Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Преподобный Ефрем Сирин. Страсти и добродетели.
Сегодня мы продолжаем знакомить вас собранием сочинений одного из величайших учителей Церкви, преподобного Ефрема Сирина, которое выпускает в свет Издательство «Сибирская Благозвонница». Святой Ефрем оставил после себя весьма много сочинений. В одних он — толкователь Священного Писания; в других — обличитель ересей и песнопевец Церкви, в иных — учитель христианской жизни и в частности проповедник сокрушения сердечного. Сочинения последнего рода, по словам святителя Димитрия Ростовского, составляют как бы печать души преподобного Ефрема и вместе его славу на все века. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию еще одну книгу, в которой собраны духовно-нравственные произведения святого отца, проповедника покаяния. Она называется – «Страсти и добродетели». ***
Настоящее собрание сочинений, выпускаемое в свет Издательством Сибирская Благозвонница, печатается по изданию «Творений иже во святых отца нашего Ефрема Сирина: в 8 томах», которое выходило в 1895-1914 годах в Сергиевом Посаде. В этот сборник вошли слова и послания преподобного Ефрема о борьбе со страстями, возделывании добродетелей и внутренней брани. Ведь главное дело для решившегося благоугождать Господу есть очищение сердца чрез борьбу со страстями. А для этого надо знать, что есть в нас доброго и худого, чтоб одно взращивать, а другое подавлять и искоренять. Разобраться в этом, и помогает нам святой отец.
Ни о чем так много не говорил и не писал прп. Ефрем, как о сокрушении сердечном, о необходимости непрестанно проливать слезы покаяния, потому что и сам он был проникнут чувством глубочайшего сокрушения. Святитель Григорий Нисский говорит, что «непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом. Кто будет читать его писания, — прибавляет святитель Григорий, — тот увидит, что он не тогда только плачет, когда говорит о покаянии, но и в похвальных словах, где другие обыкновенно выражают радость». Ни днем, ни ночью не отступала от святого Ефрема мысль о грехах. А однажды он поведал братии своей, как среди размышлений о суете жизни временной, напал на него великий страх и он узрел очами сердца своего Господа, сидящего во славе Своей.
«Господь сказал душе моей — так говорит святой Ефрем — «Для чего ты, душа, возгнушалась небесным своим чертогом, который наполнен светом славы? Для чего ты, душа, невеста Моя, ненавидишь Пречистого и Бессмертного Жениха? Для чего ты, душа, возгнушалась благами, какие уготовил Я тебе во свете жизни? Для чего ты, душа, сделалась Мне чуждой своими непристойными делами и помыслами? Для чего ты, душа, не заботишься предстать Мне в пришествие Мое? <…> Для тебя вошел Я в общение со смертью; для тебя и человеком Я стал, желая искупить жизнь твою от тления. Жизнь твою, душа, почтил и возвысил Я пред всеми делами Моими. Тебе, душа, уготовал Я чертог на небесах, и сделал так, чтобы ангелы служили тебе... А ты возгнушалась Небесным Женихом и неизреченными благами, какие уготовал Я тебе...» « Убоялся я, братия, — продолжал Ефрем, — вникая в страшные слова Господни, и сказал: "Вы, горы, покройте грешника и нечестивца!». И преклонив вниз голову свою и проливая о себе слезы, говорил: «Услышь, Владыка, плач мой и не поступи со мной по всем делам моим!» (О душевном страхе).
Так, сам полный сокрушения сердечного, преподобный Ефрем, когда желает и других расположить к смиренному сознанию своих грехов, при этом всегда старается сначала поставить на вид свое собственное недостоинство. Поэтому нередко он начинает свои наставления такими или подобными словами: «Будьте, по сердоболию своему, сострадательны ко мне, братия. Избранники Божий, склонитесь на воззвание человека, который обещал благоугождать Богу и солгал Сотворившему его. Склонитесь, чтобы ваших ради молитв избавиться мне от обладающих мною грехов и, соделавшись здравым, восстать с одра тлетворного греха, потому что еще с детства стал я сосудом непотребным и нечестным. И теперь, когда слышу о суде, — не обращаю на это внимания, как будто стою выше падений и обвинений. Других увещаваю (убеждаю) удерживаться от вредного, а сам в двойной мере делаю это. Увы мне, какому подпал я осуждению! Увы мне, в каком я стыде!.. Подлинно, у меня только образ благочестия, а не сила его». (Обличение самому себе и исповедь).
Или вот еще одно обличительное слово самому себе произносит прп. Ефрем, обращаясь к людям, пришедшим к нему за советом: «Ублажаю вашу жизнь, христолюбцы, потому что она исполнена благого дерзновения, но окаянна собственная моя жизнь, потому что ни к чему непотребна. Ублажаю вас, возлюбленные, правым житием своим соделались вы любезными Богу и Ангелам. Но кто оплачет меня, который раздражил Бога суетными делами своими? Блаженны вы, за целомудренное свое поведение и за безмерную любовь свою наследующие рай. Дивлюсь вам, для душевной пользы не поленившимся совершить такой дальний путь. Еще же удивительнее для меня, что пришли вы к человеку, ничего не стоящему и осужденному за грехи, и у него требуете слово на пользу» (Слово о добродетелях и пороках).
Но, сознавая свое недостоинство, прп. Ефрем всё же дает мудрые и полезные советы тем, кто пришел к нему за помощью в делах духовных. Он говорит им о страхе Божием и бесстрашии, о любви и о неимеющих в себе любви, о долготерпении и об его отсутствии, о кротости и лукавстве, о Истине и лжи, в общем о добродетелях и обратных им пороках. Завершая свои наставления, святой отец говорит: «умоляю общую вашу любовь, благословенные Христом, участники рая, потщитесь все вы угождать вписавшему вас в воинство Свое Христу, чтобы никто из вас не был отринут за небрежение или нерадение. Все вы, по благодати Христовой вступившие под иго, остерегайтесь исполнять хотения плоти, чтобы не оказаться нам безответными на Страшном оном «судилище», на котором будет воздаяние всякому, «делал» ли кто «доброе или худое» (2 Кор.5:10)».
«Блаженны те, - говорит святой отец, - которые с дерзновением предстанут тогда перед Судией, которые из рук Господа приимут святую награду. Но горе тогда пристыженным в чем-либо презренном и ничего не стоящим. Какое, например, оправдание обвиняемому в славолюбии, или в кичении, или в непослушании, или в неподчиненности, или в чревоугодии, или в опрометчивости, или в многословии, или в гордыне, или в самоуправстве, или в высокомерии, или в зависти, или во вражде, или во вспыльчивости, или в злоречии, или в клеветничестве? Какое оправдание тому, кто будет обвиняем в этих презренных пороках? Какую выгоду, или какое удовольствие получаем мы из этого? Но и какая тяжесть отречься от этого! Поэтому умоляю вас, братия, - говорит прп. Ефрем, постарайтесь, чтобы никто из вас не был осужден в чем-либо таком … Постарайтесь, чтобы и эти грехи не служили к вашему уловлению, а, напротив того, со всей осторожностью наблюдайте за собой, чтобы прославиться со Христом».
Как видно из этого наставления, святой отец завершает его напоминанием о пришествии Христа, о Страшном Суде и будущей участи праведников и грешников. И в других своих наставлениях, о чем бы он ни говорил, слово его как бы невольно склонялось более или менее к этому предмету. О том, что мысль о Суде постоянно была присуща душе его, лучше всего показывает следующий его рассказ: «В один день, встав очень рано, ходил я с двумя братиями вне благословенного града Эдессы, возвел очи свои на небо, которое, подобно чистому зеркалу, со славой осиявало звездами землю, и в удивлении сказал: "Если звезды сияют с такой славой, то кольми паче праведные и святые, сотворившие волю Святого Бога, в тот час, когда приидет Господь, воссияют неизглаголанным светом Спасителевой славы!" Но вдруг при воспоминании о Страшном пришествии Христовом содрогнулись кости мои и, ощутив смущение и в теле и в душе, заплакал я с сердечной болью и сказал, воздыхая: «Каким я, грешник, окажусь в этот страшный час? Как предстану Престолу Страшного Судии?» Это размышление снова и снова приводило святого отца к сокрушению сердечному, которое он внушал и своим собеседникам, которое, даст Бог, познают и читатели этой книги.
*** Все нравственные наставления преподобного Ефрема, по словам святителя Димитрия Ростовского, благоухают сердечным умилением. Сокрушаясь о своих грехах, он обращает и наше внимание к исправлению своей жизни. И темы бесед святого Ефрема – это покаяние, память о смерти и суде, страх Божий, внимание к самому себе, смирение, против гордости и прочие. За свои высокие поучения святой Ефрем был назван соотечественниками пророком Сирским. И до сих пор звучит голос этого сирийского подвижника в его творениях, призывая нас к покаянию, к борьбе со своими страстями, в возделыванию добродетелей и одновременно ободряя нас великой Божией любовью и милосердием к людям. Поэтому будем неустанно обращаться к трудам прп. Ефрема, знакомство с которыми мы продолжим в одной из наших следующих программ.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!