У книжной полки. 14 февраля

14 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Диоптра или Зерцала о презрении сует мирских.

 

В старое время на Руси в благочестивых древнерусских семьях довольно излюбленным чтением были сборники аскетических поучений, главным образом составленных под руководством святоотеческих творений. Это так называемые «Изборники», «Златоструи», «Измарагды», «Прологи» и другие. Особенно в среде тех, кто любил уединенную, аскетическую жизнь, почитались сборники, известные под именем: «Диоптры или Зерцала о презрении сует мирских», в переводах с древних аскетических поучений. Долгое время подобные издания были недоступны широкому кругу православных христиан. Однако сегодня древнее сочинение «Диоптры» вновь ждет своего благочестивого читателя. Ее новое издание вышло в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Предлагаемое издание представляет переработку и дополнение известного в Средние века сочинения афонского подвижника Филиппа Пустынника «Диоптра». Как отмечает издатель этого текста в 19 веке, еще тогда был сделан перевод, но сочтя текст оригинала неудобоприемлемым для чтения и излишне многословным, авторы перевода произвели некоторые сокращения, местами сделали вставки, иллюстрируя своими примерами изложенные в «Диоптре» мысли. Тем не менее в настоящем переводе мысли и чувствования оригинала сохранены. И аскетические поучения, дошедшие до нашего времени, полезны человеку, жаждущему «ходити в пути Господнем». Так что перед вами не первоначальное оригинальное сочинение, но его сокращенная, адаптированная, переработанная и отчасти дополненная версия с таким же названием. Но, как считают издатели, эта версия наиболее удачная, интересная и что важнее всего, - несущая духовную ценность для современного читателя.

Прежде чем перейти к содержанию этого аскетического произведения, попытаемся разобраться в самом подвиге пустынножительства, что он значит для тех, кто жаждет так послужить Богу. «Духовные отцы наши, - пишет святой Антоний Великий, - утверждают, что пустынь есть самое пригодное место для размышления о смерти и верное убежище от увлечения вещами мiрскими, покоящими плоть. Кто живет в пустыни и безмолвствует, тот избавлен от трех браней: от брани через слух, от брани через язык и от брани через видение того, что может уязвлять сердце его». «Жизнь пустынника, как говорил научный редактор издательского отдела Московской Патриархии, Вячеслав Петрович Овсянников, – это особое состояние духа: непрерывное, соединенное с молитвой бодрствование и телом, и душой; это и непрестанные демонские искушения через внушение подвижнику «помыслов», и постоянное противостояние этим помыслам; это – стремление к добродетели и непрерывные труды ради добродетели. Такие труды по силам далеко не всякому делающему и ищущему пустынного уединения».

А вот как об отцах-пустынниках и их жизни писал духовный писатель Евгений Николаевич Поселянин: «Пустыня!.. Сколько манящей силы, сколько таинственной прелести заключается в этом одном слове для многих душ христианского мира! Не только для тех избранников, которые жаждут безусловной правды, совершенного служения Богу, для которых самое желанное в жизни — возможность предаваться ничем не развлекаемой молитве, не видеть ни одного лица человеческого, а лишь прислушиваться к тому чудному гимну, который сотворенная тварь поет своему Творцу и в котором щебет птицы, рев моря, журчание ручья и лучи звезд сливаются в один согласный аккорд; лишь созерцать в этой природе, хранящей всю ненарушенную свою красоту, отблески славы Божества, — не только для них одних понятно обаяние пустыни.

И с обыкновенным, созданным для мира средним человеком бывают минуты, когда все то лживое, мелкое, пошлое, из которого состоит главным образом мирская жизнь, начинает настолько претить душе, что она рвется из обычных уз, от людей в неведомую даль. Ей хочется ходить там, где не ступает нога другого человека; ей хочется в ненарушимой тишине насытиться тихим сияниям ночного неба и думать без конца о Боге и в этой обстановке, где нет искусственных преград между душой и Богом, ощутить в себе близость Бога и поклониться Ему всей крепостью своей». «Так и с этими пустынниками, - отмечает писатель. - Они бегут от мира, чтобы приобрести Христа. А мир бежит за ними, чтобы через них приблизиться к Христу» И, «когда в постоянной беседе с Богом пышно расцветет душа аскета и лучи его святыни пробьют чащу леса, те люди мира, которым дорога духовная высота, нетерпеливой рукой стучат в пустынную келью».

Следуя этим словам писателя Евгения Поселянина, можно сказать, что и этот сборник, написанный монахом-отшельником, необходим тем, кто также жаждет стучать «в пустынную келью», чтоб напитать свою душу духовною пищей, насладиться беседами о Боге. И не случайно, первая глава этой книги напоминает человеку, желающему подъять подвиг уединенного жития, «о необходимости презирать суету мирскую для наслаждения в Боге». Вот что мы читаем в первых строках этой главы: «Никто не может служить двум госпо­дам (Мф. 6,24), — говорит Спаситель наш, Господь Иисус Христос. Божественное утешение должно быть вожделенно для всех, хотя не для всех возможно, а лишь для тех, кто презирает суету мира сего, ибо не может быть, чтобы тот, кто наслаж­дается Богом, вместе с тем суетно желал наслаждений этой временной жизни. Ко­нечно, много есть таких людей, которые желали бы получить небесное блаженство, но мало из них таковых, которые бы вме­сте с тем хотели оставить свои земные частные выгоды и всею душою презреть земные блага. Бесспорно, всякий желает внутреннего мира души, но обычно лишь с тем, чтобы в то же время можно было исполнять и свои душевные прихоти. Но если ты хочешь последовать Христу, то должен прежде отречься самого себя. Если хочешь наслаждаться Богом, прежде уда­лись от мира».

Далее автор, в одной из своих глав предлагает читателю некоторые «черты из жизни Христа как свидетельство против суеты мирской». В частности он пишет: «Подражайте Богу, как чада возлюблен­ные (Еф. 5,1), — говорит апостол. Ты дол­жен прилагать всевозможные попечения, чтобы тебе сообразоваться с жизнью Спа­сителя. Если бы даже и не было какого-либо другого побуждения к осуждению суеты мирской, кроме одной жизни Гос­пода нашего Иисуса Христа и достоподражательного примера, данного Им нам, то и сего одного достаточно было бы к по­срамлению тех, которые суть христиане лишь по одному имени. Больше премудрости и знания найдет неученый и невежда в жизни Христовой для презрения суеты мирской и познания козней врага, нежели высокоумный уче­ный — в познании сего мира, при созерца­нии его кажущегося величия.

Мы научены, - говорит автор, - подражать Христовой жизни и страдани­ям Спасителя. Следовательно, изучать ви­димые явления мира, оставив при этом воздавать славословие Богу, есть совер­шенное безумие. Мы стыдиться долж­ны жить в роскоши, когда знаем, что наш Божественный Учитель и Руководитель проводил жизнь Свою в унижении и стра­даниях. Нет такого воина, достойного сво­его имени, который бы, видя вождя своего в опасности, не захотел положить за него душу (жизнь) свою, забыв сожалеть о сво­ей жизни и ее радостях. И ты, если ищешь (суетной) чести, видя, что твой Вождь тер­пит бесчестие, этим явно показываешь, что воинствуешь не под Его знаменем. Если ты считаешь себя действительно христи­анином, то должен стыдиться, когда заме­тишь в себе любовь к мирской суете, кото­рой ищут неверные». «Если ты христианин и веришь Еван­гелию, то к чему ищешь чести и богатства в сем мире?», - вопрошает нас автор в этой главе.

Но и в других главах он не перестает говорить о суете мира и временных богатств, о суете благородства происхождения и драгоценных одежд, о суетности красоты телесной и мудрости земной, об опасностях чести мирской и многом другом. Он напоминает о том, чему должен радоваться христианин, напоминает о краткости жизни человеческой, о духовной слепоте миролюбцев и о пользе скорбей, о том, что в скорбях нужно прибегать к Богу, а не миру. И еще о многом размышляет автор этого сочинения. По сути, этот сборник заключает в себе великое множество душеполезных поучений, которые со всею ясностью раскрывают пред нами ничтожество и суету всего земного, всех земных, привременных мирских пристрастий и учат нас стремиться и возвышаться к истинному, вечному и небесному.

 

*** Как отмечают издатели, распространение поучений, собранных на страницах книги «Диоптра», особенно должно быть благовременным в наше время, век материализма, плотоугодия и господства земных и мирских пристрастий над духовными и небесными. И потому данный сборник, адресованный в первую очередь монашествующим, несет пользу и мирянам, как чтение душеполезное, необходимое для благочестивых размышлений о суетности нашей земной жизни.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы