Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Патрология», «патристика», «древнецерковная письменность». «Святые отцы и учители Церкви», «церковные писатели». Эти понятия теснейшим образом связаны между собой и часто употребляются почти в тождественном смысле. Однако между ними наблюдаются некоторые существенные различия. А в чем они заключаются, понятно далеко не каждому православному человеку. В то время как изучение святоотеческой и древнецерковной литературы должно занимать одно из важных мест в жизни любого христианина. Немало на этой ниве потрудился известный современный православный ученый-патролог, доктор церковной истории, профессор Московской Духовной Академии Алексей Иванович Сидоров. Собрание его трудов в шести томах выпускает Издательство «Сибирская Благозвонница». И сегодня на нашей книжной полке уже пятый том из собрания сочинений - «Святоотеческое наследие и церковные древности». Об этом издании - далее в нашей программе. ***
Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию труды известного современного православного ученого-патролога, профессора Московской духовной академии Алексея Ивановича Сидорова, которые выходят в свет под общим названием - «Святоотеческое наследие и церковные древности». Пятый том - «От золотого века святоотеческой письменности до окончания христологических споров» — включает работы, написанные в течение почти двадцати восьми лет — с 1986 по 2014 год. Книга делится на три раздела, каждый из которых посвящается отцам Церкви и церковным писателям — видным представителям древнецерковной письменности и богословия определенного периода. Как отмечает автор в предисловии книги, само название тома указывает на один из важнейших периодов как истории Церкви, так и истории церковного богословия. По сути дела, данный период можно обозначить в качестве эпохи, определившей на многие столетия вперед фундаментальные параметры христианской жизни и культуры на греческом Востоке и на латинском Западе.
Объемля хронологически почти четыре века (начало IV - конец VII века), эта эпоха поражает своим разнообразием в единстве. С одной стороны, это великое множество ярких и выдающихся отцов Церкви и церковных писателей, чьи творения составляют многоценную сокровищницу православного Предания, а с другой стороны, внутреннее единство многоликого хора выразителей Православия, своим мощным созвучием заглушающего диссонансы еретических течений. Богословским стержнем, определяющим такое единство, являлось, по словам автора, предельно бережное и корректное выражение церковного учения о Лице Господа нашего Иисуса Христа, которое немыслимо было без целомудренного охранения тайны этого учения. Триадология, христология и сотериология неразрывно сплелись в живом единстве такой тайны, где каждое слово, понятие и термин, определяя и отграничивая отдельные нюансы ее, несли на себе отпечатления таинственной невыразимости Богооткровения. Великие отцы Церкви указанной эпохи, органично сочетая в своих творениях кажущиеся антиномии апофатического и катафатического богословия, наметили, вслед за лучшими представителями доникейской ортодоксии, основные вехи царского пути, которым и доныне продолжает шествовать Православная Церковь.
Как отмечает автор, в данном томе отсутствует единый и цельный обзор главных тенденций и течений богословской мысли указанной эпохи. Здесь имеются скорее отдельные «шурфы», представленные в статьях разных лет в период протяженностью почти в 28 лет (с 1988 по 2015 г.), позволяющие с различных аспектов и на разном уровне глубины уловить некоторые интуиции этих тенденций. Одновременно присутствует и задача показать, что таковые течения никогда не являются безликими, ибо великая сила церковного Предания как раз и заключается в том, что оно проявляется в личности его представителей, своим подвигом смиренномудрия отринувших себялюбивое «это». Такой подвиг, созвучно сочетающий в себе житие и миросозерцание каждого носителя Истины Православия, позволял им очистить образ Божий в себе, искаженный грехопадением первого человека, и явить подлинный (и каждый раз неповторимый) обоженный лик истинного ученика Господа.
Итак, немного подробнее о содержании книги. Первые ее раздел называется - «Золотой век (4-5 века)» представлен работами по святителям Амвросию Медиоланскому, Василию Великому и Проклу Константинопольскому. В короткой статье «Золотой век святоотеческой письменности и святой Амвросий Медиоланский как его представитель» дается общее представление об этом важнейшем периоде в истории святоотеческой письменности, его восточных и западных представителях и вкратце - месте среди них свт. Амвросия, его личности и славных деяний на пользу Церкви. В пространной статье «Святитель Василий Великий: жизнь, церковное служение и творения» дается обзор эпохи, жизни и творчества одного из трех великих отцов-капподакийцев, заложивших прочный фундамент всего последующего православного богословия. По словам автора, свт. Василий Великий, память которого совершается как раз сегодня, в праздник Обрезания Господня, в своих многообразных, хотя сравнительно и не очень многочисленных, творениях являет яркий литературный талант, дарованный ему Богом. Не случайно владыка Филарет (Гумилевский) характеризует святителя так: «Великий пастырь Кесарийский является в своих сочинениях весьма многосторонним: он вития-проповедник, догматико-полемш, толкователь Писания, учитель нравственности и благочестия, наконец — устроитель церковного богослужения. Но как все действия св. Василия отличались необыкновенным величием и важностию, так и все сочинения его запечатлены тем же характером высоты и величия христианского; это их общее отличительное свойство, которое принадлежит им более, нежели сочинениям кого-либо другого, даже из близких по духу к духу Василия; имя Великого есть собственное имя Василия». Единство личности и богословского миросозерцания, характерное для всех отцов Церкви, выступает в творениях святителя с необычайной четкостью. Пастырь по призванию, «человек воли» и «человек долга», св. Василий Великий явил всему христианскому миру непреходящий образец для подражания в стремлении к почести вышнего звания, пренебрегая преходящими сокровищами дольнего мира и стяжая одно нетленное богатство Духа, прежде всего — великий дар смиренномудрия.
Еще одна работа из первого раздела - «Святитель Прокл Константинопольский: жизнь и церковное служение» - посвящена менее известному, но оттого не менее славному святому отцу, жившему на излете данной эпохи — в V веке и много сделавшему для победы над ересью Нестория, для прояснения христологического догмата и для дальнейшего утверждения почитания в Церкви Пресвятой Богородицы. Раздел второй называется - «Церковная жизнь, богословие и философия в VI веке». Он содержит ряд статей, посвященных этому важному в истории церковной мысли и письменности веку, который стал своего рода предваряющим этапом для так называемого богословского синтеза в трудах святых Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. Первой помещена работа, посвященная свт. Григорию Двоеслову, папе Римскому, «Жизнь и труды святителя Григория Великого (Двоеслова)», в которой подробно рассматривается драматичная эпоха истории Церкви и церковной письменности на Западе в V-V1 веках и его личность, а также произведения этого великого отца Западной Церкви.
Остальные же статьи данного раздела касаются сложных философско-богословских «сплетений» восточной церковной и христианской мысли данного периода конца V - середины VI века, прежде всего вопросов христологических споров и богословской терминологии, на примере некоторых не широко известных православных богословов, «несших важный вклад в развитие православной христологии и в борьбу с ересью монофизитства. Их имена в названиях статей говорят сами за себя: «Святой Ефрем, патриарх Антиохийский. Его жизнь, литературная деятельность и защита им Халкидонского Собора», «Проблема "единого действия" у Анастасия I Антиохийского (К вопросу о создании идейных предпосылок монофелитских споров)», «Феодор Раифский и Феодор Фаранский (По поводу одного из авторов "Изборника Святослава" 1073 г.)» и «Иоанн Грамматик Кесарийский (К характеристике византийской философии в VI веке)». Своеобразным «инославным» дополнением к теме, делающим обзор еще более объемным, служит работа об известном монофизитском александрийском богослове и философе «Логика и диалектика Иоанна Филопона».
Наконец, третий раздел книги называется - «Монофелитские споры VII века и борьба за Православие. Преподобный Максим Исповедник, преподобный Анастасий Синаит и святитель Софроний Иерусалимский». Он посвящен завершению эпохи христологических споров и напряженной борьбе Православия с ересью монофелитства в лице вышеперечисленных отцов Церкви, среди которых особенно выделяется преп. Максим Исповедник. Ему и посвящено большинство статей данного раздела. Основную часть предваряет некоторый документальный обзор эпохи в двух работах об история монофелитских споров. Более обобщенно-«панорамное» продолжение этот обзор получает в статье «Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество», которая также касается жизни, деятельности и творений, и отдельных аспектов богословского наследия этого великого и одного из самых таинственных и глубоких богословов Церкви. Завершается раздел обзорной работой о сподвижнике преп. Максима в борьбе против монофелитства «Святитель Софроний Иерусалимский. Его жизнь и церковное служение» и статьей еще об одном, менее известном, но также оставившем важный след в богословии Церкви святом отце, - «Преподобный Анастасий Синаит и его творения».
*** По словам автора, святые отцы Церкви всегда служили для него, как и для всех православных христиан, высшим и недосягаемым образцом Богомыслия, ибо вся их жизнь и все их миросозерцание пронизано смиренномудрием. Изучение их творений и постижение их духовного опыта, насколько возможно, стало смыслом его «научного бытия», которое, естественно, немыслимо без жизни в Церкви. Большую роль в этом сыграло приглашение на преподавание в Московской Духовной Академии, где Алексей Иванович исполняет служение церковного «дидаскала» (другими словами – учителя) уже более 20 лет. Благодатная атмосфера Московских Духовных школ, пребывающих под сенью Лавры и охраняемых молитвами преподобного Сергия, оказала мощное воздействие на его формирование как православного человека и ученого. Поэтому и позиция профессора характеризуется православностью взгляда, научностью метода и достаточной мерой популярности в изложении, благодаря чему данная книга будет интересна не только преподавателям и учащимся духовных и теологических учебных заведений, но и всем тем, кого интересуют история Церкви и церковного богословия.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!