У книжной полки. 11 мая

11 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Палестинское Общество и русские школы на Востоке.

 

В мае 1882 года произошло событие, ставшее знаменательным для всего боголюбивого русского народа, жаждущего хоть раз в жизни побывать на Святой Земле. В те майские дни, 136 лет назад, состоялось торжественное открытие Императорского Православного Палестинского общества. Его девизом стали слова пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62, 1). Целью общества было: «поддержать Православие в Святой Земле, ознакомить соотечественников с ее историей, содействовать научным изысканиям, а также способствовать православному паломничеству в Палестину». Первым Председателем Общества был Великий князь Сергий Александрович Романов, а после его трагической гибели – Общество возглавила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Под ее председательством Палестинское Общество торжественно отметило и свой 25-летний юбилей. Подробнее обо всех этих событиях, связанных с возникновением и деятельностью Императорского Православного Палестинского общества, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Палестинское Общество и русские школы на Востоке». ***

Автор вошедших в книгу трудов - Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Он известен, прежде всего, как замечательный ученый-византинист, литургист и археограф, исследователь Православного Востока. Его труды занимают почетное место в истории русской церковной науки. Меньше вни­мания уделяют современные ученые его многолетнему служению в Императорском Православном Палестинском Обществе — в качестве Секретаря Общества, руководителя всей его организаци­онной работы и как летописца Русской Палестины. Между тем, проблематике связей России и Православного Востока, этим веч­ным темам русской культуры и русской религиозно-философской мысли, посвящена значительная часть книги статей выдающегося историка. Настоящий том включает преимущественно работы, посвящен­ные развитию русского школьного дела в Палестине, Сирии и Ли­ване.

Обзорный характер носят работы 1907 г.: «Извлечение из исторической записки ИППО за 25 лет его существования» и юбилейная речь «Русские учебно-воспитательные, благо­творительные и странноприимные учреждения в Палестине и Сирии». Ключе­вым документом сборника является впервые публикуемый большой «Отчет о ревизии учебных учреждений ИППО» 1910 года. Непосредственным образом связаны с историей школ на Святой Земле статьи, посвященные памяти следующих лиц: Секретаря Общества Василия Николаевича Хитрово; выдающегося деятеля российского просвещения, вице-председателя ИППО Николая Мильевича Аничкова, прошедшего путь от школьного педагога до товарища министра народного просвещения; и старшего бухгалтера Обще­ства Владимира Ивановича Белынского, помогавшего А. А. Дмитриевскому в его ревизии школь­ной системы на Востоке. Особое место занимает статья о Бет-Джальской жен­ской Учительской семинарии, созданной Палестинским Обществом на основе школы для арабских девочек, открытой еще в 1860-х гг. архимандритом Ан­тонином (Капустиным) и Елизаветой Федоовной Бодровой. Школьная деятельность Общества обсуждается также в отчетных докладах А. А. Дмитриевского на общих годич­ных собраниях 1912 и 1916 гг.

В своей статье, посвященной 25-летию открытия Палестинского Общества, автор отмечает: «Святая Земля, Гроб Господень, река Иордан с первых дней, как наше отечество озарилось светом Христовой веры, сдела­лись предметом особенного обожания и почитания со стороны православного русского народа. Тяготение в Палестину у рус­ских людей стало родом недуга и требовало со стороны властей, духовных и светских, ограничений и запрещений. Знаменателен тот факт, что это стремление в русском набожном человеке «Свя­тому Гробу Господню поклонится, в Иордане реке искупатися» никогда не сдерживалось сознанием трудности и дальности пути, всякого рода случайностями и полным отсутствием в Св. Земле каких-либо жизненных удобств. Паломник, всецело предостав­ленный самому себе, убогий приют в греческих иерусалимских монастырях считал для себя, со стороны святогробского духо­венства, благодеянием, за которое он щедро платил ему своими трудовыми грошами.

В таком положении полной беспомощно­сти и беспризорности наши «трудники Божии» находились до конца первой половины истекшего [XIX] столетия. И вот 31 июля 1847 г., по воле Государя Императора Николая Павловича, была учреж­дена Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Ей не было поставлено в прямую обязанность заботиться о наших паломниках и их житье-бытье в Иерусалиме, а лишь поддерживать Православие на Востоке и быть посред­ницей в отношениях Русской Церкви с православными Церквами. Несмотря на это, по состраданию и человеколюбию, наша Духовная Миссия не могла не обратить внимания и на эту крайне неприглядную сторону жизни наших соотечественников. Уже первый приснопамятный начальник Миссии покойный еп. Порфирий (Успенский) настойчивым ходатайством перед Иерусалимским Патриархом добился того, что наши паломники и паломницы были размещены по греческим монастырям с боль­шей осмотрительностью и удобствами, подчинил их нравствен­ному контролю Миссии».

После этого прошло больше 30 лет, и многие люди приняли участие в работе Миссии. Наконец, 21 мая 1881 года в святой град мира — Ие­русалим - прибыли юные царственные паломники великие князья Сергий и Павел Александровичи в сопровождении великого князя Кон­стантина Константиновича. При звоне колоколов русского соборного храма Святой Живоночальной Троицы, при радостных ликованиях туземцев и восторженных восклицаниях «ура» оставшихся на Русских По­стройках наших соотечественников, забросавших августейших паломников цветами, предшествуемые престарелым Патриархом Иерофеем с сонмом иерархов и священных клириков, великие князья-паломники смиренно и благоговейно вступали под много­вековую заветную священную сень Святогробского храма. Здесь, у драгоценного ложа Божественного Страдальца за весь человеческий род — цели своих заветных сердечных стремле­ний, высокие паломники прежде всего коленопреклоненно, при­падая ниц, из глубины своих чистых душ, … возносили свой горячий сердечный вопль к Тому, Который Один есть упокоение и отрада.

Все 10-дневное пребывание благочестивых Царевичей близ драгоценных христианских святынь прошло в неустанных целонощных молениях в Святогробском храме, в благоговейных обозре­ниях достопоклоняемых святынь Иерусалима и Вифлеема, во внимательном, всестороннем ознакомлении с русскими учреж­дениями и жизнью наших соотечественников — паломников. Под неизгладимо глубоким и отрадным впечатлением, выне­сенным из этого путешествия, вернулись царственные паломни­ки на родину. Туда, где лучшие русские люди — В. Н. Хитрово, епископ Порфирий (Успенский), К. П. Победоносцев, граф Е. В. Путятин, П. П. Мельников и др., — горячо любившие Святую Землю и близко принимавшие к сердцу жизненные интересы и насущ­ные потребности родного народа, уже давно трудились над соз­данием частного Палестинского Общества.

Это Общество, по замыслу его создателей, должно было взять на себя заботу о поддержании Православия в Святой Земле, об улуч­шении быта наших соотечественников-паломников и которое бы разрабатывало научным образом все вопросы, связанные со Свя­тою Землею и паломничеством в нее. Василий Николаевич Хитрово, всецело поглощенный осуществлением этой идеи, испросил милостивой аудиенции у великого князя Сергия Але­ксандровича, только что вернувшегося из Палестины. И скло­нил его стать во главе этого нарождающегося Общества. Великий князь с радостью и полною готовностью изъявил свое согласие и принялся настойчиво проводить в жизнь уже выработанный Устав Общества, получивший 8 мая 1882 г. Высо­чайшее утверждение. А 21 мая 1882 г.,т. е. ровно через год после въезда великого князя Сергия Александровича в Иерусалим, состоялось торжественное открытие Палестинского Общества.

В Палестине, как известно, уже были созданы правительст­венные учреждения, имевшие почтенную давность — Русская Духовная Миссия и Палестинская Комиссия, на коих лежала прямая забота об улучшении быта наших паломников в Палестине. Поэтому Православное Палестинское Общество заботу о паломниках решилось предоставить пока этим старейшим деятелям — Духовной Миссии и главным образом Комиссии. Ну а свои пока слабые силы посвятить той стороне дея­тельности в Палестине, на которую Комиссия совершенно не обращала внимания, а Духовная Миссия — при недо­статке средств и не могла дать ей широкую постановку. Речь идет о педагогической просветительной деятельности Православного Палестинского Общества, которую и освящает автор этой книги - Алексей Афанасьевич Дмитриевский.

 

*** «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62,1). Этот стих из пророка Исайи, по словам издателей, не случайно стал девизом Православного Палестинского Общества, созданного не только для того, чтобы заботиться о русских православных паломниках, но и для поддержания Православия в Святой Земле, гуманитарно-просветительной работы среди местного арабского населения. И Алексей Афанасьевич Дмитриевский, на протяжении двенадцати лет с 1906 г. до 1918 г. занимавший ответственный пост Секретаря ИППО, не умолкал и не успокаивался. Научный и гражданский подвиг ученого, труженика и исповед­ника, принадлежавшего к той категории людей веры и долга, о ком Священное Писание говорит: «В нем лести несть», — остается высоким образцом и примером для современных ученых, продолжате­лей дела Императорского Православного Палестинского Общества. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать