в это же время начинается активное изучение литургических трудов епископа Афанасия. В 2000 году вышел в свет первый сборник материалов к биографии, включающий воспоминания о Владыке, материалы следственных дел и письма из архива Православного Свято-Тихоновского богословского института (ныне ПСТГУ) и других архивов. И в этом же 2000 году епископ Ковровский Афанасий был причислен к лику святых в чине священноисповедника.
*** Как говорится в предисловии, Святой патриарх Тихон в самом начале гонений призвал свою паству: «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: Кто ны разлучит от любве Божия?» Так просто, без пафоса, с отеческой любовью благословил Святейший Тихон своих духовных детей и себя на предстоящий подвиг мученичества. И среди тысяч верных Христу подвижников прошел путь исповедничества святитель Афанасий (Сахаров), о котором говорится на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!