У книжной полки. 11 марта

11 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Татьяна Львовна Шишова. Чтобы ребенок не был трудным.

 

Продолжается Великий пост, и вот уже мы достигли половины Четыредесятницы, Недели Крестопоклонной. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34). Взять крест свои и нести – это необходимое условие спасения каждого из нас. И заключается он в исполнении заповедей Божиих на всяком месте Владычества Его. Среди различных крестов, которые мы несем в дни нашего земного странствования, есть крест родительский. И оттого, как мы его несем зависит будущее наших же детей. Много веков назад святитель Иоанн Златоуст писал своим современникам: «Некоторые из родителей совершенно пренебрегают воспитанием детей в раннем возрасте. Сделал ребенок дурное дело, неразумный родитель говорит: «Ничего, еще ребенок не смыслит, вырастет – не станет этого делать». И растет этот ребенок, как яблоня в лесу. Отведайте плода от этой яблони и не возрадуетесь, так он горек…» В наши дни слова святителя нисколько не утратили своего значения, а вопросы воспитания детей интересуют многих родителей. Размышления на эту тему православного педагога Татьяны Львовны Шишовой в книге - «Чтобы ребенок не был трудным» мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

Книга «Чтобы ребенок не был трудным», выпущенная в свет Издательством Зерна-Слово, родилась как из родительского опыта автора, так из опыта психологических занятий с «трудными» детьми, по словам самой Татьяны Шишовой, из наблюдений и за своими детьми, и за множеством других. И потому в книге нет ни одного вымышленного примера, хотя все имена изменены. В предисловии автор отмечает, что «обычно детей приводят к психологам и врачам, когда ситуация выходит из-под контроля и становится невыносимой. В семье нарастает ком проблем, которые родители не в силах разрешить самостоятельно. У ребенка расшатываются нервы, и это плохо сказывается на его здоровье, поведении, успеваемости. А уж если впереди замаячит отчисление из школы, или перспектива лечиться у психиатра или угроза стать наркоманом, то тогда многие родители бывают готовы снять с себя последнюю рубашку, лишь бы вызволить сына или дочь из беды.

Конечно, - говорит Татьяна Львовна, - помочь «трудным» детям можно и даже необходимо. Нет такого ребенка, поведение которого нельзя было бы скорректировать (хотя бы отчасти). Но не все умеют это делать, потому что исправлять испорченное, склеивать сломанное – занятие не из простых. Особенно когда речь идет о человеческой психике, о душе ребенка. Лучше постараться не доводить дело воспитания до катастрофы, до той критической черты, за которой происходят серьезные, порой даже непоправимые искажения личности ребенка и семейных взаимоотношений. Все мы знаем, что профилактика лучше лечения. Но мало кто воплощает сей очевидный принцип на практике. Большинство ждет, пока, как говорится, не припечет. Но одно дело, когда речь идет о своем здоровье – сам наломал дров, сам и расплачиваешься. И совсем другое дело, когда страдает ребенок, интересы которого мы обязаны охранять. Здесь следует приложить максимум усилий именно для профилактики, предотвращения трудностей детского поведения.

Книга «Чтобы ребенок не был трудным» как раз из разряда таких - профилактических. В частности, с ее страниц автор советует, не уподобляться сверхответственным мамам, которые поминутно с тревогой вглядываются в ребенка и анализируют каждый свой шаг, стараясь понять, что они сделали не так. Это только нервирует детей и взрослых. Однако необходимо вставать на место ребенка, понимать его чувства, предвосхищать последствия тех или иных событий и, главное, вовремя реагировать, когда детское поведение начинает меняться в худшую сторону. Конечно, такой подход требует определенных душевных затрат, но в итоге оборачивается существенной экономией: ведь «починка» разлаженной психики ребенка обходится обычно гораздо дороже.

Сама Татьяна Львовна Шишова вместе со своим соавтором Ириной Яковлевной Медведевой огромное значение придает воспитанию детей на основе национально-культурных традиций. По мнению православных педагогов-психологов, детская психика нарушается, когда родители берут на вооружение принципы, чуждые нашей культуре, в то время как невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребенка без опоры на традиционную для родителей и страны этику. Объясняется это тем, что в психике человека есть разные пласты, в том числе пласт, который в психологии сейчас принято называть «коллективным бессознательным». Другими словами, это память предков, которая живет в каждом человеке, даже в маленьком ребенке.

Во многом именно благодаря наличию такого коллективного бессознательного в каждой стране, по словам автора, возникает свой неповторимый «культурный воздух», существующий независимо от наших вкусов или политических пристрастий. И изменить его гораздо сложнее, чем кажется, что неоднократно подтверждалось историей. К примеру, после революции 1917 года много сил было брошено на то, чтобы взрастить в детях дух безбожия. На глазах подрастающего поколения рушились церкви, осквернялись святыни, осмеивалась вера и религиозные обряды. Но когда началась Великая Отечественная война, то Сталин, призывая народ к борьбе с фашистскими захватчиками, апеллировал вовсе не к новым установкам. Он выбрал совсем иные слова в своем обращении к соотечественникам и говорил так, как советский руководитель никогда не обращался и даже не имел права на такое обращение.

Сталин назвал русских людей «братьями и сестрами», что было принято только среди «врагов народа» - среди православных христиан. Народ живо откликнулся на это, и тогда стало ясно, что в нем всколыхнулась родовая память, даже в тех, кто в буквальном смысле слова отродясь не заглядывал в храм, поскольку рос в атмосфере воинствующего атеизма. Этот пример наглядно показывает, как важна в воспитании традиция. А попадая в нетрадиционные воспитательные установки, маленький ребенок оказывается в жестких тисках. С одной стороны - родители для него самые авторитетные люди на свете, и малыш подражает им, считая их слово истиной в последней инстанции. Но с другой стороны, в нем живет и память предков, которая в случае отхода родителей от традиции будет подсказывать ребенку, что родители не правы. И все культурное наследие: сказки, стихи, музыка, - все это также будет противоречить родительским установкам.

Что же в этом случае ждет малыша? Как говорит Татьяна Львовна, «отвергнуть авторитет родителей ребенок не может, подавить тревожные сигналы, поступающие из внешнего мира и из собственного подсознания, также не может. Ситуация повергает его в смятение, которое перерастает в хаос. А этот внутренний хаос может вызвать серьезное душевное расстройство, которое потом и приходится разрешать с помощью специалиста. Но таких проблем всегда можно избежать, если использовать в воспитании детей правильные методики, которые предлагает нам и автор этой книги. В течение многих лет Татьяна Львовна совместно с Ириной Яковлевной Медведевой проводят занятия в коррекционных группах, беседуя с родителями на педагогические темы. Они напоминают папам и мамам о важности воспитания ребенка в духе любви, целомудрия, патриотизма, и нестяжательства, а также о том, как пагубен отказ от традиций, которые в нашей стране на протяжении многих столетий формировались и крепли в лоне Православной Церкви.

Кроме опоры на традиционную этику, автор книги, Татьяна Шишова, являясь одной из создателей оригинальной методики куклотерапии, уделяет огромное значение и детской игре. То, что кажется многим взрослым просто развлечением, на самом деле является мощнейшим инструментом воздействия на ребенка. В игре дети гораздо быстрее усваивают разные знания, модели поведения, приемы, помогающие успешно выходить из сложной ситуации. Поэтому в книге достаточно много игр и рекомендаций такого рода. Также здесь много практических советов, касающихся самых разных проблем, которые волнуют родителей: от борьбы с детской грубостью или капризами до выбора «правильного» подарка и приучения ребенка к чтению книг.

 

*** В популярной книге православного психолога Татьяны Шишовой родители смогут найти ответы на многие вопросы воспитания. Например, таких, как боязнь темноты, своеволие, страх одиночества, грубость, отношение к деньгам и увлечение компьютером и многие другие. Но более всего автор хотела бы побудить родителей задуматься. Ведь на все случаи жизни советов не напасешься, да и невозможно порой применить какой-то совет на практике, не вникнув в суть вопроса, не увидев его в объеме. А для полноценного воспитания ребенка нужно видеть в нем личность, разговаривать с ним на общем языке и сохранять его нравственное и психическое здоровье. Иными словами, воспитывать так, чтобы ребенок не был трудным.  

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать