Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Петр Добросельский. Размышления о цели и смысле земной жизни человека.
«Кто я? откуда и для чего являюсь на земле? Какова вообще цель моего существования? Какова причина и цель моей земной жизни, этого странствования, краткого в сравнении с вечностью, продолжительного и утомительного в отношении к самому себе?» - эти вопросы, которые задавал сам себе святитель Игнатий Брянчанинов, на протяжении тысячелетий волнуют человечество. «Вопрос о жизни, о цели существования, — о том, как человеку жить, чтобы жить истинною жизнью, — поистине является альфой и омегой всякой философии и всякого религиозного учения», - утверждал Патриарх Сергий Страгородский. «Истинная же цель жизни нашей христианской, по словам прп. Серафима Саровского, состоит в стяжании Духа Святаго Божиего». Поиск ответов на извечную тему составили книгу, которая вышла в свет в Издательстве Оранта, в серии «Христианская антропология и современность». Она называется - «Размышления о цели и смысле земной жизни человека». ***
В настоящей книге представлены различные аспекты важнейшей и основополагающей для человека извечной проблемы, над которой задумывается практически каждый из нас, — цели и смысла земной жизни. При этом данная проблема рассматривается, как с общей точки зрения, так и с точки зрения христианской антропологии. Подробно анализируется подход к понятиям «цель» и «смысл» жизни. Выявляются общие (одинаковые) и различные аспекты цели жизни, свойственные разным мировоззрениям. Обосновывается грань, за которой начинаются принципиальные расхождения в осмыслении этих аспектов. Показываются особенности и психическая основа выбора цели жизни и раскрываются его логические и мистические стороны. Рассказывается о возможных источниках информации о загробной жизни, вера в которую является определяющим критерием при выборе цели земной жизни. Большое внимание уделено христианской точке зрения на цель жизни. Приведены необходимые пояснения к тексту и определения используемых терминов.
Как отмечает автор книги, Петр Добросельский, «актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что для человека нет ничего важнее, чем спасение, которое и является основной задачей Церкви Христовой. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16). Поскольку выбор цели земной жизни человека и определяет, куда он будет двигаться — к Богу (иначе говоря, к своему спасению) или от Него, — то именно этот выбор и приобретает для человека важнейшее и основополагающее значение. Осознание цели жизни создает в человеке внутреннюю цельность, а также четкую и направленную доминанту. Иными словами, если человек осознает цель жизни, то и сама жизнь приобретает для него определенный смысл, заключающийся в достижении цели. Это гармонизирует психические силы человека (разум, чувства, волю), создавая духовную направленность или духовную векторность.
Именно поэтому так важно выбрать правильную цель жизни (поняв при этом ее логический и мистический аспекты), дающую человеку благодатную жизнь, как на земле, так и после телесной смерти. И тогда уже в жизни земной не будет места рабству страстям, которые могут стать для человека ложными и лукавыми богами, разрушающими душу и тело. Важность темы для самого широкого круга читателей, а также большое количество публикаций, посвященных данному вопросу, в которых рассматриваются его отдельные аспекты, определили и соответствующий комплексный подход к рассмотрению темы. А именно с точки зрения библейской, святоотеческой и научной антропологии, в том числе, — психологии, включая такие ее разделы, как общая психология, психология личности, логотерапия и другой предусматривающий анализ подхода к понятиям «цель» и «смысл жизни.
В предисловии книги автор пишет: «В наше время, в связи с тяжелым наследством, оставленным длительным богоборческим и тоталитарным периодом, духовность человека и ее развитие приобретает особую актуальность. Действительно, еще сильны устремления к ложным сокровищам, которые становятся для человека ложными и лукавыми богами. Речь идет о властолюбии, славолюбии, сластолюбии, сребролюбии, — являющимися по христианским понятиям злейшими страстями, преградами на пути спасения человека и орудиями дьявола. Также следует отметить и лицеприятие (т. е. человекоутодничество или человекопоклонство для личной выгоды, включая лесть) и лицемерие (т. е. прикрытие своего поведения различными формами неискренности, включая притворную добродетель), которые весьма распространены в различных сферах человеческой деятельности (11,13).
По мнению доктора медицинских наук, проф., иеромонаха Анатолия (Берестова): «Настоящее человечество ушло столь далеко от своего первоисточника — Бога и зашло в такой нравственный тупик, что, если не повернется к своему Первообразу, то ему грозит физическое и нравственное самоуничтожение. Человечество в наше время стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность — распад духа, падение в бездну греха» (с. 14). В связи с этим, можно выделить два основных направления при выборе жизненного пути (два основных кредо). «Одно — и это у большинства,— брать от текущего дня все, что только можно взять для тела приятного, услаждающего. Культ тела, поблажка персти, выраженная в извращенной философии Эпикура: "Будем есть и пить, так как завтра умрем". — Это приятие жизни со дня грехопадения Адама. С падением Адама утратило человечество богопросвещенный ум, "умный" ум, и все чаще и чаще принимает ложь за истину; утратило восприятие истинной красоты, ибо извратило свои чувства и принимает безобразие за красоту; и воля устремлена часто к злу, принимая зло за добро или творя зло под личиною добра» (с.14). Такой ситуации способствует и растлевающее воздействие некоторых средств массовой информации.
Также необходимо отметить, что для многих современных людей «главным является деловая жизнь, работа. «Деловые люди», говорит митрополит Иларион (Алфеев), - это особое поколение людей XX века, для которых не существует ничего, кроме их собственной функции в каком-то «деле», бизнесе, поглощающем их полностью и не оставляющем ни малейшего просвета или паузы, необходимой для того, чтобы услышать голос Бога» (с.15). При этом «чем спокойнее, чем более размерена и упорядочена внешняя жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже, по словам русского философа Семена Франка, душевная могила, в которой похоронен вопрос о смысле жизни» (с. 15). По мнению архим. Рафаила (Карелина): «Большинство наших современников видит счастье в материальном богатстве; для них деньги — эквивалент благополучия. Но могут ли деньги принести человеку действительную радость? Может ли он купить за деньги дружбу, преданность, способность быть любимым и самому любить? <…>Еще никого богатство не делало лучше...» (с.16).
Вместе с этим, в сознании человека живет и понимание, и желание, и ожидание истинного, прекрасного и вечного. А в душе живет врожденное устремление к духовному и немеркнущему. Поэтому, «среди шума и круговорота дел, событий, впечатлений, иногда люди слышат в своем сердце таинственный Божий зов. Этот зов не всегда сознается как исходящий от Бога, а воспринимается иногда в смутном чувстве некой неудовлетворенности, внутреннем беспокойстве и тоске. Душа человека томится суетой, хотела бы выбраться из тины греха, но, - отмечает владыка Иларион, не понимает ясно, куда ей идти». Ибо «не утрачена во всем человечестве и окончательно тоска по мирам иным, воспоминание об Эдеме, о богообщении; и суетный, перстный человек жаждет познания полной истины, ищет настоящей красоты, жаждет послужить подлинному добру. В минуту просветления ясно представляется перстная жизнь как смена обманчивых снов» (с. 16). Это и есть призыв ко второму направлению жизненного пути — пути к Богу.
К сожалению, пишет автор, данные стремления часто появляются в нас мирскими заботами и суетностью, а потребность в Боге удовлетворяется различными суррогатами. Все это резко увеличивает значение обсуждения извечных духовных тем. «Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы или, вернее, этот единый вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого человека. Добавим, что этот вопрос волнуют людей разных возрастов и мировоззрений: и только начинающих свой жизненный путь, и прошедших часть пути, и заканчивающих его. Ведь «человеческое сердце, по словам блж. Августина, не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществит смысл и цель жизни» (с. 17). Тем, кто пытается в этих вопросах, и посвящена настоящая книга.
*** Эта книга адресована широкому кругу читателей, пытающихся разобраться в одном из основополагающих и важнейших вопросов — цели и смысле земной жизни человека. Автор подробно рассматривает и обосновывает христианскую точку зрения, полагающую целью земной жизни христианина — вечное блаженство в соединении с Богом, а смыслом жизни — достижение этого блаженства или подготовку к жизни вечной. Большое количество святоотеческих цитат, приведенных в основном тексте книги, сносках и приложениях, способствует более полному раскрытию данной темы. Мы надеемся, - говорят издатели, - что представляемая книга будет полезна и интересна для самой широкой аудитории, включающей и воцерковленного читателя, и только начинающих свой путь в духовном развитии, и специалистов в области богословия, философии, психологии, педагогики.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины, которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!