Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Петр Калиновский. Переход. Последняя болезнь, смерть и после.
В эту субботу, как и последующие две великопостные субботы, Русской Православной Церковью были установлены дни особого поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. В эти дни верующие люди приходят в храм, молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним. Эта традиция основана на вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно. Вопросы жизни и смерти в той или иной степени всегда интересовали человека, а начиная с 1970 года стали появляться книги на эту тему. Их авторами в основном были врачи и психологи, ярким представителем которых был Виктор Евгеньевич Истомин, более известный как Петр Калиновский. Он является автором книги «Переход. Последняя болезнь, смерть и после», которая в 2016 году была переиздана Издательством Сибирская Благозвонница. ***
Автор данной книги, Виктор Евгеньевич Истомин, родился 17 февраля 1906 года в Харькове, в глубоко верующей семье врачей. Вполне естественно, что с детства Виктор интересовался медициной и, окончив с отличием гимназию, поступил в Екатеринославский (ныне Днепропетровский) медицинский институт, по окончании которого был направлен на работу в Архангельск. Затем, вернувшись в родную alma mater, поступил в аспирантуру, совмещая учебу с работой на кафедре госпитальной хирургии. Позже стал доцентом этой кафедры. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны Виктор Евгеньевич был призван в армию и откомандирован на фронт, где возглавил медико-санитарный батальон, с которым попал в окружение. Продолжал работать врачом и на оккупированных территориях. В 1943 году, при отступлении немцев, доктор Истомин был отправлен в Германию, где работал в лагерях для военнопленных, сначала на территории Польши, а потом - в Гамбурге, вплоть до окончания войны.
После войны Виктор Евгеньевич вместе с женой оказался в лагере для перемещенных лиц. Им грозила принудительная репатриация в Советский Союз. Но начальник лагеря, английский майор, друживший с Истомиными, узнав об этом, рискуя своей карьерой, за одну ночь поменял им документы, и таким образом спас своим друзьям жизнь. Именно тогда супруги Истомины стали супругами Калиновскими. В 1948 году они вместе с другими русскими отплыли на пароходе в Австралию и там поступили в университет на медицинский факультет, надеясь по окончании его получить право работать в Австралии по специальности. Им удалось поступить в университет сразу на третий курс, по окончании которого в 1953 году доктор Калиновский устроился заведующим госпиталем в небольшом городке Йорк Таун. Там он открыл хирургическое отделение и сам оперировал больных. А до этого всех нуждавшихся в операции отправляли в Аделаиду, что не всегда было удобно или возможно.
Доктор Калиновский был очень требователен к себе и никогда не останавливался на достигнутом. Для повышения квалификации он уехал в Шотландию и там проработал в больнице несколько лет. В Австралию он вернулся высококвалифицированным специалистом. В пригороде Аделаиды купил дом, в котором оборудовал клинику, где и работал вместе с женой вплоть до выхода на пенсию. В 1981 году приступил к сбору материала для написания книги «Переход: последняя болезнь, смерть и после», которая была издана на русском языке в издательстве «Посев». О чем же писал Петр Калиновский в конце 20 века? Чтобы узнать это, откроем предисловие этой книги. «Смерть, - отмечает автор, - совсем не такая, какой мы ее чаще всего себе представляем. Всем нам при умирании придется увидеть и пережить много такого, чего мы не ждем и о чем не думаем. Зная немного больше, мы будем иметь меньше страха и меньше страданий.
Труды современных нам врачей-реаниматоров позволили взглянуть за пределы земной жизни и узнать немного больше, чем мы знали до сих пор. Христианство учит, что душа бессмертна и что после смерти тела она переходит в другие условия реальности и продолжает сознательное существование. В это можно было верить или не верить. Счастливы те, кто мог верить просто и глубоко, не входя ни в какие размышления. Их жизнь была светлее и лучше. Но такая вера бывает не у всех. Современный человек, даже близкий к вере в Бога, привык размышлять, доискиваться, искать подтверждений. В этом, как считает автор, нет ничего плохого. Один из путей к вере ведет через поиски, через знание. Неверие никогда не бывает результатом знания. Тот, кто утверждает, что знание разрушает веру, — обманывает.
Как отмечает автор, мы живем в очень интересное и трудное время. Может быть, еще никогда не было такого преобладания материального над духовным. Мир не стоит на месте. Еще философы Древней Греции знали, что «все течет, все изменяется», но никогда в прошлом эти изменения не были такими глубокими и такими быстрыми. На наших глазах, за время одного-двух поколений, жизнь на земле принимает новый облик. В мир входит что-то новое, меняется не только образ жизни людей, меняются и сами люди. Мы видим феноменальный и быстрый рост материальных знаний и материальных возможностей, освоение и, можно сказать, покорение материального мира человеком. Но наряду с этим теряются духовные ценности, развилось и усиливается пренебрежение к миру духовному и уход от него. Материальное обогащение при обнищании духа. Рост знания при потере мудрости.
С другой стороны, по словам автора, за последние годы "ученые, изучающие процессы, связанные с умиранием и смертью, сделали много новых открытий, часто совершенно неожиданных и идущих вразрез с нашими привычными взглядами на жизнь и смерть. В настоящее время медицинская наука пересматривает свои старые, традиционные понятия, так как новые данные показывают, что смерть — это не конец существования личности, а ее переход в новые условия бытия. Большинство людей 20 века очень мало знают о смерти, о том, как происходит умирание и что будет после него. О смерти не думают. Это может по казаться странным, так как смерть — самое важное событие во всей земной жизни человека и ничего более определенного и более окончательного ни с кем из нас случиться не может».
«Каждому из нас, - напоминает автор, - придется перейти через этот рубеж. А мы о самом главном не думаем и к нему не готовимся. Могут спросить: «А о чем думать и к чему готовиться? От нас не зависит. Придет наше время - умрем и все. Думать не о чем». Многие так и делают. И все-таки каждому из нас иногда приходят в голову и другие беспокойные мысли: «А что если это не так? А что если смерть не конец, и после смерти тела я, неожиданно для самого себя, вдруг окажусь в совершенно новых условиях, сохранив способность видеть, слышать и чувствовать? И самое главное - а что, если наше будущее за порогом в какой-то мере зависит от того, как мы прожили наше время и какими мы были, когда перешагнули смертный порог?»
По словам автора, взглянуть за пределы земной жизни и узнать немного больше, ему и другим людям конца 20 века, позволили труды современных врачей-реаниматоров. Первые главы книги рассказывают об этом. О том, что смерть следует ожидать и нужно встретить ее так чтобы умирание было достойным и не очень трудным, рассказывают главы о предсмертной болезни и умирании. О загробном мире и о жизни в нем в книге сказано немного. В наше время наука приподняла завесу и над этой тайной, но автор касается только того, что кажется действительно достоверным. Глава 9 - это попытка рассмотреть последние научные данные в свете христианского учения о потустороннем мире. Глава 14 — о последней болезни и о том, что может помочь больному в последние месяцы его жизни. В главах 18 и 19 - несколько советов родственникам больного о том, чем и как можно облегчить страдания ему и себе. Большинство из этих советов, по словам автора, - старые и верные, но теперь забытые. Есть и несколько новых, действенность которых проверена учеными, изучающими смерть.
*** Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной… Господь наградил человека бессмертной душой, но не все верят в это. Заслуга доктора Петра Калиновского состоит в том, что он, суммируя и анализируя многочисленные факты, показывает, а медицинская наука подтверждает то, чему всегда учило христианство: жизнь души за гробом есть естественное продолжение и последствие ее жизни на земле.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!