Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Палестинское Общество и русские школы на Востоке.
В мае 1882 года произошло событие, ставшее знаменательным для всего боголюбивого русского народа, жаждущего хоть раз в жизни побывать на Святой Земле. В те майские дни, 136 лет назад, состоялось торжественное открытие Императорского Православного Палестинского общества. Его девизом стали слова пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62, 1). Целью общества было: «поддержать Православие в Святой Земле, ознакомить соотечественников с ее историей, содействовать научным изысканиям, а также способствовать православному паломничеству в Палестину». Первым Председателем Общества был Великий князь Сергий Александрович Романов, а после его трагической гибели – Общество возглавила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Под ее председательством Палестинское Общество торжественно отметило и свой 25-летний юбилей. Подробнее обо всех этих событиях, связанных с возникновением и деятельностью Императорского Православного Палестинского общества, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Палестинское Общество и русские школы на Востоке». ***
Автор вошедших в книгу трудов - Алексей Афанасьевич Дмитриевский. Он известен, прежде всего, как замечательный ученый-византинист, литургист и археограф, исследователь Православного Востока. Его труды занимают почетное место в истории русской церковной науки. Меньше внимания уделяют современные ученые его многолетнему служению в Императорском Православном Палестинском Обществе — в качестве Секретаря Общества, руководителя всей его организационной работы и как летописца Русской Палестины. Между тем, проблематике связей России и Православного Востока, этим вечным темам русской культуры и русской религиозно-философской мысли, посвящена значительная часть книги статей выдающегося историка. Настоящий том включает преимущественно работы, посвященные развитию русского школьного дела в Палестине, Сирии и Ливане.
Обзорный характер носят работы 1907 г.: «Извлечение из исторической записки ИППО за 25 лет его существования» и юбилейная речь «Русские учебно-воспитательные, благотворительные и странноприимные учреждения в Палестине и Сирии». Ключевым документом сборника является впервые публикуемый большой «Отчет о ревизии учебных учреждений ИППО» 1910 года. Непосредственным образом связаны с историей школ на Святой Земле статьи, посвященные памяти следующих лиц: Секретаря Общества Василия Николаевича Хитрово; выдающегося деятеля российского просвещения, вице-председателя ИППО Николая Мильевича Аничкова, прошедшего путь от школьного педагога до товарища министра народного просвещения; и старшего бухгалтера Общества Владимира Ивановича Белынского, помогавшего А. А. Дмитриевскому в его ревизии школьной системы на Востоке. Особое место занимает статья о Бет-Джальской женской Учительской семинарии, созданной Палестинским Обществом на основе школы для арабских девочек, открытой еще в 1860-х гг. архимандритом Антонином (Капустиным) и Елизаветой Федоовной Бодровой. Школьная деятельность Общества обсуждается также в отчетных докладах А. А. Дмитриевского на общих годичных собраниях 1912 и 1916 гг.
В своей статье, посвященной 25-летию открытия Палестинского Общества, автор отмечает: «Святая Земля, Гроб Господень, река Иордан с первых дней, как наше отечество озарилось светом Христовой веры, сделались предметом особенного обожания и почитания со стороны православного русского народа. Тяготение в Палестину у русских людей стало родом недуга и требовало со стороны властей, духовных и светских, ограничений и запрещений. Знаменателен тот факт, что это стремление в русском набожном человеке «Святому Гробу Господню поклонится, в Иордане реке искупатися» никогда не сдерживалось сознанием трудности и дальности пути, всякого рода случайностями и полным отсутствием в Св. Земле каких-либо жизненных удобств. Паломник, всецело предоставленный самому себе, убогий приют в греческих иерусалимских монастырях считал для себя, со стороны святогробского духовенства, благодеянием, за которое он щедро платил ему своими трудовыми грошами.
В таком положении полной беспомощности и беспризорности наши «трудники Божии» находились до конца первой половины истекшего [XIX] столетия. И вот 31 июля 1847 г., по воле Государя Императора Николая Павловича, была учреждена Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Ей не было поставлено в прямую обязанность заботиться о наших паломниках и их житье-бытье в Иерусалиме, а лишь поддерживать Православие на Востоке и быть посредницей в отношениях Русской Церкви с православными Церквами. Несмотря на это, по состраданию и человеколюбию, наша Духовная Миссия не могла не обратить внимания и на эту крайне неприглядную сторону жизни наших соотечественников. Уже первый приснопамятный начальник Миссии покойный еп. Порфирий (Успенский) настойчивым ходатайством перед Иерусалимским Патриархом добился того, что наши паломники и паломницы были размещены по греческим монастырям с большей осмотрительностью и удобствами, подчинил их нравственному контролю Миссии».
После этого прошло больше 30 лет, и многие люди приняли участие в работе Миссии. Наконец, 21 мая 1881 года в святой град мира — Иерусалим - прибыли юные царственные паломники великие князья Сергий и Павел Александровичи в сопровождении великого князя Константина Константиновича. При звоне колоколов русского соборного храма Святой Живоночальной Троицы, при радостных ликованиях туземцев и восторженных восклицаниях «ура» оставшихся на Русских Постройках наших соотечественников, забросавших августейших паломников цветами, предшествуемые престарелым Патриархом Иерофеем с сонмом иерархов и священных клириков, великие князья-паломники смиренно и благоговейно вступали под многовековую заветную священную сень Святогробского храма. Здесь, у драгоценного ложа Божественного Страдальца за весь человеческий род — цели своих заветных сердечных стремлений, высокие паломники прежде всего коленопреклоненно, припадая ниц, из глубины своих чистых душ, … возносили свой горячий сердечный вопль к Тому, Который Один есть упокоение и отрада.
Все 10-дневное пребывание благочестивых Царевичей близ драгоценных христианских святынь прошло в неустанных целонощных молениях в Святогробском храме, в благоговейных обозрениях достопоклоняемых святынь Иерусалима и Вифлеема, во внимательном, всестороннем ознакомлении с русскими учреждениями и жизнью наших соотечественников — паломников. Под неизгладимо глубоким и отрадным впечатлением, вынесенным из этого путешествия, вернулись царственные паломники на родину. Туда, где лучшие русские люди — В. Н. Хитрово, епископ Порфирий (Успенский), К. П. Победоносцев, граф Е. В. Путятин, П. П. Мельников и др., — горячо любившие Святую Землю и близко принимавшие к сердцу жизненные интересы и насущные потребности родного народа, уже давно трудились над созданием частного Палестинского Общества.
Это Общество, по замыслу его создателей, должно было взять на себя заботу о поддержании Православия в Святой Земле, об улучшении быта наших соотечественников-паломников и которое бы разрабатывало научным образом все вопросы, связанные со Святою Землею и паломничеством в нее. Василий Николаевич Хитрово, всецело поглощенный осуществлением этой идеи, испросил милостивой аудиенции у великого князя Сергия Александровича, только что вернувшегося из Палестины. И склонил его стать во главе этого нарождающегося Общества. Великий князь с радостью и полною готовностью изъявил свое согласие и принялся настойчиво проводить в жизнь уже выработанный Устав Общества, получивший 8 мая 1882 г. Высочайшее утверждение. А 21 мая 1882 г.,т. е. ровно через год после въезда великого князя Сергия Александровича в Иерусалим, состоялось торжественное открытие Палестинского Общества.
В Палестине, как известно, уже были созданы правительственные учреждения, имевшие почтенную давность — Русская Духовная Миссия и Палестинская Комиссия, на коих лежала прямая забота об улучшении быта наших паломников в Палестине. Поэтому Православное Палестинское Общество заботу о паломниках решилось предоставить пока этим старейшим деятелям — Духовной Миссии и главным образом Комиссии. Ну а свои пока слабые силы посвятить той стороне деятельности в Палестине, на которую Комиссия совершенно не обращала внимания, а Духовная Миссия — при недостатке средств и не могла дать ей широкую постановку. Речь идет о педагогической просветительной деятельности Православного Палестинского Общества, которую и освящает автор этой книги - Алексей Афанасьевич Дмитриевский.
*** «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62,1). Этот стих из пророка Исайи, по словам издателей, не случайно стал девизом Православного Палестинского Общества, созданного не только для того, чтобы заботиться о русских православных паломниках, но и для поддержания Православия в Святой Земле, гуманитарно-просветительной работы среди местного арабского населения. И Алексей Афанасьевич Дмитриевский, на протяжении двенадцати лет с 1906 г. до 1918 г. занимавший ответственный пост Секретаря ИППО, не умолкал и не успокаивался. Научный и гражданский подвиг ученого, труженика и исповедника, принадлежавшего к той категории людей веры и долга, о ком Священное Писание говорит: «В нем лести несть», — остается высоким образцом и примером для современных ученых, продолжателей дела Императорского Православного Палестинского Общества.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!