Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В этот день, 13 августа, мы вспоминаем сразу нескольких великих людей нашей Православной Церкви, которые земную свою жизнь посвятили Богу и народу Божиему. Так, 13 августа 1836 г. в селе Берёза Смоленской губернии в семье диакона Димитрия Касаткина родился сын Иван, который впоследствии стал апостолом страны восходящего солнца, равноапостольным Николаем Японским. В этот же день, но 1870 года, в семье псаломщика Ярославской епархии, служившего в селе Поводнево, также родился сын, которого в крещении нарекли Владимиром. В 23 года он принял монашество с именем Андроник, а затем также отправился миссионером в Японию, где трудился под руководством святителя Николая. Однако наиболее он известен как архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник, священномученик. И наконец, имя еще одного святого, который 13 августа 1922 года родился, но не для земной, а для вечной жизни – это митрополит Вениамин (Казанский). О нем рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры». Она называется «Священномученик Вениамин (Казанский). ***
Священномученик Вениамин (Казанский) — митрополит Петроградский и Гдовский, расстрелянный 13 августа 1922 года, был одним из первых священномучеников, прославленных Русской Православной Церковью после падения коммунистического режима. Имя митрополита Вениамина всегда хранилось в памяти народной, и никто из знавших владыку не сомневался, что он святой. Владыка был прославлен в 1992 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Ныне как священномученик, он вспоминается на всех праздничных богослужениях, а в храмах, где особо почитаются новомученики и исповедники Церкви Русской, на каждой воскресной всенощной. О жизни и подвиге стояния за Церковь на рубеже эпох священномученика Вениамина и повествует эта книга.
Как отмечает автор-составитель Ольга Рожнёва, «за несколько дней до расстрела митрополит Вениамин (Казанский) в письме писал: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа и от своих, и от чужих». Будущий священномученик родился 17 апреля 1873 года в семье потомственного священника и был наречен Василием. В его роду было - 9 священников, 1 диакон, 2 пономаря и 2 дьячка, а также несколько преподавателей духовных училищ предваряли по семейной линии церковное служение Вениамина.
Как говорится в книге, Василий Казанский окончил Олонецкую духовную семинарию и в 1893 году как лучший выпускник семинарии был послан на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. Юноша всегда стремился к благотворительности, помня о своей бедности в детстве и юности, он участвовал в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», направленной в основном на помощь рабочим и беднякам. С 14 октября 1895 года студент третьего курса духовной академии Санкт-Петербурга Василий Казанский был пострижен в монашество с именем Вениамин и рукоположен в иеродиакона, а через год — в иеромонаха. Священнослужитель по призванию, он готов был, как утверждали однокурсники, вообще не покидать церковь: «Его не останови - он 24 часа в сутки будет служить».
Однако Господу было угодно направить молодого иеромонаха по другому пути. По окончании Академии в 1897 году со степенью кандидата богословия иеромонах Вениамин был назначен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную Семинарию. С 1898 года - он инспектор Холмской, спустя год - Санкт-Петербургской Семинарии. В 1902 году, после возведения в сан архимандрита, назначен ректором Самарской, а через три года - Санкт-Петербургской Семинарии. А 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа Гдовского, Петербургского викария. Святительский сан Владыка Вениамин воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди.
Протоиерей Михаил Польский, сослуживший патриарху Тихону его последнюю перед арестом литургию и отбывавший срок на Соловках за борьбу с обновленцами, в своей книге «Новые мученики Российские», написанной в 1949 году, вспоминал о владыке: «Проповеди его всегда были чрезвычайно просты, без всяких ораторских приемов, без нарочитой торжественности, но в то же время они были полны какой-то чарующей прелести. Именно незамысловатость и огромная искренность проповедей митрополита делала их доступными для самых широких слоев населения, которое массами наполняло церковь, когда ожидалось служение митрополита... Даже среди иноверцев и инородцев митрополит пользовался глубокими симпатиями. В этой части населения он имел немало близких личных друзей, которые, несмотря на разницу верований, преклонялись перед чистотой и кротостью его светлой души и шли к нему в минуту тяжкую за советом и духовным утешением». (с. 39)
Об отношении народа к владыке Вениамину, по словам Ольги Рожнёвой, можно судить по следующему факту. Когда в 1917 году правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян, в некоторых епархиях это стало причиной нестроений и разногласий. В Петрограде же, в отличие от других губерний, страсти не разгорелись и все прошло на редкость спокойно: епархия проголосовала за епископа Вениамина с редким единодушием, что объяснялось народной любовью к нему. Он стал поистине народным избранником. (с.41). В марте 1917 года владыка Вениамин был избран архиепископом Петроградским и Ладожским, а в августе 1917 года, при одобрении паствы, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским. Протоиерей Михаил Польский писал: «Петроградское население огромным большинством (в том числе голосами почти всех рабочих) вотировало за владыку Вениамина. Оно давно его знало и было глубоко привязано к нему за его доброту, доступность и неизменно сердечное и отзывчивое отношение к своей пастве и к нуждам ее отдельных членов. Митрополит Вениамин, уже будучи в этом сане, охотно отправлялся по этому зову для совершения молений и треб в самые отдаленные и бедные закоулки Петрограда... Иногда он до позднего вечера выслушивал обращавшихся к нему, никого не отпуская без благостного совета, без теплого утешения, забывая о себе, о своем отдыхе, о пище...» (42-43).
В 1921 году страну Советов охватила небывалая разруха и голод. Это послужило поводом для очередных гонений на Церковь, которые проводились под лозунгом «похода пролетариата на церковные ценности». 23 февраля 1922 года был издан Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих. Митрополит Вениамин смог договориться с властями, чтобы при изъятии ценностей присутствовали представители духовенства, а предметы, имеющие особое значение для верующих, используемые для совершения таинств, могли заменяться аналогичным металлом по весу. Однако большевики сознательно использовали Декрет об изъятии церковных ценностей для того, чтобы начать мощную антицерковную кампанию. Соглашение, достигнутое митрополитом, не соблюдалось, и в ряде церквей были спровоцированы конфликты верующих с представителями власти. Таким образом, изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, хотя серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов пока еще не было. Но уже чувствовалось приближение расправы.
1 июня 1922 года губернский отдел ГПУ в Петрограде получил из Москвы телеграмму с приказом арестовать митрополита Вениамина и привлечь его к суду. Петроградские чекисты долго не церемонились, для них эта телеграмма была радостной и долгожданной. В тот же день митрополит Вениамин был арестован по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей, хотя его причиной была принципиальная позиция Владыки в отношении обновленцев и их ВЦУ. 10 июня того же года начался судебный процесс, к которому было привлечено еще 86 человек. Как говорится в книге, «на процессе митрополит держался мужественно, вину не признал, а свое последнее слово преимущественно посвятил доказательствам невиновности других подсудимых. Он и перед лицом смерти оставался таким, как и всегда: сосредоточенным на молитве, спокойным, мирным».
Когда окончились судебные прения, настала очередь подсудимым сказать свое последнее слово. Председатель обратился к митрополиту Вениамину: «Подсудимый Василий Казанский! Вам принадлежит последнее слово». Вот лишь несколько слов, которые сохранила для нас история: «Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре — жизнь или смерть, — но что бы вы в нем ни провозгласили, — я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (при этом митрополит широко перекрестился) и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за всё...» Это были его последние слова, произнесенные им публично. 5 июля 1922 года трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин был расстрелян на окраине Петрограда. Вместе с ним мученическую кончину приняли архимандрит Сергий (Шеин), профессор Петроградского университета Юрий Новицкий и юрисконсульт Александро-Невской Лавры Иван Ковшаров.
*** По словам митрополита Омского и Таврического Владимира, «в юные годы мы часто мечтаем о том, чтобы совершить великие подвиги. Но кто знает, как поведет себя каждый из нас, если жизнь действительно потребует от него настоящего мужества? Вот так и юный Василий, сын священника из далекого северного села, ставший впоследствии митрополитом Петроградским, мечтал о подвигах благочестия, которые совершали во славу Божию древние богатыри духа. Ему довелось дожить до перемены времен: открылась возможность терпеть ради Христа и от своих и от чужих. Он оказался достоин своей детской мечты, переборол унижения, страдания и страх смерти, засвидетельствовав для нас своих потомков: «трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога». Об этом свидетельствует житие священномученика Вениамина, представленное на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!