У книжной полки. 13 февраля

13 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Песнопения для паломников, путешествующих по святым местам Палестины и Синая.

 

В стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Ветка Палестины» есть такие строки:

«Заботой тайною хранима,

Перед иконой золотой

Стоишь ты, ветвь Ерусалима,

Святыни верный часовой…».

Действительно, многие православные - и монахи, и миряне - хранили в святом углу, возле икон, такие «ветки Палестины» — пальмовые ветви, принесенные паломниками из Иерусалима. Да и само именование – паломники – произошло именно от этих ветвей, которые иначе называются – паломы. На протяжении веков на Руси существовал благочестивый обычай ходить к святым местам Иерусалима, чтобы поклониться его святыням, тем местам, где Христос родился, жил, принял смерть и воскрес. В настоящее время эта традиция возрождается, и поэтому в помощь тем, кто собирается в паломничество на Святую Землю Издательство Московской Патриархии предлагает книгу – «Песнопения для паломников, путешествующих по святым местам Палестины и Синая». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Издание подготовлено к 130-летию Императорского Православного Палестинского Общества. Открывает книгу фрагмент статьи Преосвященного Зосимы (Давыдова), епископа Якутского и Ленского, которая полностью публиковалась в журнале «Даниловский благовестник» в 1998 году. Как отмечает автор, паломниками первоначально «называли только путешествующих в Святую Землю, в Иерусалим, ко Гробу Господню. Позже это наименование распространилось и на посещающих Святую Гору Афон, Константинополь и святые места России. Паломничество – это не просто путешествие. Это путешествие к святым местам с благочестивой, душеполезной целью, оно отличается, например, от туристической поездки или экскурсии. В христианском мире паломничество в Святую Землю стало распространяться с IV века, под влиянием примера святой равноапостольной царицы Елены, которая посетила места земной жизни Христа Спасителя и обрела там великую христианскую Святыню – Крест Господень.

Когда Русь приняла христианство, обычай совершать паломничество в Святую Землю уже прочно утвердился в христианском мире. Паломничество понималось нашими благочестивыми предками как одно из телесных деланий, служащих ко спасению души, – вместе с постом, милостыней и др. Подобно этим подвигам, оно должно соединяться со смирением, без которого, по учению святых отцов, ни одно доброе дело не угодно Богу. Иногда паломничество совершается в покаяние, чтобы этим подвигом, потрудившись ради Бога, очиститься от греха. Часто русские люди предпринимали обетные паломничества – по обету, данному Богу в болезни или скорби житейской. В дороге паломники обычно пели духовные стихи: длинные, с простой мелодией и умилительными словами. Например, такие:

 

Как по Божией горе

Там поклоннички идут.

В руках свечки все несут,

Херувимскую поют.

В Русалим они идут…

Там Христос проходил

И следочки проследил…»

 

Какую же душевную пользу получают паломники при посещении святынь? Прежде всего, по словам Владыки Зосимы, «присутствие на месте, освященном пребыванием Господа или Его святых, способствует размягчению окамененного сердца, помогает вознестись душою от земного к Небесному. То чувство умиления, которое испытывает православный человек при соприкосновении со святыней, сильно отличается от поверхностной сентиментальности – прежде всего тем, что при ней человек забывает себя и смиряется сердцем». Возобновителем православных паломничеств на Святую Землю из Русского Зарубежья в 50–60-е годы прошлого столетия стал епископ Мефодий Кампанский. В 1968 году под его руководством был издан «Сборник песнопений для паломников на святых местах Палестины». Другой сборник такого рода вышел в 1997 году в издательстве «Даниловский благовестник».

Однако не только первая, но и вторая книга практически недоступна читателю. Сегодня вместе с возрождающейся благочестивой традицией паломничества появилась необходимость в издании аналогичного сборника. Эта книга включает чтения из Священного Писания, тропари, кондаки и молитвы праздникам и святым, связанные с основными христианскими святынями, посещаемыми паломниками на Святой Земле. В настоящее время для посещения открылись некоторые прежде недоступные святыни, отлажены маршруты, обычно предлагаемые паломникам, стали известны новые открытия библейской, исторической и др. наук, вышли в свет новые печатные издания. Все это нашло определенное отражение в современном издании. Книга разделена на 6 частей, соответственно маршрутам, которые паломники обычно совершают в настоящее время. Первая часть (Иерусалим), в свою очередь, включает «Старый город» и его «Окрестности». Это делает удобным использование сборника во время паломничества – нет необходимости всякий раз искать в содержании нужную святыню, в пределах одной поездки все посещаемые святыни находятся рядом.

В некоторых маршрутах добавлены святые места, которые до 2000 года либо были недоступны, либо не включались в аналогичные сборники по каким-либо другим причинам. Практически для всех упоминаемых мест, связанных с евангельскими или библейскими событиями, приводятся соответствующие чтения из Священного Писания; даются ссылки на параллельные места. Несомненным достоинством книги являются сопровождающие практически каждую святыню краткие описания (врезки на полях), содержащие сведения из истории (как священной, так и светской), географии, архитектуре и др., не претендующие на полноту, но все же в какой-то мере дающие возможность использовать книгу и в качестве путеводителя. Эти описания помогут лучше осознать значение посещаемых мест, воскресить в памяти соответствующие библейские или евангельские события, проникнуться чувством благоговения к святыне, живой верой, любовью ко Христу, Божией Матери, Его Предтече и святым угодникам Божиим, подвизавшимся на этой священной земле.

Епископ Мефодий Кампанский считал, что каждому христианину надо хотя бы однажды посетить те места, где проходила земная жизнь Спасителя. Вот как писал он о смысле паломничества в предисловии к одному из своих путеводителей по Святой Земле: «Паломник не турист. Он едет на Святую Землю не посмотреть, а помолиться, поклониться, покаяться, духовно укрепиться, обновиться. Он помнит, что Святая Земля — земная родина Христа Спасителя, что здесь было Благовещение, Рождество Христово, Сретенье Господне, Крещение Господне, что здесь Господь Иисус Христос жил, учил, творил чудеса, совершил Тайную вечерю, здесь был предан Иудою, претерпел страдания, распятие, Крестную смерть. Здесь на Святой Земле было Его Воскресение, Вознесение на небеса, Сошествие Святого Духа.

На Святой Земле протекла и жизнь Матери Божией и было Ее славное Успение. Отсюда вышли на проповедь святые апостолы. Здесь пролилась кровь и первых мучеников за Христа. Святая Земля — духовная родина всех христиан, Иерусалим — Святой Град, а Церковь Иерусалимская — мать всех Церквей. Со времени земной жизни Христа Спасителя прошло более девятнадцати веков. Много событий пронеслось за эти годы над Святой Землей. Много разрушено, много построено. Многое свидетельствует о любви ко всему, что связано со Спасителем. Каждое место, связанное с воспоминаниями о земной жизни Сына Божия, отмечалось, украшалось. Пусть эти украшения бывают грубые, безвкусные, наивные, но все они говорят: здесь был Господь, и мы, люди грешные, это отметили, сделали, что смогли и как сумели.

Конечно, - говорит владыка Мефодий, - за девятнадцать веков многое на Святой Земле изменилось, но остались воспоминания, осталась та же земля, по которой Христос Спаситель ходил, те же небо, горы и долины, на которые Он смотрел. Благоговейный паломник прикоснется на Святой Земле к совсем особому миру, память о котором останется с ним до конца его дней, и да поможет она ближе подойти ему к пониманию Священного Писания, освящая им свою повседневную жизнь».

 

*** Паломничество – это удивительная возможность церковного единения людей путем совместной молитвы, песнопений, общения, освященных от источников Божией благодати. Есть место в этом путешествии с его длинными переездами от святыни к святыни и духовным стихам, которыми дополнена эта книга. В большинстве своем эти стихи – плод народного благочестия и творчества (авторы лишь некоторых из них известны – точно или предположительно). Эти стихи учат христианским добродетелям, помогают разделить священные чувства благоговейных паломников прежних времен.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать