У книжной полки. 13 июня

13 июня 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный Ефрем Сирин. Страсти и добродетели.

 

Сегодня мы продолжаем знакомить вас собранием сочинений одного из величайших учителей Церкви, преподобного Ефрема Сирина, которое выпускает в свет Издательство «Сибирская Благозвонница». Святой Ефрем оставил после себя весьма много сочинений. В одних он — толкователь Священного Писания; в других — обличитель ересей и песнопевец Церкви, в иных — учитель христианской жизни и в частности проповедник сокрушения сердечного. Сочинения последнего рода, по словам святителя Димитрия Ростовского, составляют как бы печать души преподобного Ефрема и вместе его славу на все века. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию еще одну книгу, в которой собраны духовно-нравственные произведения святого отца, проповедника покаяния. Она называется – «Страсти и добродетели». ***

Настоящее собрание сочинений, выпускаемое в свет Издательством Сибирская Благозвонница, печатается по изданию «Творений иже во святых отца нашего Ефрема Сирина: в 8 томах», которое выходило в 1895-1914 годах в Сергиевом Посаде. В этот сборник вошли слова и послания преподобного Ефрема о борьбе со страстями, возделывании добродетелей и внутренней брани. Ведь главное дело для решившегося благоугождать Господу есть очищение сердца чрез борьбу со страстями. А для этого надо знать, что есть в нас доброго и худого, чтоб одно взращивать, а другое подавлять и искоренять. Разобраться в этом, и помогает нам святой отец.

Ни о чем так много не говорил и не писал прп. Ефрем, как о сокрушении сердечном, о необходимости непре­станно проливать слезы покаяния, потому что и сам он был проникнут чувством глубочай­шего сокрушения. Святитель Григорий Нис­ский говорит, что «непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом. Кто будет читать его писания, — прибавляет святитель Григорий, — тот уви­дит, что он не тогда только плачет, когда го­ворит о покаянии, но и в похвальных словах, где другие обыкновенно выражают радость». Ни днем, ни ночью не отступала от святого Ефрема мысль о грехах. А однажды он поведал братии своей, как среди размышлений о суете жизни временной, напал на него великий страх и он узрел очами сердца своего Господа, сидящего во славе Своей.

«Господь сказал душе моей — так говорит святой Ефрем — «Для чего ты, душа, возгнушалась небесным своим черто­гом, который наполнен светом славы? Для чего ты, душа, невеста Моя, ненавидишь Пре­чистого и Бессмертного Жениха? Для чего ты, душа, возгнушалась благами, какие уго­товил Я тебе во свете жизни? Для чего ты, душа, сделалась Мне чуждой своими непристойными делами и помыслами? Для чего ты, душа, не заботишься предстать Мне в пришествие Мое? <…> Для тебя вошел Я в общение со смертью; для тебя и че­ловеком Я стал, желая искупить жизнь твою от тления. Жизнь твою, душа, почтил и возвысил Я пред всеми делами Моими. Тебе, душа, уготовал Я чертог на небесах, и сделал так, чтобы ангелы служили тебе... А ты возгнушалась Небесным Женихом и неизреченными благами, какие уготовал Я тебе...» « Убоялся я, братия, — продолжал Ефрем, — вникая в страшные слова Господ­ни, и сказал: "Вы, горы, покройте грешника и нечестивца!». И преклонив вниз голову свою и проливая о себе слезы, говорил: «Услышь, Владыка, плач мой и не поступи со мной по всем делам моим!» (О душевном страхе).

Так, сам полный сокрушения сердечного, препо­добный Ефрем, когда желает и других распо­ложить к смиренному сознанию своих гре­хов, при этом всегда старается сначала поставить на вид свое собственное недостоинство. Поэтому нередко он начинает свои наставления такими или подобными словами: «Будьте, по сердоболию своему, сострадательны ко мне, братия. Из­бранники Божий, склонитесь на воззвание человека, который обещал благоугождать Богу и солгал Сотворившему его. Склонитесь, чтобы ваших ради молитв избавиться мне от обладающих мною грехов и, соделавшись здравым, восстать с одра тлетворного греха, потому что еще с детства стал я сосудом непотребным и нечестным. И теперь, когда слышу о суде, — не обращаю на это внимания, как будто стою выше падений и обвинений. Других увещаваю (убеждаю) удерживаться от вредного, а сам в двойной мере делаю это. Увы мне, какому подпал я осуждению! Увы мне, в каком я стыде!.. Подлинно, у меня только образ благочестия, а не сила его». (Обличение самому себе и исповедь).

Или вот еще одно обличительное слово самому себе произносит прп. Ефрем, обращаясь к людям, пришедшим к нему за советом: «Ублажаю вашу жизнь, христолюбцы, потому что она исполнена благого дерзновения, но окаянна собственная моя жизнь, потому что ни к чему непотребна. Ублажаю вас, возлюбленные, правым житием своим соделались вы любезными Богу и Ангелам. Но кто оплачет меня, который раздражил Бога суетными делами своими? Блаженны вы, за целомудренное свое поведение и за безмерную любовь свою наследующие рай. Дивлюсь вам, для душевной пользы не поленившимся совершить такой дальний путь. Еще же удивительнее для меня, что пришли вы к человеку, ничего не стоящему и осужденному за грехи, и у него требуете слово на пользу» (Слово о добродетелях и пороках).

Но, сознавая свое недостоинство, прп. Ефрем всё же дает мудрые и полезные советы тем, кто пришел к нему за помощью в делах духовных. Он говорит им о страхе Божием и бесстрашии, о любви и о неимеющих в себе любви, о долготерпении и об его отсутствии, о кротости и лукавстве, о Истине и лжи, в общем о добродетелях и обратных им пороках. Завершая свои наставления, святой отец говорит: «умоляю общую вашу любовь, благословенные Христом, участники рая, потщитесь все вы угождать вписавшему вас в воинство Свое Христу, чтобы никто из вас не был отринут за небрежение или нерадение. Все вы, по благодати Христовой вступившие под иго, остерегайтесь исполнять хотения плоти, чтобы не оказаться нам безответными на Страшном оном «судилище», на котором будет воздаяние всякому, «делал» ли кто «доброе или худое» (2 Кор.5:10)».

«Блаженны те, - говорит святой отец, - которые с дерзновением предстанут тогда перед Судией, которые из рук Господа приимут святую награду. Но горе тогда пристыженным в чем-либо презренном и ничего не стоящим. Какое, например, оправдание обвиняемому в славолюбии, или в кичении, или в непослушании, или в неподчиненности, или в чревоугодии, или в опрометчивости, или в многословии, или в гордыне, или в самоуправстве, или в высокомерии, или в зависти, или во вражде, или во вспыльчивости, или в злоречии, или в клеветничестве? Какое оправдание тому, кто будет обвиняем в этих презренных пороках? Какую выгоду, или какое удовольствие получаем мы из этого? Но и какая тяжесть отречься от этого! Поэтому умоляю вас, братия, - говорит прп. Ефрем, постарайтесь, чтобы никто из вас не был осужден в чем-либо таком … Постарайтесь, чтобы и эти грехи не служили к вашему уловлению, а, напротив того, со всей осторожностью наблюдайте за собой, чтобы прославиться со Христом».

Как видно из этого наставления, святой отец завершает его напоминанием о пришествии Христа, о Страшном Суде и будущей участи праведников и грешников. И в других своих наставлениях, о чем бы он ни говорил, слово его как бы не­вольно склонялось более или менее к этому предмету. О том, что мысль о Суде постоян­но была присуща душе его, лучше всего по­казывает следующий его рассказ: «В один день, встав очень рано, ходил я с двумя братиями вне благословенного града Эдессы, возвел очи свои на небо, которое, подобно чистому зеркалу, со славой осиявало звез­дами землю, и в удивлении сказал: "Если звезды сияют с такой славой, то кольми паче праведные и святые, сотворившие волю Свя­того Бога, в тот час, когда приидет Господь, воссияют неизглаголанным светом Спасителевой славы!" Но вдруг при воспомина­нии о Страшном пришествии Христовом содрогнулись кости мои и, ощутив смуще­ние и в теле и в душе, заплакал я с сердеч­ной болью и сказал, воздыхая: «Каким я, грешник, окажусь в этот страшный час? Как предстану Престолу Страшного Судии?» Это размышление снова и снова приводило святого отца к сокрушению сердечному, которое он внушал и своим собеседникам, которое, даст Бог, познают и читатели этой книги.

 

*** Все нравственные наставления преподобного Ефрема, по словам святителя Димитрия Ростовского, благоухают сердечным умилением. Сокрушаясь о своих грехах, он обращает и наше внимание к исправлению своей жизни. И темы бесед святого Ефрема – это покаяние, память о смерти и суде, страх Божий, внимание к самому себе, смирение, против гордости и прочие. За свои высокие поучения святой Ефрем был назван соотечественниками пророком Сирским. И до сих пор звучит голос этого сирийского подвижника в его творениях, призывая нас к покаянию, к борьбе со своими страстями, в возделыванию добродетелей и одновре­менно ободряя нас великой Божией любовью и милосердием к людям. Поэтому будем неустанно обращаться к трудам прп. Ефрема, знакомство с которыми мы продолжим в одной из наших следующих программ.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать