У книжной полки. 14 ноября

14 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Вениамин (Федченков). О богослужении Православной Церкви.

 

Личность и творческое наследие митрополита Вениамина (Федченкова) сегодня уже достаточно хорошо известны широкому кругу читателей. Свое достойное место в русской церковной мемуаристике заняли такие книги его воспоминаний, как "На рубеже двух эпох" и "Божьи люди". Последний труд близко соприкасается с традициями агиографического жанра. А люди, находящиеся в духовном поиске, наверняка с интересом восприняли его работы "О вере, неверии и сомнении" и "Из того мира" - прекрасные памятники православной апологетики. В недавнее время были переизданы некоторые из работ владыки Вениамина, опубликованных еще в 30-е годы за рубежом. В частности, составленное им житие преподобного Серафима Саровс­кого и "Небо на земле" - труд, посвященный учению святого праведного Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу митрополита Вениамина, которая назывется «О богослужении Православной Церкви». ***

В эту книгу, выпущенную в свет Издательством Отчий дом, вошли два произведения владыки Вениамина, посвященные богослужению Православной Церкви, а именно – «Строй православного богослужения» и «Литургия верных». В центре их повествования — смысл и внутреннее содержание богослужения, «жизнь души за Литургией», по удивительно точному определению автора. Открывает книгу предисловие, написанное, преподавателем Сретенской духовной семинарии, профессором Алексеем Константиновичем Светозарским. Являясь исследователем жизни и трудов митрополита Вениамина, Алексей Константинович отмечает, что «обращение к теме православного богослужения требует от исследователя или автора-публициста, наличия фундаментальных знаний в различных областях духовного наследия Православной Церкви.

Это Священное Писание Ветхого и Нового Завета, догматика, патристика, церковная история, богослужебный устав. А главное, конечно, - это постижение святейшего внутреннего содержания наших богослужебных текстов, литургического богословия Православной Церкви. Оно возможно лишь при особом опытно-богословском подходе к исследуемому материалу, при наличии веры, свойственной человеку глубоко церковному (ведь богослужение - это голос Церкви), и любви к Божественной Истине, которая Церковью возвещается. Любовь к Церкви, любовь к богослужению – вот, по мнению Светозарского, отличительные черты духовного склада владыки Вениамина, и они являются неотъемлемыми составляющими его нравственного облика.

Детские впечатления Владыки – яркие , красочные, схранили в его памяти и торжество Святой Пасхи в сельском храме, и "славленье" Воскресшего Христа, которое совершалось приходскими батюшкой и дьячком в домах верующих. Большое значение имел и тот факт, что в благочестивой семье Федченковых обыденная, бытовая сторона жизни, весь ее уклад были подчинены, как и во многих русских семьях того времени, алгоритмам жизни общецерковной, они ориентировались на периоды литургического года. Великий пост, Пасха, Вознесение, Троица, Петров пост, Успенский, осенние праздники и снова пост - в ожидании Рождества Христова. Так проходил год, начинался новый, - а в сознании ребенка с самых малых лет запечатлевались основные, наиболее яркие особенности праздников, в том числе и особенности богослужения этих дней общецерковного торжества.

Потом были годы учения - от уездного училища до Санкт-Петербургской духовной академии. В этот период жизни будущий иерарх получил необходимые богословские и церковно-исторические знания, практические богослужебные навыки. Он прислуживал за богослужением, в том числе - и за архиерейским, с увлечением пел в хоре и регентовал. Постепенно он стал активным участником, а с принятием священного сана - и совершителем богослужений. Большое впечатление на студента Федченкова, побывавшего вместе со своими товарищами по академии в Кронштадте, произвела встреча со всероссийским пастырем и молитвенником святым праведным Иоанном Кронштадтским. И уже впоследствии, когда молодой иеромонах Вениамин вновь побывал у "батюшки отца Иоанна" и сослужил ему во время Божественной Литургии, он еще больше поразился его манере служить, проповедовать, общаться с народом.

Впоследствии он так вспоминал об этом: «…«Чудо - его богослужение, особенно ежедневные литургии. Дело даже не в том лишь, что он служил их ежедневно, а в том, что он возрос духовно до этой церковной высоты - до литургии. Литургия есть вершина и средоточие всего христианства, литургия есть полнота и завершение всех прочих богослужений. И если кто дошел до этой вершины и жил ею (а не служил только), тот, значит, дошел до вершины церковной жизни! Вот это еще более высокое чудо! И если бы не знали ничего больше об отце Иоанне, как лишь об этой высоте его литургического богослужения, и тогда мы могли бы сказать о нем: Это был святой служитель Церкви Божией!». Конечно, и тогда, и особенно впоследствии владыка Вениамин понимал, что личности такого масштаба, как отец Иоанн Кронштадтский, - уникальны и неповторимы. Но путь следования за ними возможен, и это путь следования в главном, в основном, а не во внешнем подражательстве. И для владыки Вениамина святой праведный Иоанн Кронштадтский - великий благоговейный совер­шитель литургии - стал идеалом священнослужителя и пастыря.

Все последующие годы долгого служения Святой Церкви владыка Вениамин хранил в своем сердце образ приснопамятного всероссийского пастыря и молитвенника и стремился претворить в жизнь преподанные ему, тогда еще юному студенту-богослову, уроки веры и благоговения, молитвенного горения и любви к Богу и людям. Труды, посвященные богослужению Православной Церкви, составляют значительную часть в творческом наследии митрополита Вениамина (Федченкова). Это касается и работ, составивших настоящий сборник, посвященных богослужению суточного круга: вечерне, утрене и Божественной Литургии. Так, «Строй православного богослужения» - это небольшая по объему работа, требует, с одной стороны, от читателя некоторого знакомства с основными литургическими терминами, с ходом храмового богослужения, как требует и наличия определенного опыта литургической жизни. Но, с другой стороны, этот труд несомненно полезен тем, кто только начинает свое знакомство с богослужением Православной Церкви.

Основная часть работы предваряется исторической справкой о происхождении и основных этапах развития нашего богослужения, а также богословским обоснованием необходимости для падше­го человека молитвы, проистекающей из фактов бытия Бога и падения человека, из факта наличия у человека земных, насущных нужд, а главное — из факта спасе­ния, искупления мира Христом Спасителем и из "обя­занности — потребности" человека просить, благодарить и славословить Творца. К тому же в этой работе владыки показана внутренняя логика богослужения, без понимания которой весь богатейший богослужебный материал как бы распадается на отдельные составляющие: тропари, стихиры, каноны, иерейские молитвы, возгласы, псалмы, кондаки и так далее.

А в своем труде «Литургия верных» обращаясь к неизвестному нам адресату, владыка пишет: "Вы просили меня записать мои беседы о литур­гии, которые я вел в обители "Нечаянной Радости" и на Сергиевском подворье в последнюю службу. В благодар­ность Вам за многое постараюсь сделать это; а Бог даст и дополню еще описанием своих переживаний, о чем я обещал Вам написать давно еще под заглавием "Психо­логия литургии", то есть — о чувствах и мыслях, пережи­ваемых на ней. А в заключение напишу и некоторые разъяснения о происхождении и строе литургии, хотя это, может быть, Вас и не интересовало так, как жизнь души за литургией". Этими словами можно и предварить труд митрополита Вениамина «Литургия верных», в котором автор открывает перед нами, конечно лишь отчасти, самые сокровенные мысли о самом дорогом, чем с юных лет жила его душа. И у нас с вами тоже есть возможность прикоснуться к этому сокровенному и дорогому миру – он описан в книге, которая может быть и на вашей книжной полке. Называется она «О богослужении Православной Церкви».

 

*** Митрополит Вениамин любил совершать богослужения, церковная служба была его родной стихией, которую он превосходно знал, в которой он черпал силы для прохождения жизненного поприща. Приняв крест архиерейского служения, он одной из главных архипастырских обязанностей почитал заботу о состоянии церковного богослужения, о церковном благолепии. Известно, что он стал епископом в годы русской смуты, и затем, после поражения Белого движения, четверть века провел на чужбине. Но и в своих скитаниях по странам и континентам, среди треволнений житейского моря, он всегда заботился об устроении литургической жизни православных общин, монастырей и учебных заведений. Ведь православное богослужение - великое сокровище, это «непочатое богатство» – было бесконечно дорого владыке Вениамину.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы