Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Исполни заповедь любви.
По причине умножения беззаконий, во многих охладеет любовь, — говорит Слово Божие о знамениях последних времен (Мф. 24, 12). Но и во все времена следствием беззаконий становилось оскудение любви и распространение злобы. Мир лежит во зле, и каждый человек замечает во круг себя, да и в самом себе эти страшные плоды греха: любовь уходит, а на ее место заступают неприязнь, вражда, ненависть. Мы блуждаем в греховном мраке, часто не находя ответа на самые насущные вопросы, не осознавая высокого смысла своей жизни — достижения Царствия Небесного. А ведь Царствие Божие совсем рядом, более того, оно внутри нас (ср.: Лк. 17,21). Так что же делать, чтобы вырваться из ада греха и обрести блаженство любви? Ответ на этот вопрос можно найти в творениях святого праведного Иоанна Кронштадского, избранные наставления которого представлены на страницах книги «Исполни заповедь любви». Она вышла в свет в Издательстве «Отчий дом» и заняла свое место на нашей книжной полке. ***
Книга - «Исполни заповедь любви» - содержит выдержки из поуче ний, бесед, слов святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, прославленного Русской Православной Церковью в 1990 году. Открывает сборник краткий биографический очерк ( c .5-14) , в котором говорится, что родился святой Иоанн в ночь на 19 октября 1829 года в селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии, расположенном на берегу реки Пине ги. Его отец был в этом селе причетником. Мальчик родился болезненный, слабый, и в ту же ночь был крещен, в ожидании скорой его смерти. Рос мальчик в крайне бедной обстановке. Он был всегда молчаливым, сосредоточенным, живя своим внутренним миром.
С детства в нем обнаружилась та вдохновенная поэтическая черта характера, которая сохранилась в батюшке доныне (очерк был написан при жизни отца Иоанна). Его восхищали величие церковного богослужения или красота природы, обнаруживающая на каждом шагу неисповедимую премудрость, благость и величие Творца. На шестом году мальчик стал учиться грамоте, на десятом был отвезен в Архангельское духовное училище, отсюда перешел в семинарию, курс которой окончил в 1851 году. Еще в годы учебы отец Иоанн испытал на себе самом силу молитвы. Он был сначала неуспевающим учеником, учение давалось ему с трудом и на него нападало по временам детское отчаяние в возможности достичь успехов в учении. Но, с детства привыкший прибегать во всем за помощью к Богу, он в тяжелые минуты, обыкновенно ночью, когда все воспитанники спали, изливал свое детское горе пред Богом, умоляя о просветлении своего ума. Молитва и слезы приносили успокоение, поддерживали бодрость в терпении, в труде над тем, что другим давалось легко. Однажды, после такой ночной молитвы, он почувствовал, будто завеса спала с его очей, и с тех пор успехи его стали возрастать.
Из семинарии Иван Ильич Сергиев, как лучший воспитанник, был послан, по обычаю на казенный счет, в С.-Петербургскую духовную академию, которую и окончил через четыре года, в 1855 году, со степенью кандидата богословия. Учась в Академии, он занимал должность письмоводителя, и все свое жалованье, по девять рублей в месяц, отсылал овдовевшей матери. В Академии он оставался таким же сосредоточенным, живущим обособленной, внутренней, духовно-созерцательной жизнью; любил гулять один по бесконечной аллее академического сада; желал миссионерской деятельности. Один раз во сне он увидел себя священником, служившим в кронштадтском Андреевском соборе, в котором до того времени никогда не был, не был и в самом городе Кронштадте. Через несколько дней ему предложено было вступить в брак, после чего стать священником при этом самом соборе, на что он и согласился.
При первом своем служении в соборе, 12 декабря 1855 года, отец Иоанн говорил: «Сознаю высоту сана и соединенных с ним обязанностей; чувствую свою немощь и не достоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического, но уповаю на благодать и милость Божию , «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Знаю, что может сделать меня более или менее достойным этого сана и способным проходить это звание. Это любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братия мои. Потому-то и Господь, вос становляя отрекшегося ученика в звании апостола, троекратно спросил его: любиши ли Мя, и после каждого ответа его: люблю Тя, повторял ему: паси овцы Моя, паси агнцы Моя (ср.: Ин. 21,15-17). Любовь — великая сила: она и немощного делает сильным, и малого великим, и незначительного достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает скоро близким и знаемым и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви; да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым!»
С первых же дней своего священнического служения молодой кронштадтский батюшка обнаружил особенную любовь к постоянной проповеди, к частому совершению богослужения, к благотворительности. За каждым богослужением он неизменно читал проповедь или своего сочинения, или по печатной книге; с охотою вызывался отправлять чреду за своих сослуживцев. Безоговорочно во всякое время шел по духовным требам к многочисленным кронштадтским беднякам, в лачуги, подвалы, и не любил покидать их тотчас же по совершении положенных молитво словий. Нередко подолгу оставался в бедном доме, охотно беседуя с бедняками, страждущими и отверженными, не брезгуя по их приглашению разделить с ними скудную и не очень опрятную трапезу. Иногда приходилось отцу Иоанну попадать в бедную семью, пораженную нищетой и болезнью, где некому было сходить за хлебом, не на что было пригласить врача, купить лекарство. Т огда батюшка сам отправлялся в лавочку, в аптеку, покупал провизию, лекарство, приглашал доктора и оставлял свои последние копейки в бедном доме, ведь будучи молодым священником, он получал совсем небольшое жалованье.
Такое поведение отца Иоанна вызывало среди многих лиц, не знакомых с тяжестью крайней нищеты, насмешки. В собственной его семье звучали укоры и упреки, но отец Иоанн не падал духом, находя для себя удовлетворение в той искорке Христовой любви, которая затеплилась и все более более разгоралась в его сердце чрез общение со страждущими и отверженными. Одушевленная фигура молодого батюшки, с неуловимым взглядом его пронзительных глаз, скоро стала известна всему городскому населению. Всегда как-то особенно стремительно шествовал он по улицам города со сложенными крестом на груди руками. Многие смеялись над батюшкой, обзывали его юродивым; но страждущие, неимущие, обремененные всякого рода несчастьями, которых так много на злополучной земле, получали от него духовную и материальную помощь. Именно они на своих плечах вынесли его имя из-под града насмешек, кривотолков, осуждения и взнесли на высокую гору славы.
Еще немалую пользу принесли православному миру духовные сочинения отца Иоанна. Его проповеди и дневник — как только появились в печати, сразу же заслужили в духовно-ученом мире полное одобрение и принесли отцу Иоанну высокое звание по четного члена двух духовных академий — петербургской и московской. Простые, ясные, чистые, зарожденные в глубине его чистого сердца, проникнутые детски простою, ясною, неколебимою верой сочинения отца Иоанна успешно ведут к тем же высотам веры, к каким стремится и бого словствующий ум, достигая их только по сле долгих и тяжких усилий. Жемчужины духовного слова отца Иоанна собраны и в этой книге. И вот первое из них. «Наставление христианам» (c.15). «Веруй несомненно, христианин, в Го спода, в Его благость, всемогущество, премудрость, вездесущие; проси, нимало не колеблясь, что нужно на потребу, и получишь: всё, — говорит Господь, — чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22). Исповедуя грехи свои, удаляйся от дел тьмы, твори дела света, — и вера с покаянием оправдает тебя и покажет тебя причастником вечной славы. Побеждай и рассевай сомнения, возникающие в тебе и навеваемые на твою душу духами лукавства или людьми неверующими, отревай неверие, господствующее в мире, держись Евангелия и Церкви, этого непоко лебимого столпа Истины, которую и врата адовы не одолеют вовеки (ср.: Мф. 16,18): и блажен будешь своею верою».
И еще одно из наставлений отца Иоанна, которое будет очень полезно услышать в дни наступившего Петрова поста (с.68-69). «Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царствие Небесное, которое так же несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? — Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божию живут во веки веков правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные. А на земле — в продолжение немного более семидесяти лет жизни только почти и ви дишь грехи, смятения и бедствия — везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15,50), потому что Царствие Божие несть брашно и питие (Рим. 14,17)». Вот такое наставление кронштадтского пастыря, которое в числе прочих вы найдете в этой книге.
*** Наставления праведного отца Иоанна Кронштадтского , собранные в этой книге, учат нас вере, покаянию, открывают нам нравственные ценности и призваны помочь христианину в его духовном возрастании. Живое горячее слово святого Иоанна мудро и ясно отвечает на вопрос: как обрести блаженство любви? Оно не только учит жить по-христиански, но влечет к исполнению заповедей о любви к Богу и ближнему — с несомненной верой, с непоколебимой надеждой. И несмотря на умножающиеся беззакония, с нами остаются сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13,13).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!