У книжной полки. 14 мая

14 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Тесный путь.

 

 «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7, 13 – 14). Этот отрывок из Евангелия можно сделать эпиграфом к нашей сегодняшней программе. В 2018 году исполняется 30 лет со дня прославления в лике святых епископа Кавказского и Черноморского Игнатия (Брянчанинова) на юбилейном соборе 1988 года. И сегодня на нашей книжной полке книга, выпуск которой приурочен к этой знаменательной дате. Сборник составлен по трудам святителя Игнатия, этого выдающегося духовного писателя 19-го столетия, который сам прошел очень непростой путь духовного становления. И книга, о которой сегодня пойдет речь так и называется «Тесный путь».

Итак, в Евангелии Господь дает нам заповедь: «Входите тесными вратами …» (Мф.7, 13 – 14). Что это за тесные врата и узкий путь, о которых говорит нам Святое Евангелие? Почему только он ведет в жизнь; и что это за широкий путь, ведущий в погибель, которым идут многие, и почему узкие врата даже находят немногие? На эти вопросы и отвечает сборник статей святителя Игнатия (Брянчанинова), представляемый в сегодняшней программе. Что же представляет собой этот узкий, тесный путь, о котором говорит Господь в Евангелии? «Узкие врата – пишет свт. Игнатий (Брянчанинов), – это тщательное, основательное изучение Закона Божия и в Писании и жизнью; тесный путь – деятельность, всецело направленная по евангельским заповедям». Т.е. исполнение евангельских заповедей и жизнь по ним – это и есть тот тесный путь, по которому нам заповедано идти.

Кажется все просто, исполняй Евангельский закон и все, но как оказывается это непросто на деле. И вот, чтобы помочь нам исполнить заповедь Божию и утвердить нас на этом непростом пути, святитель Игнатий тщательно поясняет и причины, по которым мы должны держаться пути тесного, и вдохновляет примерами Самого Господа и святых, прошедших вслед Христу, сообщает и обетования Божии тем, кто не побоится пойти этим путем. «Путь спасения, – читаем мы у святителя Игнатия, – вводящий в жизнь вечную, установлен Господом тесный и прискорбный (Мф. 7, 13), установлен и всесвятым примером Господа, и всесвятым учением Господа». И действительно, читая Святое Евангелие мы видим, что вся жизнь нашего Божественного Учителя прошла в скорбях: «Страдальческою была земная жизнь Богочеловека: окончилась она страдальческою кончиною, - пишет святитель. - Вслед за Господом прошли в блаженную вечность все святые, прошли путем тесным и прискорбным».

Как видим не только Сам Господь прошел путем страданий, но и все ученики его и последователи всегда были гонимы, прибывая в различных скорбях и теснóтах, «обуздывая плотские пожелания подвигами, распиная дух на кресте Христовом, который составляют собою для падшего человеческого духа заповеди Евангелия». Здесь святитель указывает на то, что исполнение Евангельских заповедей для падшей человеческой природы является крестом, распятием, а это всегда сопровождается страданиями. Т.е. наша природа, наше естество испытывают страдание при исполнении Заповедей. Потому что заповедь духовна, а мы находимся в плотском состоянии. И поэтому наша плоть всегда противится Евангельскому закону, о чем свидетельствует и апостол Павел, говоря, что плоть всегда желает противного духу, что плоть и дух всегда между собой противоборствуют. И в этой борьбе плоти и духа многое зависит от нашего произволения, на чьей стороне будет победа. И такая борьба всегда связана с определенной внутренней тугой, а иногда и с настоящим страданием для нашего падшего естества.

Но такое «скорбное положение во время земной жизни, – пишет святитель Игнатий, – есть установление Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа. Установления этого как установления Господня невозможно отклонить никаким средством человеческим, никакою мудростью, никаким благоразумием, никакою предусмотрительностью». И потому все, желающие идти путем спасения должны благовременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие угодно будет Промыслу Божию попустить им во время их земного странствования. «Все праведники, – пишет свт Игнатий, – провели земную жизнь в скорбях! Ни один из них не достиг неба, шествуя по широкому пути земного благоденствия ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). И это конечно является для нас большим утешением в наших земных скорбях. И если даже «невинный и всесвятый Господь провел земную жизнь в страданиях: тем более виновные должны пострадать с полным сознанием, что они достойны страдать»; а главное «они должны радоваться, что кратковременными страданиями избавляются от вечных страданий».

В статье под названием - «Тесный путь заповедан Самим Богом для истинных служителей Его» - святитель Игнатий указывает причину, по которой Господь оставил нам такую заповедь. «Причина, – пишет святитель, – заключается в следующем: человек есть существо падшее. Он низвергнут на землю из рая, в раю привлекши к себе смерть преступлением заповеди Божией». Т.е. причина кроется в нашем падении, происшедшем вслед за нарушением заповеди первыми людьми. Сразу по совершении греха вошла в человека смерть, поразившая душу и тело. Душа умерла сразу, а тело умирало постепенно. Грех, войдя в человека, стал его второй природой. Поэтому признание своей греховности есть деятельное признание своего падения. Признание его необходимо для покорного перенесения скорбей. Человек преступил Божию заповедь и низвержен за это из рая на землю. Земля это лишь временное его пристанище, место его изгнания.

Искупительной Жертвой Иисуса Христа нам дан шанс вернуться в свое Небесное Отечество, однако для этого нам необходимо в первую очередь признать свое падение и погибель. Иначе, нам не нужен будет Спаситель и Искупитель. Если у нас все в порядке, зачем нас спасать и от чего? В спасении и в Спасителе нуждается только тот, кто признает себя погибающим, в противном случае Спаситель ему просто не нужен. «Кто не признает своего падения и погибели, - пишет святитель, - тот не признает Спасителя, отвергает Его!» Так не нужен Он был фарисеям, которые, не видя своей греховности, возомнили себя праведниками, и пылая ко Христу неистовой злобой распяли Его. Убили Того, Кто пришел в мир «спасти погибшия». Но они-то не считали себя погибшими, поэтому и не смогли увидеть в нем Сына Божия.

Святитель Игнатий утверждает, что «признание себя достойным временных и вечных казней предшествует познанию Спасителя и руководит к познанию Спасителя, как видим из примера, представленного нам разбойником, наследовавшим рай (Лк. 23:40-43)». Т.е. только признание за собой греховности делает нас способными к принятию Христа. Видение греха своего рождает покаяние и вопль к Богу о помиловании. Ведь только признающий себя виновным, всегда готов понести любое наказание. В этом состоит деятельное покаяние – понести наказание за свои грехи, ради прощения этих грехов. «Все христианское житие на земле есть не что иное, как покаяние, выражаемое деятельностью, свойственною покаянию, - читаем мы у святителя Игнатия. - Христос пришел призвать нас на покаяние. Обрати особенное внимание на слова Его: Пришел призвать к покаянию (Мф. 9, 13). Не веселье, не трапезы, не гуляния, не пирования, не лики, но покаяние, но плач, но слезы, но рыдание и крест предлагает нам здесь Господь наш».

Святитель, говоря о кресте и страданиях, не забывает утешить и обещанием воздаяния, которое подает Господь всем трудящимся на духовной ниве. Ведь у Бога все премудро и, если Господь попускает страдания и скорби, то знает и меру их, и подает вместе с ними и утешение: «Имеется здесь и для христиáн веселие, но духовное. Они радуются не о злате, серебре, пище, питии, чести и славе, - пишет преосвященный Игнатий, - но о Бозе Спасе своем, о благости и милости Его к ним, о надежде вечного живота». Святые отцы, прошедшие по жизни путем тесным и прискорбным, улучив спасение и благодать Божию, оставили нам свои драгоценные творения, в которых изложили этот путь – путь тесный, скорбный, но ведущий в широту небесную. Изведав на опыте, они говорят о том, что вставший на этот путь увидит по слову Господа, что «иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30). Легким же оно становится не само по себе, но от того, что Господь никогда не оставляет своих подвижников и всегда подает им Свою всесильную помощь.

А еще оно становится легким от того, что обетования данные Господом тем, кто исполняет Его заповеди, весьма отрадны и утешительны. «Но не на то смотри, что этот путь труден и тесен, а на то, где он оканчивается... Итак, не будем скорбеть, если на пути жизни случатся с нами многие несчастья. Пусть путь прискорбен и врата тесны; но не таков тот град, к которому ведут они», – ободряет христианина святитель Иоанн Златоуст в своем толковании на слова Господа о тесном пути. Поэтому ободримся и с полным доверием Богу пойдем по пути, которым шествовал Он Сам и все святые – по пути тесному, но ведущему в широту небесную.

 

***Святитель Игнатий говоря о необходимости шествия ко спасению тесным путем утверждает, что «Кто проводит земную жизнь в наслаждениях, тот отрекается от своего спасения» и что «бесскорбная земная жизнь человека служит верным признаком, что Господь отвратил от него взор Свой, что он не угоден Господу, хотя бы и казался по наружности добродетельным». Поэтому не стоит нам пугаться возможных скорбей. Все это пройдет, земная жизнь пролетит быстро, а вечность нескончаема. Так неужели не стоит нам потрудиться хотя немного в этой временной жизни, ограничить себя и утеснить, ради величайшего воздаяние от Бога – вечной блаженной жизни.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать