У книжной полки. 12 сентября

12 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Л.В. Филимонова. Святой Александр.

 

12 сентября Православная Церковь чтит память двух святых с именем Александр. Это – святой князь Александр Невский и преподобный Александр Свирский. Во время своей земной жизни святой князь Александр был выдающимся политиком и одним из крупнейших государственных деятелей переломной эпохи в истории России, воином-молитвенником, подвижником и строителем земли Русской. Он стал общенациональным святым, «небесным заступником», покровителем Санкт-Петербурга и Российской империи. Преподобный Александр Свирский, единственный из новозаветных святых удостоился явления Святой Троицы, один из немногих был канонизирован вскоре после своей праведной кончины и его мощи вот уже около 500 лет пребывают совершенно нетленны. Жития этих святых и их деяния представлены на страницах книги «Святой Александр», которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

В этой книге собраны жития святых, носивших имя Александр и оставивших свой славный след в истории Руси. Как отмечают издатели, святые Александры ранних веков христианства – это в основном мученики, которые пострадали за исповедание Христа. О многих из них, кроме имени, история сохранила весьма скупые сведения. Так, например, известно, что по повелению императора Адриана 3 мая 119 года был заживо сожжен священномученик Александр, папа Римский. При императоре Аврелиане пострадал за Христа священномученик Александр, иерей в Сиде. В Адрианополе в III веке умерщвлен за исповедание Христа епископ Александр. При императоре Максимиане Галерии был подвергнут жестоким истязаниям, а затем обезглавлен пресвитер Александр в городе Пидне, недалеко от Солуни, обративший своей проповедью многих язычников в хри­стианство. Был приговорен к сожжению и один из воинов императора Юлиана Отступника, по имени Александр, объявивший, что он уверовал во Христа.

О других святых, живших в первые века христианства, известно немного больше. О них издатели рассказывают в предисловии книги. В частности, святитель Александр, епископ Команский, жил в III веке недалеко от Неокесарии. Приняв на себя подвиг юродства, святой жил в бедности, занимаясь продажей угля на городской площади. Многие относились к нему с презрением. Когда в Комане умер епископ, то святитель Григорий Неокесарийский, приглашенный для посвящения избранника, указал, что епископ должен иметь, прежде всего, чистое сердце и святую жизнь. Эти слова вызвали у некоторых усмешку: «Если не смотреть на внешний вид и благородство происхождения, то и Александр-угольщик может быть поставлен епископом».

Святитель Григорий, подумал, что не без Промысла Божия был упомянут этот человек, и просил вызвать его. В ходе беседы со святителем угольщик вынужден был открыть, что он прежде был философом, но ради Бога принял на себя добровольную нищету и смирение. Святой Григорий начал при всех предлагать ему вопросы из Священного Писания, на которые святой Александр отвечал как знающий и мудрый пастырь. Увидев это, присутствовавшие удивились его смирению и единодушно избрали Александра епископом. При гонениях святой мужественно исповедал Христа, отказавшись поклониться идолам. После мучений его бросили в огонь, и там он преставился к Богу.

Следующий пример - Святейший Патриарх Александр, которого Церковь за великие заслуги именует равноапо­стольным, жил при императоре Константине. При нем христиане могли открыто испове­довать свою веру, однако появилось немало еретиков, искажавших учение Церкви. Свя­тейшему Патриарху Александру приходилось бороться и с арианами, и с язычниками. Од­нажды в споре с языческим философом свя­титель сказал ему: «Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать!», и язычник внезапно сделался немым. Когда же он выразил знаками признание в заблуж­дении и убеждение в правоте христианского учения, то речь вернулась к нему, и он уверовал во Христа со многими другими философами-язычниками. По молитве святителя был наказан и еретик Арий. Святейший Патриарх Александр, много потрудив­шись, скончался в 98 лет в 340 году.

Еще один пример богоугодной жизни раскрывает нам житие преподобного Александра, первоначальника обители «неусыпающих». Родился он в Азии и получил образование в Константинополе. Состоял некоторое время на военной службе, потом оставил мир, принял пострижение в одной из пустынных сирийских обителей близ Антиохии. Четыре года провел в строгом послушании и иноческих подвигах, затем семь лет подвизался в пустыне. После вышел на проповедь язычникам. Утвердив их в вере, преподобный Александр опять ушел в пустыню и жил там несколько лет в полном одиночестве, пока к нему не стали стекаться любители безмолвия. В результате, возник монастырь, в котором был введен следующий порядок: все иноки были разделены на 24 молитвенные стражи. Сменяясь каждый час, они день и ночь пели на два лика псалмы Давида, прерываясь лишь на время совершения богослужения. Обитель получила наименование «неусыпающих», потому что подвижники круглосуточно песнословили Бога. Умер святой Александр в глубокой старости около 430 года, после 50 лет непрерывных иноческих подвигов.

Нельзя не сказать и несколько слов о прп. Александре Свирском. Обратившись к его житию, мы узнаем, что родился святой в крестьянской семье и в крещении был наречен Амосом, в честь древнего пророка. С юных лет мечтал о монашестве, и мечты эти стали целью, когда юноша встретил иноков Валаамского монастыря. Тайно оставив родительский дом, Амос отправился на Валаам. По пути на «Северный Афон» он удостоился дивного видения, которое указало ему на место будущей Александро-Свирской обители. Пребывая на Валааме, святой понял, что его призванием является пустынножительство, поэтому после пострига удалился на уединённый остров Ладожского озера, впоследствии названный Святым. Далеко разнеслась слава о его подвигах. И желая избегнуть людской молвы, прп. Александр хотел удалиться еще дальше. Но по воле Божией он должен был вернуться на «прежде указанное ему место», а именно в Свирские леса. На берегу Свирского озера святой несколько лет жил в абсолютном одиночестве, безмолвии и строжайшем подвижничестве. И лишь благодаря чуду, которое сотворил Господь, преподобный отец был явлен миру.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и подвижник увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Из уст Их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти». И тотчас святой подвижник увидел Господа Иисуса Христа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви, это Божественное нисхождение известно, как единственное.

После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь". И потом обратился к преподобному: "Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца и Сына и Святого Духа, Нераздельной Троицы". И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим. В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы, а в 1526 году на ее месте был воздвигнут каменный храм. И до наших дней, как пишут издатели, на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к Своим людям.

 

*** Как отмечают издатели книги, первым русским святым с именем Александр был князь Александр Невский. Его имя стоит в ряду тех святых, имена которых никогда не забываются. Чем дальше, тем ярче и светлее становится в памяти потомков его нравственный облик, являя собой образец жертвенного служения Богу, своему Отечеству и ближнему. Имя святого благоверного князя Александра Невского носили три русских благочестивых императора и полководец-христианин Суворов. В сонм святых Русской Церкви вошли преподобные Александр Свирский, Александр Вологодский, Александр Ошевенский, Александр Вочский. Молитва­ми этих иноков, по слову святителя Димитрия Ростовского, Господь содержит мир сей. И о них рассказывает эта книга.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы