У книжной полки. 11 сентября

11 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Петр Добросельский. Размышления о цели и смысле земной жизни человека.

 

«Кто я? откуда и для чего являюсь на земле? Ка­кова вообще цель моего существования? Какова причина и цель моей земной жизни, этого стран­ствования, краткого в сравнении с вечностью, продолжительного и утомительного в отноше­нии к самому себе?» - эти вопросы, которые задавал сам себе святитель Игнатий Брянчанинов, на протяжении тысячелетий волнуют человечество. «Вопрос о жизни, о цели существования, — о том, как человеку жить, чтобы жить истинною жиз­нью, — поистине является альфой и омегой вся­кой философии и всякого религиозного учения», - утверждал Патриарх Сергий Страгородский. «Истинная же цель жизни нашей христианской, по словам прп. Серафима Саровского, состоит в стяжании Духа Святаго Божиего». Поиск ответов на извечную тему составили книгу, которая вышла в свет в Издательстве Оранта, в серии «Христианская ан­тропология и современность». Она называется - «Размышления о цели и смысле земной жизни человека». ***

В настоящей книге представлены различные аспекты важ­нейшей и основополагающей для человека извечной пробле­мы, над которой задумывается практически каждый из нас, — цели и смысла земной жизни. При этом данная проблема рассма­тривается, как с общей точки зрения, так и с точки зрения христи­анской антропологии. Подробно анализируется подход к понятиям «цель» и «смысл» жизни. Выявляются общие (одинаковые) и различ­ные аспекты цели жизни, свойственные разным мировоззрениям. Обосновывается грань, за которой начинаются принципиальные расхождения в осмыслении этих аспектов. Показываются особен­ности и психическая основа выбора цели жизни и раскрываются его логические и мистические стороны. Рассказывается о воз­можных источниках информации о загробной жизни, вера в ко­торую является определяющим критерием при выборе цели зем­ной жизни. Большое внимание уделено христианской точке зрения на цель жизни. Приведены необходи­мые пояснения к тексту и определения используемых терминов.

Как отмечает автор книги, Петр Добросельский, «актуальность выбранной темы, обусловле­на тем, что для человека нет ничего важнее, чем спасение, которое и является основной задачей Церкви Христовой. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16). Поскольку выбор цели земной жизни человека и определяет, куда он будет двигаться — к Богу (иначе говоря, к своему спасению) или от Него, — то именно этот выбор и приобретает для человека важнейшее и основополагающее значе­ние. Осознание цели жизни создает в человеке внутреннюю цельность, а также четкую и на­правленную доминанту. Иными словами, если человек осознает цель жизни, то и сама жизнь приобретает для него опре­деленный смысл, заключающийся в достижении цели. Это гармонизирует психические силы чело­века (разум, чувства, волю), создавая духовную на­правленность или духовную векторность.

Именно поэтому так важно выбрать правильную цель жиз­ни (поняв при этом ее логический и мистический аспекты), дающую человеку благодатную жизнь, как на земле, так и после телесной смерти. И тогда уже в жизни земной не будет места рабству стра­стям, которые могут стать для человека ложными и лукавыми богами, разрушающими душу и тело. Важность темы для самого широкого круга чи­тателей, а также большое количество публикаций, посвященных данному вопросу, в которых рассма­триваются его отдельные аспекты, определили и соответствующий комплексный подход к рассмо­трению темы. А именно с точки зрения библейской, свято­отеческой и научной антропологии, в том числе, — психологии, включая такие ее разделы, как общая психология, психология личности, логотерапия и другой предусматривающий анализ подхода к понятиям «цель» и «смысл жизни.

 В предисловии книги автор пишет: «В наше время, в связи с тяжелым наследством, оставленным длительным богоборческим и тотали­тарным периодом, духовность человека и ее развитие приобретает особую актуальность. Действительно, еще сильны устремления к ложным сокровищам, которые становятся для человека ложными и лука­выми богами. Речь идет о властолюбии, славолю­бии, сластолюбии, сребролюбии, — являющимися по христианским понятиям злейшими страстями, преградами на пути спасения человека и орудия­ми дьявола. Также следует отметить и лицеприятие (т. е. человекоутодничество или человекопоклонство для личной выгоды, включая лесть) и лицеме­рие (т. е. прикрытие своего поведения различными формами неискренности, включая притворную до­бродетель), которые весьма распространены в раз­личных сферах человеческой деятельности (11,13).

По мнению доктора медицинских наук, проф., иеромонаха Анатолия (Берестова): «Настоящее человечество ушло столь далеко от своего перво­источника — Бога и зашло в такой нравственный тупик, что, если не повернется к своему Первооб­разу, то ему грозит физическое и нравственное са­моуничтожение. Человечество в наше время стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность — распад духа, падение в бездну греха» (с. 14). В связи с этим, можно выделить два основных направления при выборе жизненного пути (два основных кредо). «Одно — и это у большинства,— брать от текущего дня все, что только можно взять для тела приятного, услаждающего. Культ тела, по­блажка персти, выраженная в извращенной фило­софии Эпикура: "Будем есть и пить, так как завтра умрем". — Это приятие жизни со дня грехопаде­ния Адама. С падением Адама утратило человече­ство богопросвещенный ум, "умный" ум, и все чаще и чаще принимает ложь за истину; утратило воспри­ятие истинной красоты, ибо извратило свои чувства и принимает безобразие за красоту; и воля устрем­лена часто к злу, принимая зло за добро или творя зло под личиною добра» (с.14). Такой ситуации способствует и растлевающее воздействие некоторых средств массовой информа­ции.

Также необходимо отметить, что для многих современных людей «главным являет­ся деловая жизнь, работа. «Деловые люди», говорит митро­полит Иларион (Алфеев), - это особое поколение людей XX века, для которых не существует ничего, кроме их собственной функции в каком-то «деле», бизнесе, поглощающем их пол­ностью и не оставляющем ни малейшего просвета или паузы, необходимой для того, чтобы услы­шать голос Бога» (с.15). При этом «чем спокойнее, чем более размерена и упорядочена внешняя жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже, по словам русского философа Семена Франка, душевная могила, в которой похоронен вопрос о смысле жизни» (с. 15). По мнению архим. Рафаила (Карелина): «Боль­шинство наших современников видит счастье в ма­териальном богатстве; для них деньги — эквивалент благополучия. Но могут ли деньги принести челове­ку действительную радость? Может ли он купить за деньги дружбу, преданность, способность быть лю­бимым и самому любить? <…>Еще никого богатство не делало лучше...» (с.16).

Вместе с этим, в сознании человека живет и по­нимание, и желание, и ожидание истинного, пре­красного и вечного. А в душе живет врожденное устремление к духовному и немеркнущему. По­этому, «среди шума и круговорота дел, событий, впечатлений, иногда люди слышат в своем сердце таинственный Божий зов. Этот зов не всегда созна­ется как исходящий от Бога, а воспринимается ино­гда в смутном чувстве некой неудовлетворенности, внутреннем беспокойстве и тоске. Душа человека томится суетой, хотела бы выбраться из тины греха, но, - отмечает владыка Иларион, не понимает ясно, куда ей идти». Ибо «не утрачена во всем человечестве и оконча­тельно тоска по мирам иным, воспоминание об Эде­ме, о богообщении; и суетный, перстный человек жаждет познания полной истины, ищет настоящей красоты, жаждет послужить подлинному добру. В минуту просветления ясно представляется перстная жизнь как смена обманчивых снов» (с. 16). Это и есть призыв ко второму направлению жизненного пути — пути к Богу.

К сожалению, пишет автор, данные стремления часто появляются в нас мирскими заботами и суетностью, а потребность в Боге удовлетворяется различными суррогатами. Все это резко увеличивает значение обсуждения извечных духовных тем. «Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы или, вернее, этот единый вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого человека. Добавим, что этот вопрос волнуют людей разных возрастов и мировоззрений: и только начинающих свой жизненный путь, и прошедших часть пути, и заканчивающих его. Ведь «человеческое сердце, по словам блж. Августина, не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществит смысл и цель жизни» (с. 17). Тем, кто пытается в этих вопросах, и посвящена настоящая книга.

 

*** Эта книга адресована широкому кругу читателей, пытающихся разобраться в одном из основопола­гающих и важнейших вопросов — цели и смысле земной жизни человека. Автор подробно рассматривает и обосновывает христианскую точку зрения, полагающую целью земной жизни христианина — вечное блаженство в соединении с Богом, а смыслом жизни — дости­жение этого блаженства или подготовку к жизни вечной. Большое количество святоотеческих цитат, приведенных в основном тексте книги, сносках и приложениях, способствует более полному рас­крытию данной темы. Мы надеемся, - говорят издатели, - что представляемая книга будет полезна и интересна для самой широкой аудито­рии, включающей и воцерковленного читателя, и только начинающих свой путь в духовном разви­тии, и специалистов в области богословия, филосо­фии, психологии, педагогики.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы