У книжной полки. 12 октября

12 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Н.С. Алеева, Т.И. Лашук. Стрела, запущенная в вечность.

 

О русских женщинах, их кротости, мудрости, преданности, любви и вере веками слагались стихи, предания и легенды... Первой упомянем святую равноапостольную княгиню Ольгу, которая ста­ла духовной матерью русского народа. Через нее началось просвещение людей светом Христовой веры. Впоследствии святую Ольгу назовут Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший ос­нованием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Прославлены в веках и другие святые жены: преподобная Евфросиння Московская, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна, блаженные Ксения Петербургская, Матрона Московская и многие подвижницы благочестия. А предшественницами святых русских жен были мученицы Варвара, Дария, Наталия и другие святые девы, о которых рассказывается в книге «Стрела, запущенная в вечность». Эта книга вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

В этой книге представлены рассказы двух писательниц, которые посвящены как прославленным святым девам и женам, а также благочестивым супругам великих людей: поэтов, писателей, государственных деятелей, оставивших после себя неувядающую память в сердцах современников и последующих поколениях. Первую часть книги, с названием - «Цветы, которые цветут вечно», автор Наталия Сергеевна Алеева предваряет такими словами: «Мы привыкли к фразе, что человеку необходимо в жизни посадить де­рево, построить дом, вырастить ребёнка. Но редко задумываемся, что эта аксиома зыбка и малоубедительна как цель, пото­му что о каждом из нас есть Промысл Бо­жий, который следовало бы понять и при­нять. А любые действия на земле — лишь ступени, приводящие к осознанию: «Зачем я призван в этот мир?»»

Как отмечает автор, «рано или поздно каждый человек оказы­вается перед поиском ответа на этот вопрос. Но одному он открывается в последние секунды его земного бытия, другой чело­век нечто ведает уже с детства. Третий же, предчувствуя тайну, ищет ответ всю жизнь. У каждого свой путь, и тайна призвания че­ловека к жизни на земле велика. Решение её индивидуально и открывается только в духовном возрастании наедине с собой. Некий мудрец заметил: «Человек — это не факт, а только возможность». Один же из учителей Церкви утверждал, что «прежде чем стать святым, надо стать человеком». Так что же за создание такое человек и для чего проходим мы на земле жизненные испытания? Если обратиться к истоку человеческой истории, то из Библии мы знаем, что человек создан по образу и подобию Божию, что он триедин и состоит из тела, души и духа. Что такое тело, мы ещё представляем. Намного меньше знаем о душе. О третьей же ипо­стаси — духе мы задумываемся ещё мень­ше, хотя дух — это и есть Божие подобие в человеке. И дух необходимо взращивать на протяжении всей своей земной жизни, ибо он — связь человека с Творцом. И если образ Божий дан нам от природы, то к по­добию Божию человек может лишь при­близиться, когда по своей воле среди су­еты и повседневных забот станет жить по закону Божию и сумеет осуществить за­мысел Создателя о себе.

До нас сонмы людей жили на земле. Но, к сожалению, мы редко помним даже сво­их прямых предков дальше третьего поко­ления. Знаем ещё как-то бабушек-дедушек, а кто был их бабушками-дедушками, не ве­даем. Но память народа сохраняет в веках имена тех, кто так или иначе послужил Оте­честву и даже целому миру. Одни имена сияют совершёнными подвигами, а другие оказались сопричастниками великих собы­тий. Третьи были вдохновителями или муза­ми героев своего времени. Но особенно цен­ны те, кто, познав главный вопрос жизни: для чего призван я на эту землю, стали духовны­ми поводырями человечества. Среди таких избранников было немало женщин. Память о них светоносна, потому что, вникая в их истории, мы начинаем внимательней отно­ситься к своей жизни. Учимся, чтобы окру­жающие события не проходили мимо нашего сердца, и чтобы мы не просто избывали даро­ванное нам время, но познавали суть явлений.

Под По­кровом Божией Матери — Пресвятой земной Женщины — множество жён разных времён и народов сумели стать выдающи­мися личностями и даже войти в лик свя­тых. Святость — это не только память, это и надежда на будущее. В красоте подобного идеала — верность человеческому достоин­ству, что не зависит ни от времени, ни от национальной принадлежности. Бог всех нас вызвал из небытия. И каж­дый человек для Него неповторим и при­зван к какому-то делу. Но чтобы стать со-творцом Господа в этом мире, необходимо быть Христовым воином». Такими воинами Христовыми были совсем еще юные мученицы Вера, Надежда и Любовь, а также мать девочек София, их житие открывает это издание. Возлюбили Христа и мужественно выдержали выпавшие им испытания – мученицы Варвара, Дария, Наталия, и укрепляемые силой Божией, были непобедимы в исповедании истинной веры. Светом Христовым просветила русский народ святая равноапостольная Ольга, а святые Елизавета Федоровна и инокиня Варвара своим милосердием возрождали в сердцах оступившихся и потерявших веру людей любовь к Богу.

Даже в последние часы своей жизни они не прекращали творить дела милосердия. Как известно, что в ночь на 18 июля 1918 года, в день па­мяти преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню Елизавету Фёдоровну вместе с другими членами императорского дома и келейницей Варварой тайно привез­ли к заброшенному руднику в восемнадцати километрах от Алапаевска. Выбрав одну из шахт глубиной в шестьдесят метров, палачи стали сталкивать в неё свои жертвы. Первой столкнули Елизавету Фёдо­ровну. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Потом сбросили остальных. Ког­да все жертвы уже были в шахте, чекисты стали бросать туда ручные гранаты. Ели­завета Фёдоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глуби­не пятнадцати метров. Рядом с ней нашли тело князя Иоанна Константиновича с пе­ревязанной головой. Страдая сама от тяжелейших переломов и ушибов, она старалась облегчать страдания ближнего. Пальцы правых рук великой княгини и инокини Варвары были сложе­ны для крестного знамения.

Скончались казнённые в тяжелейших мучениях от ран, жажды и голода. Местные жители говорили, что несколь­ко дней из глубин шахты всё тише и тише слышалось пение Херувимской песни — так встречали свой последний час те, кто был уже погребён заживо. Когда Белая армия адмирала Колчака заняла этот район, началось расследова­ние злодеяний большевиков. Тела убиенных, спустя три месяца после их мученической смерти, были подняты из шахты 11 октября. Затем почти три года останки Елизаветы Фёдоровны и её верной келейницы Варвары не могли обрести сво­его последнего пристанища. Через Дальний Восток, Пекин, Шанхай и Порт-Саид мощи наконец попали в Иерусалим, где они находятся до сих пор. Русские па­ломники, приезжающие в Иерусалим, что­бы поклониться Гробу Господню и другим великим святыням, идут в храм святой Ма­рии Магдалины и со словами: «Святые преподобномученицы великая княгиня Ели­завета и инокиня Варвара, молите Бога о нас», — склоняются перед ними в молит­вах, прося помощи и защиты. А в прошлом году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в месяцеслов была внесена новая памятная дата - день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, который праздновался вчера - 11 октября. 

Так Господь прославляет своих верных воинов, которые служат Ему своими делами, своей любовью и преданностью даже до смерти. И на этом пути Спасителя, по словам автора, пре­жде всего интересует, в каком состоянии на­ходится наша бессмертная душа. А «Женская душа должна в тени све­титься...» — так утверждала в своих стихах известная в девятнадцатом веке русская поэтесса Евдокия Ростопчина. Этот афоризм может служить эпиграфом к повествованию о незаурядных личностях и судьбах героинь, о которых говорится во второй части книги «Свете Тихий». Автор рассказов - Татьяна Игоревна Лашук. По словам писательницы, одни име­на широко известны читателю, другие незаслуженно скрыты под покровом времени. Эти женщины были супругами правителей, гениев, выдающихся политиков и мецена­тов, но в своей семейной жизни в полной мере реализовали значение своей личности через традиционные роли жены, матери, хранительницы малой церкви — семьи. Верность, жертвенность, любовь и глубо­кая личная вера помогали преодолевать им трудности, невзгоды и искушения.

Так, Анна Византийская вынуждена была переломить свою гордыню, чтобы выйти замуж за русского князя Владимира, ко­торый в восприятии византийского двора считался ниже её по социальному стату­су. Анастасия Романова всю жизнь боро­лась с гневливостью своего грозного мужа, противопоставляя его подозрительно­му и вспыльчивому нраву свою кротость и рассудительность. Княгиня Наталья Дол­горукая добровольно разделила со своим супругом ссылку и противостояла иску­шению уныния. Талантливая актриса и пе­вица Прасковья Жемчугова, крепостная крестьянка по рождению, стала супругой знатного аристократа и страдала от под­тачивающей её силы зависти окружения. Наталью Пушкину пожизненно и даже после смерти преследовала клевета. Злые языки обвиняли её в причине всем извест­ной трагической дуэли. Преодолевать рану духовного раскола и хранить верность своим христианским убеждениям в условиях весьма непростой супружеской жизни с великим писателем пришлось Софье Толстой. Тяжёлые траги­ческие испытания, потери и скитания при­шлось испытать Ольге Столыпиной после такого недолгого безоблачного семейного счастья. О непростых судьбах этих женщин и говорится во второй части книги.

 

*** Святым женам Руси посвятил свое стихотворение, известный современный писатель и поэт монах Варнава (Санин). Фрагментом этого стихотворения мы и завершим нашу сегодняшнюю программу:

 

Держа светильники зажжены,
Шли до конца на Божий глас
Святой Руси святые жены,
С икон глядящие на нас.
Равноапостольная Ольга –
Первоугодница еси,
Монахини, княжны... О, сколько
Святых заступниц на Руси!

 

Какие бури и метели -
Людскую зависть, гнев и злость
Им, о душе, а не о теле
Радевшим, потерпетъ пришлось!
В духовной битве пораженный
Враг отступал от них не раз.
Святой Руси святые жены,
Молите Господа о нас! 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы