У книжной полки. 15 августа

15 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Благословите дитя. Божий дар жизни.

 

Когда произносят: «Библия и дети», вспо­минается эпизод из Нового Завета - Христос, благословляющий детей и говоря­щий окружающим Его людям: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Не­бесное» (Мф. 18, 3). Во времена ожидания Спасителя детская простота, доверчивость и кротость не считались достойными подражания — куда более ценились другие, «взрослые» качества. Поэтому слова Христа должны были удивить слушателей. Тем не менее, в пору Ветхого Завета дети при­равнивались к богатству, достоянию родителей: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126, 3). К сожалению, сегодня не все понимают то, что ребенок – это дар Божий, и что когда мы предстанем пред Престолом Божиим на Страшном Суде, Господь спросит нас и о детях наших, которых Он нам дал. Об отношении к детям, как божественному дару говорится в книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Эксмо и называется – «Благословите дитя. Божий дар жизни». ***

Размышляя о словах, которые произнес Господь, благословляя детей, святитель Феофан Затворник отмечает следующее: «Детское строение сердца образцовое. Дети, пока не раскрылись в них эгоистические стрем­ления — пример подражания. У детей что видим? Веру полную, не рассуждающую, послушание бес­прекословное, любовь искреннюю, беспопечение и покой под кровом родителей, живость и свежесть жизни, с подвижностью и желанием научаться и совершенствоваться. Но Спаситель особенно обозначает одно их свойство — смире­ние: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном». Ибо коль скоро есть смирение настоящее, то и все добродетели есть». Святителю вторит протоиерей Петр Серегин, бывший духовником Пюхтинского монастыря:

«Господь говорит: "Если не будете, как дети..." Какие свойства человеческого возраста нужно усвоить человеку, чтобы быть наследником Цар­ствия Божия? Прежде всего — незлобие: как дети по своей природе и возрасту не накопили еще зла в своем сердце и в своей душе, так и человек взрослый, если он хочет достичь Царствия Божия, должен быть незлобивым». Далее отец Петр говорит, что, уподобляясь детям, человек должен на основании незлобия приобрести простоту нрава, избавиться от лукав­ства, никогда не стремиться ближнего использо­вать для своего удовольствия, а обращаться к нему в простоте, как к образу Божию. Вот эти качества необходимы человеку, чтобы он мог быть наследником Царствия Божия. Что еще можно взять за образец у детей? — спрашивает отец Петр. Постоянное обращение к Господу по­добно тому, как всякий ребенок обращается к взрослым за помощью».

В этой книге представлены рассказы о детях Ветхого и Нового Заветов, а также современной эпохи, которая по сути своей является продолжением новозаветного времени. Читая собранные на страницах издания рассказы, можно увидеть отношение к детям как к дару Божьему, которым Господь благословил ро­дителей за благочестие. Библия дает нам поучительные примеры отноше­ний детей и родителей. В Ветхом Завете дет­ских и юношеских образов мы найдем не так уж много, но зато увидим, сколько чаяний, сколько надежд связывалось тогда с детьми. Ведь каждая еврейская семья надеялась, что ожидаемый Мес­сия, Христос, произойдет именно из ее рода. Порой рождению великого героя или пророка предшествовала горячая молитва женщины, ис­прашивающей себе у Господа дитя. И в Книге Бытия читаем, что сотворивший мужчину и жен­щину Господь говорит им: «Плодитесь и размно­жайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1, 28).

Ветхозаветные дети, которые воспитывались в благочестивых семьях, видели, что весь их семейный устав пронизан религиозностью. Пример соблюдения родителями Закона Божия был всегда пред глазами ребенка, и он старался подражать им. Отношение детей к родителям всегда было почтительным, отец являлся главой семейства. Стоит отметить, что общество тогда было патриархальным. Па­триарх, глава рода, имел над собственными детьми и их потомками неограниченную власть (впо­следствии такая власть принадлежала царю). Он был одновременно и священником, принося­щим жертвы, и пророком, хранителем истинной веры, и провозвестником судеб. Поэтому и любое обетование, сказанное отцом своим детям, имело решающее значение для их будущего. О детях ветхого завета рассказывает первая часть этой книги.

По словам епископа Александра (Милеанта), самое важное время для воспитания души — раннее детство. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. После 7-летнего возраста его главные черты уже сформировались, и переделать их почти невозможно. Поэтому хорошо поступают те родители, которые с самого раннего возраста прививают своим детям издревле установленные Церковью религиозные обычаи. Например, когда мать подносит своего ребенка к иконам, когда перед сном осеняет его крестным знамением или молится над его кроваткой. Также важен выбор литературы, на примерах которой мы воспитываем наших детей. Добрым примером являются жития святых, особенно если они рассказывают о детстве того или иного святого.

 

6. Во второй части этой книги рассказывается о детстве святых: о преподобных Сергии Радонежском и Серафиме Саровском, блаженной Матроне Московской, свя­тителе Николае Мирликийском, благоверных князьях Борисе и Глебе и многих других. Это те дети, которые от рождения с молоком матери впитывали любовь ко Христу. Они стремились соблюдать Божьи заповеди, почитать родителей, вести христианскую жизнь, напол­ненную чистотой, кротостью и добрыми делами. А среди них и те, кто не страшась ни угроз, ни жестоких пыток, пострадали за веру во Христа. А начи­нает автор свой рассказ с жития Пресвятой Бого­родицы. Историю появления на свет Девы Марии наверно знают многие, но как говорится — «повторение — мать учения». Вспомнить, обновить в памяти и порадоваться вместе с праведными Иоакимом и Анной о том чуде, какое даровал им и всему миру Господь. А потом вместе с Девой Ма­рией пройти все ступени Ее возрастания, и на этом примере совершенствовать свои собствен­ные способности. Затем немного говорится о и детских летах Самого Господа нашего Иису­са Христа.

Третья часть этого издания содержит беседу с писательницей Мариной Кравцовой, которая известна нашим читателям по книгам – «Царский венец», «Воспитание детей на примере святых царственных мучеников», «Бог и дети». Марина Валерьевна рассказывает о написании своей книги «Дети и Бог», как она общалась со многими маленькими детьми, которые любят Бога, думают о нем, просят о чем-то значимом, но чаще не для себя, а для своих близких. Также маленькие современные дети, по словам автора, воздают хвалу Богу, принимая Его сердцем и без рассуждений. Есть много таких примеров – детской молитвы, детской веры, детской любви к Богу. Некоторые из них приводятся и на страницах этой книги.

Увы, нередко родители искусственно, вме­шательством в Божие провидение, сокра­щают свою собственную семью. Отец Алек­сандр Ильяшенко резко отрицательно высказался об этом: «Часто приходится слышать самые изы­сканные формулировки и способы аргументиро­вать нежелание принять в семью еще одну жизнь: "Лучше смиренно воспитать одного ребенка, чем восьмерых и гордиться этим", "Лучше воспитать одного ребенка хорошо, чем десятерых плохо"». Но православные люди всегда будут непримиримыми противниками абортов. Почему? Потому что они верят в бессмертие души и в то, что душа дается человеку с момента зачатия. Стало быть, убивая еще не родившегося младенца, женщина убивает в себе человека, которому Го­сподь уже даровал жизнь, душу и человеческую личность. О том, что говорят священники о грехе аборта, о многодетных семьях и о спасении чадородием, читайте в заключительной части этой книги.

 

*** Богатство от Господа—дети, в них Его благо­словение. Так считалось во все времена. Вновь вспомним библейское изречение: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126, 3). И только в наше время общество стало, пожалуй, считать иначе. Но, как говорит многодетный отец, священник Олег Булычев, «Дети как были благословением Божиим в древности, таким благословением они остаются и в наше время. И неважно, как смотрит на это суетный мир. Ведь союз мужчины и женщины — это Божественное установление. Также «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28) есть Божия заповедь и благословение».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать