У книжной полки. 13 сентября

13 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Ольга Рожнёва. Митрополит Вениамин (Федченков). «Люди Божии».

 

Владыка Вениамин (Федченков) говорил: «Человека ничто не может удовлетворить, кроме любви к Богу». Еще он отмечал: «Премудрость Божия — мудрее нас!» «Жизнь не шутка, а подвиг, борьба...», - говорил Владыка. Митрополит Вениамин (в миру — Иван Афанасьевич Федченков) — выдающийся иерарх Русской Православной Церкви — прожил долгую, трудную и интересную жизнь, всецело отданную служению Богу, Святой Церкви и народу Божию. Господь судил ему проходить жизненное поприще в годы суровых испытаний, выпавших на долю нашей Церкви и Отечества. Об этом рассказывает очередная книга Ольги Рожнёвой, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии». Она так и называется – «Митрополит Вениамин (Федченков)». ***

 Как отмечает автор-составитель, митрополит Вениамин (Федченков) — одни из самых высокообразованных архипастырей своего времени, богослов, миссионер, великий молитвенник, старец и талантливый духовный писатель. Он прожил долгую жизнь — восемьдесят один год — и был свидетелем многих переломных событий XX века. Владыка встречался со многими выдающимися людьми. Эта книга содержит наставления владыки Вениамина, воспоминания и рассказы о нем.

Родился митрополит Вениамин 14 сентября 1880 (по другим данным — 12 сентября) 1880 года. Как говорится в этой книге, «родители будущего владыки горячо верили в Бога, были молитвенниками. Мама его ревностно молилась за своих шестерых детей и несла за них дополнительный пост — «понедельничала», постилась по понедельникам, помимо среды и пятницы. В детстве будущий святитель был опасно болен воспалением легких. Его мать дала обет Богу: если ребенок поправится, пойти с ним на благодарственное богомолье к святителю Митрофану Воронежскому. И вот двух­летний мальчик выздоровел, и мать выполнила обет. Когда она стояла с Иваном в храме святителя Митрофана, какой-то сторож-монах прозорливо сказал о ребенке: «Он будет святитель!» И пророчество сбылось».

О родителях также сохранились такие воспоминания владыки: «Моя мать в последний раз моего посещения семьи весною 1918 года, провожая меня из дома, между прочим, сказала со слезами: "Трудно нам жилось! Но одно лишь скажу: отец у вас был святой!" — "Почему святой?" — "Уж очень терпелив был: во всю жизнь свою никогда не роптал"». Навсегда Иван запомнил, как, будучи в нужде, его родители отказались от доходной торговли вином, дабы сохранить свою совесть чистой. И сделали они это по просьбе сына — будущего святителя. Владыка очень чтил своих родителей и часто говорил о том, как многим мы обязаны нашим родителям, и вообще нашим предкам.

Вот в частности, что он говорил: «Личный наш подвиг, особенно в христианстве, может иметь немалое значение, но тут потребуются большие усилия, напряжение духа и воли, чтобы в короткий срок одной жизни добиться каких-нибудь значительных результатов и изменить и природные, и прирожденные (наследственные) наши свойства. И то для этого требуется, помимо всего прочего, особая Божественная помощь или сила благодати. Но и последняя не уничтожает индивидуальности, полученной уже от рождения, а только исправляет ее, усиливая доброе и ослабляя недостатки. И лишь исключительные люди, святые, добиваются этими путями великих результатов. Но и они, так или иначе, хотя бы в силу наследственной энергии, решимости, многим обязаны предкам и родителям».

Наставления и молитвы родителей будущего святителя не прошли даром: трое сыновей пошли по духовному пути: один стал священником, другой — митрополитом, третий окончил духовную академию. Все они стали ревностными молитвенниками. Владыка Вениамин много наставлял о молитве. Он говорил: «Ведь Бог толь­ко того и желает, чтобы давать, святить, спасать, избавлять нас! И притом Он все это делает Сам, нам же остается лишь просить Его, молиться!» Еще говорил: «И даже от грешника не требуется в молитве ни подвигов особых, ни усиленной собственной борьбы, а лишь просить: оставь, про­сти, покрой!!! Разве одно лишь ставится условие — "как и мы прощаем". А в прочих прошениях не ставится уже никаких наших дел. Только молись, только проси! И Он все устроит...»

Когда Иван был студентом второго курса Петроградской духовной академии, он с группой студентов паломника­ми поехали в Валаамский монастырь. Там юноша встретился с насельником Иоанно-Предтеченского скита про­зорливым старцем схимонахом Ники­той, который пророчески назвал его «владыкой» и отнесся к нему почти­тельно, как к архиерею. Через четырнадцать лет после беседы со старцем-схимонахом Никитой отец Вениамин был хиротонисан во епископа в Сим­ферополе. Другой подвижник — старец Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре иеромонах Исидор — также предсказал буду­щему митрополиту его жизненную дорогу. Старец Исидор учил юношу жить по заповедям Божиим, заботясь в первую очередь о духе, а потом о форме. И эта науку он практически познавал всю последующую жизнь.

Как отмечалось ранее, владыка Вениамин прожил долгую жизнь и был свидетелем многих переломных событий двадцатого века. Он хорошо знал жизнь народа: отец его происходил из крепостных крестьян, а мать была дочерью дьякона, но не менее хорошо знал деяния и помыслы сильных мира сего. Владыка встречался и беседовал с императором Николаем II и его супругой Александрой Федоровной, митрополитом Сергием (Страгородским), впоследствии Патриархом и митрополитом Антонием (Храповицким), епископом Феофаном (Быстровым), генералом Врангелем и многими, многими другими выдающимися деятелями. Трижды встречался владыка со святым и праведным отцом Иоанном Кронштадтским, при этом один раз сослужил ему на Божественной литургии. Был близок духовно оптинскому старцу отцу Нектарию, к которому неоднократно обращался за разрешением трудных вопросов. Был близок по духу со святителем Лукой, архиепископом Симферопольским и Крымским, знаменитым святителем-хирургом, подвижником благочестия, ныне прославленным в лике святых.

По приглашению генерала Врангеля Владыка возглавлял военное и морское духовенство Русской армии Юга России, принимал участие в организации дней всенародного покаяния, в организации крестных ходов. Святитель прошел вместе с белыми до конца и вынужден был покинуть пределы России в ноябре 1920 года. Жизнь свою за рубежом называл беженством, оплакивая вынужденную разлуку с Родиной. Он жил в монастырях и преподавал в Православном богословском институте имени преподобного Сергия, подвизался в пустынном скиту святого Саввы Сербского. За свою верность и преданность Матери-Церкви владыке Вениамину много пришлось выстрадать. Ему предложили оставить Сергиево подворье в Париже, где располагался Свято-Сергиевский православный богословский институт. Долго скитался он по разным местам, находя приют у разных своих знакомых. И лишь в конце жизни вернулся на Родину. Обо всем этом и рассказывает книга Ольги Рожнёвой «Митрополит Вениамин (Федченков)».

 

*** В феврале 1958 года владыка Вениамин ушел на покой и поселился в Псково-Печерском монастыре, где провел последние годы жизни. Когда позволяло состояние здоровья, служил в монастырских храмах и проповедовал, приводил в порядок свое богатое духовно-литературное наследие. В эти годы он пережил тяжелое испытание - после инсульта потерял дар речи. 4 октября 1961 года, в день памяти святителя Димитрия Ростовского, владыка Вениамин отошел ко Господу. Чин отпевания совершил архиепи­скоп Псковский и Порховский Иоанн (Разумов). Похоронен владыка в Богом зданных пещерах монастыря. Место его погребения окружено почитанием братии и паломников.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы