Аудио |
|
Скачать .mp3 |
О постановлениях монастырских. Труд преподобного Иоанна Кассиана, переведенный святителем Игнатием (Брянчанивовым).
Сегодня Православная Церковь чтит память преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Великий подвижник Востока и Запада, он почти 10 лет провел в египетской пустыне, где встречался и беседовал с великими египетскими старцами, запоминал и записывал их рассказы о деяниях пустынных отцов. Этот опыт подвижнической жизни нашел свое отражение в письменных трудах преподобного Иоанна, благодаря которым он стал широко известен как аскетический писатель. Его сочинения удостоились самой высокой оценки современников и позднейших западных и восточных церковных писателей. А отдельные главы печатались в России в ХIX веке — в “Добротолюбии” и в ряде повременных церковных изданий. Кроме того, в середине 19 века труд преподобного Иоанна Кассиана под названием «О постановлениях монастырских» был переведен святителем Игнатием (Брянчанивовым)». В 2016 году этот труд был переиздан Издательством Правило веры и сегодня представлен на нашей книжной полке. ***
Как говорится в предисловии книги, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин родился около 360 года в римской провинции Малая Скифия в благочестивой христианской семье. Он получил прекрасное классическое образование, превосходно владел латинским и греческим языками, однако ради служения Господу оставил открывавшееся пред ним блестящее светское поприще и принял монашество в Вифлеемском монастыре в Палестине около 388 года. Через два года Иоанн Кассиан, наслышанный об образе жизни и глубокой рассудительности египетских отцов, испросил благословение на путешествие-паломничество по египетским монастырям, чая «большей благодати совершенства».
Странствуя по Великой пустыне около 10 лет, он посвящал все свое время, помимо собственно монашеского служения, встречам и беседам с прославленными египетскими аввами, запоминая и записывая бесценные рассказы о духовном опыте аскетов. Оставив Египет, Кассиан отправился в Константинополь, где был радушно принят святым Иоанном Златоустом и рукоположен им в диакона в 400-м году... Вернувшись на Запад, он был посвящен в пресвитера и поселился в городе Мессалия (ныне Марсель) в Галлии, где основал, по образцам египетских и палестинских обителей, два монастыря, мужской и женский. Здесь же были написаны и два его богомудрых произведения: «О постановлениях монастырских» и «Собеседования египетских отцов», первое из которых мы и представляем ныне читателям.
Это сочинение было написано преподобным Иоанном ок. 417–419 гг. по просьбе Кастора, епископа Аптского, собиравшегося устроить у себя в епархии общежительный монастырь. В частности, обращаясь к подвижнику епископ писал: «Со всевозможною любовью просим тебя: помоги нам, скудным в мудрости, из благочестивых и неисчерпаемых богатств твоих; тем учением, коим обладаешь по превосходству, от коего ум твой достиг совершенства и возросли прочие части души, не откажись возбудить нас, новоначальных, увлеченных приверженностью к роскоши мира. Знаем, что тебе коротко известны уставы главнейших монастырей Востока, в особенности египетских и основанных в Фиваиде…
С покорностью просим тебя, Отец, - продолжает епископ Кастор, - не откажись изложить простым словом постановления монастырей, учрежденныя, процветающия, хранимыя в монастырях Египта и Палестины, как они там преданы отцами, и препроводить в наш монастырь, объятый невежеством; не замедля напоить давно томящиеся жаждою сердца наши, излив в оные твою беседу, обилующую медоточною сладостию, от коей могли бы мы, отвергнув бесплодие, произрастить плоды правды». Отвечая на это письмо, прп. Иоанн в частности пишет следующее: «Воодушевленный молитвами твоими, приступаю сообразно силам моего ума к исполнению дела, тобою на меня возлагаемого, попытаюсь описать то, что всячески оставлено предшествовавшими писателями, более слышанное, чем познанное опытом, и оное объявлю вновь начинающемуся монастырю, жаждущему правды.
Я не буду исключительно стараться о составлении повествования о чудесах Божиих и знамениях, хотя о многих и невероятных не только слышал я от моих старцев, но и совершение оных видел пред глазами моими; оставя все сие, производящее в читателе только удивление, впрочем нисколько не способствующее к наставлению в совершенной жизни, постараюсь с точностью объяснить, сколько при Господней помощи могу, одни их постановления и монастырские правила, в особенности же начала и причины главных страстей, коих они считают восемь, и преданное ими врачевание сих страстей. Намереваюсь изложить краткое рассуждение не о чудесах Божиих, но о исправлении наших нравов и о достижении совершенства в жизни сообразно тому, чему мы научились от наших старцев».
Таким образом, удовлетворяя просьбу вышеуказанного иерарха, преподобный Кассиан написал 12 книг с одним общим названием «О правилах монастырских», где объяснил сущность, цели и правила монашеского подвига. Наряду с другими произведениями, этот труд приобрел широкую известность на Западе, сыграв огромную роль в ознакомлении западного монашества с бесценным опытом восточно-христианской аскетики. Все произведение, повторюсь, разделено на 12 частей. В первой по четвертую говорится об устройстве “внешнего жития” монахов – о правилах поступления в монастырь, внешнем виде и одежде монахов, суточном круге богослужения, обетах, послушаниях, покаянии. Все это иллюстрируется примерами из жизни египетских, палестинских и сирийских монахов. Источниками для этой части трактата, как предполагают издатели, могли стать сочинения святителя Василия Великого и блаженного Иеронима.
В следующих восьми книгах (V-XII) преподобный Иоанн рассуждает о борьбе с восемью главными страстями – чревоугодием, блудной страстью, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью. Источником для этой части послужили трактат Practicus знаменитого теоретика восточного монашества Евагрия Понтийского и его сочинение - “О восьми духах злобы”. Труд преподобного Иоанна Кассиана «О постановлениях монастырских» описывает «устроение ангельского чина», свершившееся в монастырях палестинских и египетских, причем внимание акцентируется всегда на внутренней, духовной составляющей монашеского делания. Такой взгляд на жизнь христианина, по мнению издателей, был присущ и святителю Игнатию (Брянчанинову), поэтому из множества святых отцов он вкупе со своим знаменитым «Отечником» избрал для перевода этот труд преподобного Кассиана.
Вот что он пишет Варфоломею, игумену Югской Дорофеевой пустыни, в марте 1841 года: «...после Пасхи, если Господь восхощет, желается приняться за перевод Кассиана Римлянина с латинского; у меня его сочинения, книга преполезная». В июльском письме того же года святитель Игнатий сообщает: «...теперь с услаждением занимаюсь Кассианом, т.е. переводом его на российский язык... очень рад, если буду в состоянии отверзть некоторые сокровищницы духовные — доселе запечатанные — переводом... Драгоценнейшая монашеская книга!» Перевод был закончен в 1842 году, однако издан не был, и следы его затерялись. При подготовке очередного переиздания творений святителя Игнатия, выпускаемого издательством «Правило веры», неожиданно было обнаружено то, что в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится рукопись этого перевода. И вот теперь, спустя 174 года, он впервые публикуется.
*** О трудах преподобного Иоанна Кассиана Римлянина с уважением отзывались многие столпы Православия. Например, преподобный Иоанн Лествичник говорил, что преподобный Кассиан “прекрасно и весьма высоко любомудрствует”, и патриарх Фотий считал его писания “назидательными, весьма полезными для благочестивой жизни”. В России к произведения святого подвижника также относились с большим почтением. Интерес к его трудам особенно усилился в начале ХХ века и не ослабевает до сих пор, т.к. эти труды принадлежат общему богословскому наследию Отцов единой неразделенной Церкви, одним из которых был преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!