У книжной полки. 12 августа

12 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Иеромонах Серафим Роуз. Душа после смерти.

 

Очень часто поиск веры начинается с того, что человек задумывается о смерти. Первый раз это происходит в самом юном возрасте. Когда ребенку исполняется три-четыре года, он приходит в недоумение: а что с ним будет потом? Начинает спрашивать у взрослых, но обычно ему никакого ответа не дают, и этот вопрос потом забывается, маленький человек перестает об этом думать. Но потом этот вопрос вновь встает перед взрослеющим человеком. В 12-летнем возрасте он вдруг начинает осознавать, что однажды умрет, и, не зная, что его ждет после смерти, он начинает ее бояться. А вдруг там просто кромешная тьма и больше ничего. В юном возрасте задумался над этим таинственным вопросом и мальчик Юджин Роуз, ставший впоследствии монахом, известным всему миру под именем Серафим. Его книгу мы сегодня и предлагаем вашему вниманию. Она называется - «Душа после смерти». ***

Прежде чем начать обзор этой книги, давайте познакомимся с ее автором. Замечательный американский православный подвижник иеромонах Серафим (в миру Юджин) Роуз родился 12 августа 1934 года в Калифорнии, в курортном городке Сан-Диего, и рос в типичной американской протестантской семье. Еще в детстве он обращал на себя внимание учителей своей чрезвычайной одаренностью. Его поиски истины начались уже в раннем возрасте. Однажды мать, видя, как старательно он занимается в школе, сказала: «Когда-нибудь ты станешь толковым человеком». Юджин ответил: «Я не хочу быть толковым. Я хочу быть мудрым». Не принимая идеалов своих сверстников, развлекавшихся на вечеринках, разъезжавших на спортивных машинах, он бродил в одиночестве по заросшему лесом каньону, терзаясь вопросами: что есть жизнь и где его место в ней? Ощущение своей неадекватности миру причиняло ему жестокие страдания. И чем старше он становился, тем напряженнее исследовал саму природу своего существа.

Окончив школу с отличием, в 1952 году он поступил в колледж в Помоне, недалеко от Лос-Анджелеса. К тому времени Юджина перестает удовлетворять тот вариант христианства, который предлагает протестантизм. Он чужд прагматичному и самодовольному миру, в котором вырос, подсознательно ощущает, что учение этого мира о Боге слишком выхолощено. Он не мог согласиться с тем, что христианство призвано только лишь утешать в житейских неудачах людей, живущих плотской жизнью и не заботящихся о стяжании Царствия Небесного. Ему хотелось, как писал он позднее, «найти мир непреходящий, лежащий глубже повседневных забот». В поисках истины он стал изучать западную философию, но и там не нашел ответа на мучившие его вопросы. И тогда юноша обращается к Востоку.

В 1956 году, по окончании колледжа, Юджин поступает в академию в Сан-Франциско для изучения Азии, а еще через полтора года в Калифорнийский университет в Беркли. Там он изучает многие восточные религии. В состоянии неутолимой духовной жажды юноша приходит в русскую православную церковь в Сан-Франциско. Произошло это в Великую Пятницу на Страстной неделе. Один из друзей Юджина, специализировавшийся на восточном христианстве, посоветовал ему посетить православное богослужение. Спустя много лет отец Серафим вспоминал: «Когда я впервые переступил порог православного храма, я ощутил то, чего не ощущал ни в одном буддийском или западном храме. Мое сердце говорило мне, что это мой дом и что мои искания закончены». Так он нашел Бога. Юджин стал посещать православные богослужения, учить русский язык, читать книги о Православии. Вскоре он ощутил внутреннюю необходимость давать выход переполнявшим его чувствам. Он начал писать.

В 1961 году, завершив подготовку диссертации на звание бакалавра и, несмотря на то, что в университете ему прочили блестящую карьеру, он решил оставить учебу на время, необходимое для написания книги - исследования духовного состояния современного человека. В том же году Юд­жин серьезно заболел. Врачи нашли его болезнь неизлечимой и предсказывали близкую смерть. Физические страдания усугуб­лялись мыслью о том, что он не успел свершить своего предназ­начения. Юджин горячо молился Богородице - и выздоровел. Окончательно осознав, что хочет стать православным, он 25 фев­раля 1962 года был принят в лоно Православной Церкви. История основанного им Братства преподобного Германа Аляскинского, целью которого было распространение подлинного Православия среди американцев, стала в большой степени жизнеописанием отца Серафима. В 1969 году в Платине он организовал монастырь, став позднее духовником братии. В 1970 году был пострижен в монашество и назван в честь прп. Серафима Саровского. В 1977 году был рукоположен в иеромонаха. Отошел ко Господу 2 сентября 1982 года.

Книга иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти» выдержала много изданий, но читательский интерес к ней не ослабевает. Она объясняет современные «посмертные» опыты в свете православного учения о жизни после смерти. Как говорится в предисловии, эта книга имеет двоякую цель: во-первых, с точки зрения православного христианского учения о загробной жизни, дать объяснение современных «посмертных» опытов, возбудивших такой интерес в некоторых религиозных и научных кругах; во-вторых, привести основные источники и тексты, содержащие православное учение о загробной жизни. Если ныне это учение так плохо понимают, то это во многом следствие того, что в наши «просвещенные» времена эти тексты находятся в забвении и совсем «вышли из моды». Автор попытался сделать эти тексты более понятными и доступными современному читателю.

Предлагая свой труд на суд читателя, отец Серафим предполагал, что изложенное в нем православное учение подвергнется критике со стороны некоторых лиц, как слишком простое и наивное, чтобы в него мог поверить человек ХХ века. Поэтому он подчеркивает, что это учение есть не учение нескольких изолированных или нетипичных учителей Православной Церкви. Это учение, которое Православная Церковь Христова предложила с самого начала, которое изложено в бесчисленных святоотеческих творениях, в житиях святых и богослужениях Православной Церкви, и которое Церковь непрерывно передает вплоть до наших дней. «Простота» этого учения, - говорит автор, – это простота самой истины, которая – будь она выражена в том или ином учении Церкви – оказывается освежающим источником ясности среди путаницы, вызванной в современных умах различными заблуждениями и пустыми спекуляциями последних столетий.

Основным источником вдохновения при написании этой книги послужили труды епископа Игнатия (Брянчанинова). Святитель был, по мнению автора, первым крупным русским православным богословом, непосредственно занимавшимся именно той проблемой, которая встала так остро в наши дни. А именно: как сохранить подлинное христианское предание и учение в мире, который стал совершенно чужд православию и стремится или к тому, чтобы опровергнуть и отбросить его, или перетолковать его таким образом, чтобы оно стало совместимо с мирским образом жизни и мышления. Вооруженный знанием как православного богословия, так и светских наук, святитель Игнатий посвятил свою жизнь защите чистоты православия и разоблачению современных уклонений от него. А один том собрания его сочинений специально посвящен церковному учению о загробной жизни, которое он защищал против римско-католических и других современных искажений.

Именно из этого тома главным образом и взял автор для своей книги обсуждение таких вопросов, как мытарства и явления духов, – учений, которые по ряду причин современный ум не может принять, но настаивает на их перетолковании или полном отвержении. Кроме того, отец Серафим использовал труды святителей Феофана Затворника и Иоанна (Максимовича). Помимо православных источников и толкований, автор также широко рассмотрел современную ему неправославную литературу о «посмертных» явлениях, а также ряд оккультных текстов по этому вопросу. В этом он следовал примеру святителя Игнатия, который излагал лжеучения настолько полно и беспристрастно, насколько это нужно было для разоблачения его ложности, чтобы православные христиане не соблазнялись им. Главная цель такого рассмотрения - дать настолько детальное противопоставление, насколько нужно, чтобы показать полное различие между православным учением и опытом православных святых, с одной стороны, и оккультным учением и современными опытами, – с другой.

Таким образом, в своей книге отец Серафим написал об отличии истинного духовного знания от состояний, переживаемых оккультистами, о духах злобы, с которыми многие современные люди вступают в контакт, сами того не подозревая. Книгу пронизывает настойчивая авторская мысль о духовной битве, происходящей на земле в душе каждого человека, где ставка - его вечная жизнь, а единственный путь спасения - исполнение заповедей Божьих. Многочисленные переиздания в России книги иеромонаха Серафима (Роуза) свидетельствуют о том, что труд этого американского подвижника актуален в России, подвергшейся нашествию различных «лжеименных знаний». И конечно, эта книга представляет собой бесконечно глубокое и полезное чтение, рассказывающее о посмертной участи души.

 

*** Данная книга, по словам автора, ни в коем случае не претендует на исчерпывающее изложение православного учения о загробной жизни, это лишь введение в него. Однако на самом деле не существует полного учения по этому вопросу, как нет и православных экспертов в этой области. Мы, живущие на земле, вряд ли можем даже начать постижение реальности духовного мира, пока сами не будем там обитать. Но православные источники дают нам основной очерк этого учения, достаточный, чтобы побудить нас к тому, чтобы начать борьбу за достижение цели христианской жизни – Царствия Небесного, и избежать бесовских ловушек, которые враг нашего спасения расставляет на пути христианской борьбы. Потусторонний мир реальнее и ближе, чем мы обычно думаем, а путь к нему открывается нам через жизнь духовного подвига и молитвы, которую Церковь дала нам как средство спасения. Эта книга посвящена и адресована тем, кто хочет вести такую жизнь.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать