У книжной полки. 14 декабря

14 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Е.В. Тростникова. Первые шаги в православном храме (двенадцать совместных путешествий).

 

Первые шаги в православном храме... Они самые трудные. Ведь впереди лежит большой, необозримый путь. Пусть человек и не пройдет его до конца, даже и до середины, однако уже первые шаги изменят его пространство, его горизонт. Это всегда путь в незнакомое, где ты неопытен, так мало понимаешь, и все кажется тебе чужим... Конечно же, человеку, приходящему в храм, хочется опереться на чью-то твердую и дружественную руку, как малышу, делающему свои первые шаги. И очень редко рядом оказывается такой человек, который смог бы ввести в эту жизнь. Тем, кто не нашел такую поддержку на пути к храму адресована книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве «Класы духовные» и называется «Первые шаги в православном храме (двенадцать совместных путешествий)». ***

Эта новая книга Е.В. Тростниковой рассчитана на читателей, желающих начать приобщение к Церкви и получить первые наиболее необходимые понятия о православном храме. Она является своего рода путеводителем по церковной жизни, в котором последовательно объясняется устройство православного храма, дается понятие о святых, молитве, богослужении, праздниках и Таинствах Церкви. Как отмечает автор, неловкость, которую испытывает человек, впервые переступивший порог храма, чувствуют все, кто не вырос среди церковных стен, а уже в сознательным возрасте начал знакомство с Церковью. Все по-разному преодолевают эту возникающую неловкость, иным не удается это годами — так и остается человек опасливым наблюдателем издалека. Не знает, кого спросить, куда повернуться, стыдится глупых вопросов и неуместных поступков, боится ошибок и несуразностей.

Немало книг написано для неопыт­ных, «новоначальных» посетителей храма, что­бы облегчить им путь. Обычно это совсем маленькие брошюрки, они разъясняют многое, но далеко не все, что теснится в уме человека, собирающегося посетить храм. Как малышу, который делает свои первые шаги, как новичку, пришедшему в дружный класс или в сложившийся творческий кол­лектив, человеку, приходящему в храм, хо­чется (хотя бы в глубине души) чтобы рядом оказывался компетентный, понимающий и, главное, любя­щий друг, который смог бы помочь ему. Конечно же, книга не сможет заменить близкого и понимающего друга. И все же... Основана она на опыте именно такой дружес­кой поддержки по отношению к тем, кто лишь топтался на пороге православного храма. На личном опыте автора, более двух десятилетий тесно связанного с храмовой жизнью и церковно-просветительской литературой, и в такой же мере — на опыте многих пастырей и архипастырей Церкви, церковных миссионе­ров. Поэтому в книге приводятся выдержки не только из книжных, журнальных и интер­нет-публикаций, но и из ответов, полученных в частной переписке или на давно затеряв­шихся страницах православных интернет-фо­румов.

К примеру, на вопрос: «Зачем приходят в храм», автор приводит историю из жизни митрополита Антония Сурожского, который сам ее неоднократно рассказывал. «Пришел однажды к нам в храм, - повествует Владыка, - лет двадцать пять тому назад, мужчина — принести какую-то по­сылку одной прихожанке. Он не был крещен, был убежденный безбожник — в том смысле, что не ве­рил, что есть или может быть какой бы то ни было Бог. Он рассчитывал свой приход так, чтобы прийти к самому концу службы, дабы не терять времени в храме, но судьба — или Бог! — его привели сюда раньше конца всенощной. Ему пришлось сесть на скамейку и ждать. Потом он мне рассказывал: "Я при­шел, сел на скамейку с чувством раздражения и обиды, что так промахнулся и теперь надо терять время, и вдруг почувствовал, что в этом храме есть "что-то" (как он выразился — "какое-то присут­ствие"). Я тогда стал это анализировать и решил, что это на меня влияет полумрак, мерцание свечей, одурманивающий запах ладана, заунывное пение и (как он выразился напоследок) "коллективная исте­рика верующих".

Но, - продолжает рассказ Владыка, - его это настолько поразило, что он решил проверить и поставил мне вопрос, как я это объясняю. Я ему сказал: "Это присутствие Божие". — "Этого не может быть, потому что Бога нет!". Я ему предложил прийти и посидеть в церкви, когда никого нет, кроме него и Бога. Он стал прихо­дить и сидеть подолгу и мне сказал как-то: "Я не знаю, как это назвать, но я теперь знаю, что в этом храме нет пустоты, что в нем есть какое-то как бы "густое", конкретное присутствие, которое вы, ве­роятно, называете Богом. Но зачем мне такой Бог, — пусть Он и живет в этом храме,— если Он на меня никак не воздействует?". Я ему сказал: "Если не воз­действует, Он вам незачем, и не приходите". — "Нет,— говорит,— буду приходить, потому что я озадачен еще другим: я заметил, что у людей, кото­рые бывают в церкви, после богослужения и особен­но после причащения Святых Таин совершенно иные лица, они на себя не похожи, что-то с ними случается; значит, ваш Бог над ними что-то соверша­ет. Я себя чувствую, как бы трупом по сравнению с ними, и мне нужно ожить. Что мне делать, чтобы Бог и надо мной это сделал?". Ну, мы с ним стали встре­чаться, и со временем он крестился. И таких различ­ных примеров очень много».

Герой этой истории, по словам автора, пришел в храм «слу­чайно», по постороннему делу: попросили пе­редать что-то,— и пришел, как пришел бы к вокзалу или скамейке в парке. Но здесь он обнаружил то, за чем (или, скорее, за Кем) приходят в храм все те, кто делает это целена­правленно. Сколько их, человеческих мотивов и причин для прихода в храм! Поставить свечку перед эк­заменом... попросить исцеления для близких... послушать красивое пение... увидеть красоту... освятить куличи или набрать святой воды... при­общиться к религии предков или ощутить нацио­нальную идентичность... наконец, убедиться, что Бога нет и всё — обман (не так уж мало людей приходят в храм с этой мыслью), но разобраться в механизме действия этого «обмана». Всего не перечислишь. И все-таки приходят сюда всегда потому, что знают: это — дом Божий (это знает даже атеист, уверенный, что Бога и нет!). Даже если человек идет «набрать воды», или «просто поставить свечку», или «просто посмотреть», он приходит в место, о котором знает: здесь — иное пространство, здесь особые смыслы.

Конечная и глубинная цель прихода в храм — всегда встреча с Богом. Но человек может сам этого не знать или... не позволять себе знать. Вот что об этом говорит также митрополит Антоний Сурожский. «Есть люди, для которых Церковь — просто от­кровение, потому что они в ней что-то увидели. Я вам пример могу дать. Я принимал в православие уже дав­ным-давно одного молодого человека. Он был сыном методистского пастора, который сам ко мне пришел и сказал: "Знаете, мой сын почти глухой. Он ходит к вам в церковь, потому что у методистов все построено на слове: пение и проповедь; а у вас что-то происходит, и он смотрит и понимает, что происходит. Можете ли вы его принять? ". Я его тогда подготавливал; читать он умел и сколько-то слышал, говорил с большим трудом, то есть мне пришлось учиться его понимать, а не ему — меня. Для него православная церковь оказалась цер­ковью, в которой он может молиться, потому что он как бы мог молиться глазами, уши ему не были нуж­ны.

А есть другой тип людей, которые пришли к Богу не обязательно через церковь, а через какой-то внут­ренний опыт и для кого церковь может оказаться родным домом». «Я знаю, например, - говорит Владыка Антоний, - людей, которые были неверу­ющие, потому что думали, что быть верующим значит быть некультурным, и вдруг, прочитав то или другое произведение, скажем, Достоевского, обнаружили, что можно быть высококультурным человеком, с большим умственным размахом, и будучи верующим. И это им помогло, они перестали стыдиться быть верующими. Есть другие люди, которые обнаруживают в себе какой-то внутренний голод по чему-то, что нематериально, не­видимо, обнаруживают неосязаемый мир. Они реша­ются питать эту свою нужду всем, что может ее напи­тать: какой-то молитвой, каким-то переживанием хотя бы в природе, какими-то переживаниями от чтения той или другой литературы. В них развивается, зреет внут­ренняя духовная жизнь, и, встретивши Евангелие или человека, который может им Евангелие передать (не на­учить словами, а как-то перелить из души в душу), обре­тают Христа и идут дальше. Пути очень разные». Но пути эти ведут к храму, ведут к Богу. И как не потеряться на этом пути, рассказывает книга «Первые шаги в православном храме».

 

*** В этой книге собрано двенадцать путешествий-собеседований, которых, конечно, могло бы быть и больше. В последовательности этих путешествий автор исходила из того, что имеем дело с невоцерковленным читателем — новоначальным. Это может быть и человек, крещеный в детстве и не ходивший в храм, и вовсе некрещеный. Если вы не крещены, то, прежде чем решаться на этот шаг (или отвергнуть его), надо оглядеться, хоть немного понять, что такое Церковь и хотите ли вы туда. Если вы крещены, но у вас пока не складыва­лась церковная жизнь, у вас под рукой будет достаточно внятный путеводитель по этой малознакомой для вас стране. Дальнейшие путешествия читатель сможет совершать уже сам, с помощью других книг или других людей. А мы пожелаем, чтобы это были уже не просто познавательные экскурсии, а настоящие путешествия — в мир веры, надежды и Любви.
 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать