У книжной полки. 12 января

12 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Духовный алфавит старца Паисия Святогорца.

 

Преподобный Паисий Святогорец, причисленный к лику святых 13 января 2015 года, - один из самых ярких и неординарных духовных писателей второй половины 20 века, известный и почитаемый во всем православном мире. Его наставления, составившие пятитомное издание, написаны простым, образным языком, подчас с юмором, но проникнуты подлинно святоотеческим духом и содержат важнейшие духовные истины. Из пятитомного издания «Слов» преподобного отца Паисия редакцией издательства Ковчег были выбраны его отдельные советы и наставления, которые составили сборник под названием - «Духовный алфавит старца Паисия Святогорца». Поучения в нем расположены по алфавиту и раскрывают различные вопросы: административные и житейские, духовные и общественные, церковные и национальные и многие-многие другие. Подробнее об этой книге и ее авторе – далее в нашей программе. ***

По словам издателей, блаженный старец Паисий Святогорец после своей кончины в июле 1994 года оставил миру духовное наследие - свои поучения. Простой монах, получивший лишь школьное образование, но с избытком наделенный Божественной мудростью, он воистину без остатка растратил себя ради ближнего. Его поучения не были отвлеченным проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию сам, и советы его проистекали из его собственной жизни, главным содержанием которой была любовь - к Творцу и всему Его творению. Встречаясь с людьми - такими непохожими друг на друга, - старец Паисий не просто терпеливо выслушивал то, что они ему поверяли. С присущими ему простотой и рассуждением он проникал в самую глубину их сердец. Их боль, их тревогу, их трудности старец делал своими. И тогда, неприметным образом, происходило чудо - изменение человека. «Бог, - говорил о. Паисий, - творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека».

В предисловии книги читатели найдут краткое житие святого, в котором говорится следующее. «Старец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, был десятым ребенком в семье. Святой Арсений Каппадокийский, крестивший младенца, дал ему свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Спасаясь от турецких гонений, семья вскоре переехала в Грецию. Детство Арсения прошло в городе Конице. Здесь он успешно окончил школу и работал плотником, желая и в этом подражать Христу. В 1945 году его призвали в армию, где он проявил незау­рядное мужество. Много раз во время боев он занимал на передовой место своих семейных солдат-сослуживцев, говоря: «Вас ждут жены и дети, а я свободен». Уволившись из армии в 1949 году, он сразу же ушел на Святую Гору Афон» (с.4). Так началась его подвижническая жизнь.

Как отмечают издатели, «сорок пять лет он провел в суровых подвигах в монастырях Афона, Коницы и Святой Горы Синай. Всецело вручив себя Христу, монах желал пребывать в безвестности, но промысел Божий явил его людям. Тысячи паломников приходили к благодатному старцу и обретали руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам. Несмотря на постоянно преследовавшие его тяжкие болезни, ежедневно от восхода до заката старец Паисий наставлял, утешал, решал людские проблемы, наполнял сердца верой, надеждой и любовью к Богу. Ночами, когда поток паломников иссякал, он молился и читал письма, приходившие в огромном количестве, и лишь на рассвете отдыхал два-три часа, чтобы восстановить силы перед новым днем. Для всей православной Греции - и не только для Греции - старец стал духовной опорой, целителем множества людских душ» (с.5).

В октябре 1993 года старец приехал в основанный им женский монастырь святого Иоанна Богослова в селении Суроти, неподалеку от Салоник. С самых первых дней существования монастыря сестры относились к словам своего духовного наставника как к «глаголам жизни вечной» и осознавали, что они являются теми исходными и непреложными истинами, на которых должна строиться повседневная монашеская жизнь. Поэтому, боясь забыть то, что говорил старец, сестры спешили записывать его слова, с тем, чтобы в будущем использовать их как надежный канон иноческой жизни. Старец духовно окормлял женскую обитель святого Иоанна Богослова 28 лет. Все эти годы сестры записывали его слова: во время собраний всей монастырской общины, а также во время заседаний Духовного Собора монастыря, на которых он присутствовал.

Обычно общение строилось в форме его ответов на вопросы монахинь. Впоследствии игуменья обители монахиня Филофея вспоминала: «Во время общих монастырских собраний, кроме вопросов, которые задавали сестры, поводом для того, чтобы Старец начинал говорить на какую-то тему, могло стать что угодно: гул летящего самолета, шум мотора, пение птицы, скрип двери, случайно брошенное кем-то слово, - Старец из всего умел извлекать пользу для души. Любая мелочь и пустяк могли стать поводом для долгого разговора на серьезную тему. Он говорил: «Я все использую для связи с горним, с Небом. Знаете, какую духовную прибыль и духовный опыт приобретает человек, если он духовно работает над всем тем, что встречается ему на пути?» «Благий Бог, прежде всего, заботится о нашей будущей жизни и [только] потом - о жизни земной», - говорил Старец. Сам он, общаясь с людьми, имел ту же самую цель: помогая человеку познать волю Божию и соединиться со своим Творцом, отец Паисий готовил его к Небесному Царствию».

И вот что, в частности, говорил святой старец о спасении души. «Человеку совсем не трудно достичь спасения души, стоит только этого захотеть и призвать на помощь Господа. И Бог, желая спасти того, кто ищет Его помощи, без промедления пошлет Сына Своего или какого-то святого, чтобы спасти даже и одного человека. Делу спасения очень помогают доброе расположение и любовь. Бесам чужда любовь, и поэтому приверженцы сатаны в свое время уничтожат друг друга, ибо между ними нет единства любви. Господь милостив, Он всем нам желает спасения. Если бы спастись могли только немногие, то зачем было Христу принимать крестную смерть? Врата рая не узки, они широко открыты для всех людей, смиренно склоняющих голову, для тех, кого не распирает гордость. Только бы они покаялись, отдали Господу бремя своих грехов, и тогда они беспрепятственно войдут в эти врата.

К тому же у нас есть некоторое оправдание: мы не состоим, как Ангелы, из одного только духа, мы взяты от земли. Однако у нас не будет никаких смягчающих вину обстоятельств, если мы не покаемся и со смирением не приблизимся к нашему Спасителю. Наше спасение иногда зависит не от минуты, а от мгновения. Разбойник на кресте только сказал «помилуй мя» и вошел в рай. Смирением человек спасается, возгордившись, может потерять все. Люди, которые не заботятся о спасении своей души, потребности которых полностью удовлетворяет мир материальный, похожи на глупых птенцов, которые сидят в яйце и даже не пытаются разбить скорлупу, выбраться на волю и порадоваться солнышку — воспарению к небесам, в райские обители, — и так и погибают без движения внутри скорлупы» (с.384).

Но, как отмечает старец Паисий, «современные люди измотаны, они очумели и дошли до полного помрачения от своих гре­хов и себялюбия». Именно поэтому, по мнению святого отца, нам «теперь больше чем когда-либо необходимы хорошие и опытные духовники, которые отнесутся к своим чадам с нелицемерной любовью и искренностью и бу­дут руководить ими мудро, чтобы души их об­рели покой. Если не будет хороших духовных наставников, то храмы будут пустовать, зато переполнятся больницы, психиатрические за­ведения и тюрьмы. Людям нужно понять, что причина их страданий в оторванности от Бога. Они должны смиренно покаяться и исповедать свои грехи. А задача духовного отца — исце­лить человеческую душу. Не бывает врача луч­шего, чем мудрый духовник, чистая жизнь ко­торого располагает к доверию. Он без всяких лекарственных средств — одной благодатью Божией — исцеляет тела и души, изгоняя вну­шенные диаволом помыслы. Просвещаемый Святым Духом, духовный пастырь понимает, в каком состоянии находится человек, и может наставить его на верный путь» (с.119). Таким мудрым духовным пастырем был и сам прп. Паисий Святогорец, советы которого и нам помогут обрести верную дорогу к Богу.

 

*** Духовное наследие старца Паисия продолжает приносить неоценимую пользу страждущим душам современных людей, которым с такой болью и любовью отдал всю свою жизнь блаженный старец. Скопившиеся за 28 лет записи, а также письма схимонаха Паисия, были систематизированы после его кончины, и стали основой для полного собрания «Слов старца Паисия Святогорца». В книге «Духовный алфавит» эти материалы представлены более сжато, но от этого они не теряют своей ценности и актуальности. Выдающийся подвижник и чуткий пастырь прошлого столетия излагает и поясняет, что есть благоговение, что такое вера, страсти, покаяние, Божественный промысл и т.д. Отвечает он и на простые будничные вопросы. Поэтому и новоначальный, и человек, давно следующий христианским путем, найдёт для себя много важного и полезного в этой книге. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы