Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Митрополит Вениамин (Федченков). Служение в Америке (в документах 1933-1947 годов).
Православному читателю сегодня хорошо известно имя митрополита Вениамина (Федченкова), прежде всего, как духовного писателя, богослова и мемуариста. Его книги издаются большими тиражами, слово владыки пользуется любовью, и словом этим он продолжает служить людям, как и во время своей земной жизни. Однако подробности жизни архипастыря, его церковного служения сегодня мало кому известны. Одним из самых неисследованных периодов является период его жизни в Северной Америке. Именно здесь владыка Вениамин в течение 15-летнего исповедничества в условиях гонений и, можно сказать, отторжения от немалой части русской эмиграции пришел в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, приобретя большой духовный и административный опыт в управлении обширной епархией. Проповедь единства веры (Еф. 4,13) явилась его главной проповедью, главным церковным служением и крестоношением на Американском континенте. Об этом рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве «Отчий дом», в серии «Наследие». Она называется - «Служение в Америке (в документах 1933-1947 годов)». ***
Это издание является первым обзорным исследованием архипастырской деятельности митрополита Вениамина (Федченкова) в Северной Америке в 1933-1947 гг. Служение в Америке стало для владыки Вениамина исповедническим путем верности Матери-Церкви. В книге собраны архивные документы, письма и доклады патриаршего экзарха в Америке митрополита Вениамина Патриархам Сергию (Страгородскому) и Алексию (Симанскому). Основная часть документов публикуется впервые. В предисловии книги издатели пишут: «История жизни митрополита Вениамина в эмиграции является одновременно и рассказом о православных епархиях на территориях традиционно неправославных, и постановкой вопроса о предоставлении автокефалии и автономии новообразованным Церквям, поскольку владыка с 1933 по 1947 год, в очень сложное для Церкви время, был экзархом Московской Патриархии в Америке.
Следует отметить, что вопрос о формировании православных диаспор в современном мире и сегодня является весьма актуальным. Один из важных прецедентов в этом процессе — Православная Церковь в Америке, которая получила автокефалию от Русской Православной Церкви в 1970 году. Томос об автокефалии Православной Церкви в Америке вызвал среди представителей Поместных Церквей, имеющих там свои епархии, как выразился протоиерей Александр Шмеман, «знаменательную бурю»: «Буря, вызванная "автокефалией" Православной Церкви Америки, является, вероятно, одним из самых значительных кризисов православной церковной истории последних столетий». До сих пор Автокефальная Православная Церковь Америки не признана большинством других Поместных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской. И, несомненно, эти вопросы носят не только церковный характер.
Именно поэтому они представляют интерес для широкого круга религиоведов, отечественных и зарубежных историков, политологов, социологов. И для того чтобы понять те процессы, которые происходили и происходят сегодня в Православной Русской Америке, необходимо обратиться к истокам образования Североамериканской митрополии и экзархата Московской Патриархии. При этом общепризнано, что Русская Православная Церковь играла важную роль в социально-политической жизни российских эмигрантов, выступала фактором их консолидации и самоидентификации. К тому же в середине XX века феномен Русской Америки оказывал большое влияние на мир всего российского зарубежья. Изучение опыта церковного служения экзарха Московской Патриархии Русской Православной Церкви в Америке митрополита Вениамина (Федченкова) имеет большую ценность для историков зарубежья.
Миссия митрополита Вениамина в качестве патриаршего экзарха в Америке продолжалась пятнадцать лет. Это был один из самых больших и важных периодов в его церковно-общественном служении. Специфика американской религиозной жизни, сложные меж церковные и межгосударственные отношения, удаленность от церковного центра — все это накладывало на архипастырскую деятельность владыки свой отпечаток. Патриарший экзарх в Америке постоянно оказывался в трудных обстоятельствах, выполняя свое служение во враждебном окружении и претерпевая материальную нужду, он должен был отстаивать каноничность своего положения как экзарха и окормлять те немногочисленные приходы, которые переходили под его омофор.
Вплоть до начала немецкой агрессии против Советского Союза фигура патриаршего экзарха не была сколько-нибудь заметной в церковно-общественной жизни США и Канады. По признанию самого митрополита, этот период был для него периодом непрестанных гонений как со стороны американского общества, так и со стороны подавляющей части русской эмиграции. Страшным гонениям подвергалась и Русская Православная Церковь на Родине. И хотя масштабы этих гонений несопоставимы, это все же не умаляет личного подвига патриаршего экзарха, сохранившего верность выбранному пути после того, как он дал в 1927 году подписку о подчинении митрополиту Сергию. И все же, особенностью церковно-общественного служения митрополита Вениамина в Америке была его широкая самостоятельность в принятии тех или иных решений по управлению экзархатом, намного большая свобода действий в управлении епархией, нежели это могли себе позволить другие архиереи Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Широкая самостоятельность владыки сопровождалась почти келейным богослужением и написанием обширных, подробнейших докладов в Москву о церковной жизни и своей деятельности в Америке. Эти доклады были весьма ценны как для митрополита Сергия (Страгородского), так и для Патриарха Алексия (Симанского), о чем последний признавался в своих письмах к экзарху. Однако на роль проводника необходимой церковно-политической линии в США, направленной на активные действия в интересах советского правительства, патриарший экзарх подходил плохо. Поэтому противники архипастыря, прежде всего, возложили на него вину за неуспех миссии по воссоединению приходов Русской Православной Церкви в Америке.
Изучение исторического материала позволяет сделать вывод, что митрополит Вениамин в своих действиях в Америке руководствовался именно церковными интересами, а не политическими. Признание советской власти он искренне считал полезным делом для Церкви. Митрополит строго разделял «кесарево» и «Божие». Не случайно уже в Советском Союзе саратовский уполномоченный в 1957 году докладывал в Совет по делам Русской Православной Церкви: «С таким митрополитом, каким является митрополит Вениамин, добиться того, чтобы церковь делала то, что нам политически выгодно и целесообразно, нельзя. Это он красноречиво доказал своей службой в Латвии, в Ростовской области». Можно сказать, что это доказал патриарший экзарх и служением в Америке. Владыка здесь выступал препятствием для реализации чекистских планов по административному подчинению Североамериканской митрополии или ее «захвату», результатом чего и стал его перевод на Рижскую кафедру в СССР.
Автор исследования о жизни и деятельности митрополита Вениамина (Федченкова) в Северной Америке — Ростислав Юрьевич Просветов — земляк владыки: он родился и вырос в Кирсанове, когда-то уездном городе, близ которого, в селе Вяжли, прошли детские годы митрополита Вениамина. Просветов — многолетний исследователь жизненного пути и архипастырской деятельности митрополита Вениамина, автор ряда научных работ и публикаций в прессе о владыке, организатор и один из постоянных участников ежегодных Вениаминовских чтений, проходящих в Уваровской епархии Тамбовской митрополии. В основе предлагаемой читателю книги — работа, выполненная в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия. Настоящее исследование основано на документах Государственного архива Российской Федерации, архива Православной Церкви в Америке и архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Также в исследовании используются неизвестные ранее документы патриаршего экзарха в Америке, датированные 1933 годом. Они хранятся в архиве Православной Церкви в Америке.
*** Время архипастырского служения митрополита Вениамина (Федченкова) в качестве американского экзарха совпало с разрешением основных вопросов, касающихся подчинения Русской Православной Церкви в Америке Московской Патриархии, условий предоставления ей широкой автономии, сложных церковно-имущественных отношений, вопросов взаимодействия с приходами, участия прихожан в общественно-политической жизни, взаимоотношений с государственной властью и так далее. Все эти вопросы сегодня требуют тщательного изучения и концептуального осмысления. И этому способствует настоящая книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!