У книжной полки. 14 февраля

14 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Митрополит Вениамин (Федченков). Служение в Америке (в документах 1933-1947 годов).

 

Православному читателю сегодня хорошо известно имя митрополита Вениамина (Федченкова), прежде всего, как духовного писателя, богослова и мемуариста. Его книги издаются большими тиражами, слово владыки пользуется любовью, и словом этим он продолжает служить людям, как и во время своей земной жизни. Однако подробности жизни архипастыря, его церковного служе­ния сегодня мало кому известны. Одним из самых неисследован­ных периодов является период его жизни в Северной Америке. Именно здесь владыка Вениамин в течение 15-летнего исповедничества в условиях гонений и, можно сказать, отторжения от не­малой части русской эмиграции пришел в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, приобретя большой духовный и административный опыт в управлении обширной епархией. Про­поведь единства веры (Еф. 4,13) явилась его главной проповедью, главным церковным служением и крестоношением на Американском континенте. Об этом рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве «Отчий дом», в серии «Наследие». Она называется - «Служение в Америке (в документах 1933-1947 годов)». ***

Это издание является первым обзорным ис­следованием архипастырской деятельности митрополита Вениамина (Федченкова) в Северной Америке в 1933-1947 гг. Служение в Америке стало для владыки Вениамина исповедническим путем верности Матери-Церкви. В книге собраны архивные документы, письма и доклады патриарше­го экзарха в Америке митрополита Вениамина Патриархам Сергию (Страгородскому) и Алексию (Симанскому). Основ­ная часть документов публикуется впервые. В предисловии книги издатели пишут: «История жизни митрополита Вениамина в эмиграции явля­ется одновременно и рассказом о православных епархиях на тер­риториях традиционно неправославных, и постановкой вопроса о предоставлении автокефалии и автономии новообразованным Церквям, поскольку владыка с 1933 по 1947 год, в очень слож­ное для Церкви время, был экзархом Московской Патриархии в Америке.

Следует отметить, что вопрос о формировании право­славных диаспор в современном мире и сегодня является весьма актуальным. Один из важных прецедентов в этом процессе — Пра­вославная Церковь в Америке, ко­торая получила автокефалию от Русской Православной Церкви в 1970 году. Томос об автокефалии Православной Церкви в Амери­ке вызвал среди представителей Поместных Церквей, имеющих там свои епархии, как выразился протоиерей Александр Шмеман, «знаменательную бурю»: «Буря, вызванная "автокефалией" Пра­вославной Церкви Америки, является, вероятно, одним из самых значительных кризисов православной церковной истории последних столетий». До сих пор Автокефальная Православная Церковь Америки не признана большинством других Поместных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иеруса­лимской, Элладской. И, несомненно, эти вопросы носят не только церковный характер.

Именно поэтому они представляют интерес для широкого круга религиоведов, отечественных и зарубежных историков, политологов, социологов. И для того чтобы понять те процессы, которые происходили и происходят сегодня в Право­славной Русской Америке, необходимо обратиться к истокам об­разования Североамериканской митрополии и экзархата Москов­ской Патриархии. При этом общепризнано, что Русская Православная Цер­ковь играла важную роль в социально-политической жизни рос­сийских эмигрантов, выступала фактором их консолидации и са­моидентификации. К тому же в середине XX века феномен Русской Америки оказывал большое влияние на мир всего российского зарубежья. Изучение опыта церковного служения экзарха Мо­сковской Патриархии Русской Православной Церкви в Америке митрополита Вениамина (Федченкова) имеет большую ценность для историков зарубежья.

Миссия митрополита Вениамина в качестве патриаршего экзарха в Америке продолжалась пятнадцать лет. Это был один из самых больших и важных периодов в его церковно-общественном служении. Специфика американской религиозной жизни, слож­ные меж церковные и межгосударственные отношения, удален­ность от церковного центра — все это накладывало на архипастырскую деятельность владыки свой отпечаток. Патриарший экзарх в Америке постоянно оказывался в трудных обстоятельствах, вы­полняя свое служение во враждебном окружении и претерпевая материальную нужду, он должен был отстаивать каноничность своего положения как экзарха и окормлять те немногочисленные приходы, которые переходили под его омофор.

Вплоть до начала немецкой агрессии против Советского Союза фигура патриаршего экзарха не была сколько-нибудь за­метной в церковно-общественной жизни США и Канады. По при­знанию самого митрополита, этот период был для него периодом непрестанных гонений как со стороны американского общества, так и со стороны подавляющей части русской эмиграции. Страш­ным гонениям подвергалась и Русская Православная Церковь на Родине. И хотя масштабы этих гонений несопоставимы, это все же не умаляет личного подвига патриаршего экзарха, сохранив­шего верность выбранному пути после того, как он дал в 1927 году подписку о подчинении митрополиту Сергию. И все же, особенностью церковно-общественного служения митрополита Вениамина в Америке была его широкая самостоятельность в принятии тех или иных решений по управлению экзархатом, намного большая свобода действий в управлении епархией, нежели это могли себе позволить другие архиереи Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Широкая самостоятельность владыки сопровождалась почти келейным богослужением и написанием обширных, подробнейших докладов в Москву о церковной жизни и своей деятельности в Америке. Эти доклады были весьма ценны как для митрополита Сергия (Страгородского), так и для Патриарха Алексия (Симанского), о чем последний признавался в своих письмах к экзарху. Однако на роль проводника необхо­димой церковно-политической линии в США, направленной на активные действия в интересах советского правительства, патриарший экзарх подходил плохо. Поэтому противники архипастыря, прежде всего, возложили на него вину за неуспех миссии по воссоединению приходов Русской Православной Церкви в Америке.

Изучение исторического материала позволяет сделать вывод, что митрополит Вениамин в своих действиях в Аме­рике руководствовался именно церковными интересами, а не политическими. Признание советской власти он искренне считал полезным делом для Церкви. Митрополит строго раз­делял «кесарево» и «Божие». Не случайно уже в Советском Союзе саратовский уполномоченный в 1957 году докладывал в Совет по делам Русской Православной Церкви: «С таким митрополитом, каким является митрополит Вениамин, до­биться того, чтобы церковь делала то, что нам политически выгодно и целесообразно, нельзя. Это он красноречиво дока­зал своей службой в Латвии, в Ростовской области». Можно сказать, что это доказал патриарший экзарх и служением в Америке. Владыка здесь выступал препятствием для реализа­ции чекистских планов по административному подчинению Североамериканской митрополии или ее «захвату», результа­том чего и стал его перевод на Рижскую кафедру в СССР.

Автор исследования о жизни и деятельности митрополи­та Вениамина (Федченкова) в Северной Америке — Ростислав Юрьевич Просветов — земляк владыки: он родился и вырос в Кирсанове, когда-то уездном городе, близ которого, в селе Вяжли, прошли детские годы митрополита Вениамина. Просветов — многолетний исследователь жизненного пути и архипастырской деятельности митрополита Вениамина, автор ряда научных работ и публикаций в прессе о владыке, организатор и один из постоян­ных участников ежегодных Вениаминовских чтений, проходящих в Уваровской епархии Тамбовской митрополии. В основе предла­гаемой читателю книги — работа, выполненная в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия. Настоящее исследование основано на документах Государ­ственного архива Российской Федерации, архива Православной Церкви в Америке и архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Также в исследовании используются неизвестные ранее документы патриаршего экзарха в Америке, датированные 1933 годом. Они хранятся в архиве Православной Церкви в Америке.

 

*** Время архипастырского служения митрополита Ве­ниамина (Федченкова) в качестве американского экзарха совпало с разрешением основных вопросов, касающихся под­чинения Русской Православной Церкви в Америке Москов­ской Патриархии, условий предоставления ей широкой ав­тономии, сложных церковно-имущественных отношений, вопросов взаимодействия с приходами, участия прихожан в общественно-политической жизни, взаимоотношений с го­сударственной властью и так далее. Все эти вопросы сегодня требуют тщательного изучения и концептуального осмысления. И этому способствует настоящая книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать